Цели:
- Дать понятие определения.
- Сформировать умение находить определение в предложении.
- Воспитывать любовь и уважение к родному русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. На доске эпиграф к уроку (записывается в тетрадь).
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
И.С. Тургенев.
– Сегодня наш урок русского языка я хочу начать со слов великого писателя, классика русской литературы И.С. Тургенева, с творчеством которого мы будем знакомиться чуть позже. О русском языке он говорил так….
– Какими словами Тургенев характеризует язык, на котором мы с вами говорим? (Великий, могучий, правдивый, свободный.)
– Какую роль сыграл русский язык в жизни писателя? (В тяжелые минуты его жизни он был для него поддержкой и опорой.)
– Продолжая мысль автора, я хочу сказать о том, что мы с вами должны любить и уважать русский язык хотя бы за то, что мы говорим на этом замечательном языке. При помощи него мы узнаем все больше нового и интересного. А на уроках русского языка мы с вами должны изучать наш родной язык. И сегодняшний урок не исключение. Мы продолжим изучение второстепенных членов предложения.
3. Проверка домашнего задания.
Три ученика на доске составляют предложении, используя данные в скобках с нужными предлогами в качестве дополнений.. Определить падеж.
Катя тревожилась (брат), переживала (он). Друзья особенно беспокоились (капитан), тревожились (он). Сами игроки были уверены (успех), не сомневались (он).
Все остальные ученики работают с учителем по вопросам.
- Что обозначает дополнение?
- На какие вопросы отвечает?
- Какие слова предложения поясняет?
- Какими частями речи может быть выражено?
4. Работа над новым материалом.
Составить словосочетания со словами, записанными на доске. Указать главное и зависимое слова. Чем они выражены? Указать вид словосочетаний. Записать в тетрадь.
Интересная, книга; светлая, день; ясное, погода; широкая, горизонт; заячий, шубка.
- Вопросы:
– Какая часть речи обозначает признак предмета?
– На какие вопросы отвечает?
– Сегодня мы с вами будем вести разговор о второстепенном члене предложения определении.
Определение.
Признак предмета или явления.
Обозначает определение.
Чей и какой – вопросы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
– Сделайте вывод, что вы узнали об определении?
- Ребята, вы уже узнали, что определение обозначает признак предмета (или лица), отвечает на вопросы какой? который? чей? и подчеркивается волнистой линией. А сейчас мы с вами попробуем определить, какой член предложения поясняет определение. Разбор предложений.
Пришла долгожданная зима. Белым ковром покрылась земля. В кустах мелькнул лисий хвост (использовать вспомогательную карточку для разбора предложений).
Провести орфографическую работу.
- Заполнение таблицы (раздается каждому ученику).
“Как определить второстепенный член предложения”.
Члены предложения | |||
Последовательность действий. | Дополнение | Определение | Обстоятельство. |
Установить, от какого слова зависит | От глагола-сказуемого | От существительного, которое оно поясняет | |
Выяснить, что обозначает | Предмет | Признак предмета (или лица) | |
Найти, на какой вопрос отвечает | Вопросы косвенных падежей | Какой? который? чей? | |
Определить, чем выражен | Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже. | Чаще всего выражается именем прилагательным |
- Используя данную таблицу, сделайте сообщение о том, что вы узнали об определении.
- А сейчас вернемся к высказыванию И.С. Тургенева о русском языке и найдем в нем определения.
– Каков стиль предложения? (Художественный.) Художественный текст невозможно представить без определений, которые делают нашу речь точной, яркой, выразительной.
Многие из определений ярко и образно рисуют предмет, передают чувства, отношение автора к нему. Такие определения называются эпитетами.
– Запишем в тетрадь это определение.
- Самостоятельная работа.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните известные вам члены предложения. Надпишите, чем они выражены.
Пришла осенн..я пора. Солнышко п..казывается редко. П..дул х..лодный ре..кий ветер. Он ..дувает последн… листья и разносит их по п..лям, по р..щам.
5. Домашнее задание: параграф 38, упр. 347.