Цели:
- развивать речедвигательные и слуховые ощущения, умение анализировать их с опорой на зрительное восприятие и без него;
- вырабатывать умение различать твердые и мягкие согласные и обозначать их на письме буквами “ы” и “и”;
- формировать фонематическое восприятие, совершенствовать слого-звуковой анализ и синтез слов;
- обогащать словарный запас и грамматические формы речи;
- добиваться понимания инструкции и четкого их выполнения.
Дидактические средства:
- магнитная доска, классная доска;
- фишки красного, синего и зеленого цветов для составления схем звукового состава слова
- мяч
- таблицы с буквами “ы” и “и”.
Ход занятия
Организационный момент
- Пальчиковая гимнастика.
- Артикуляционная гимнастика.
- Работа над дикцией (проговаривание чистоговорки).
– Вы малину мыли ли?
– Мыли, но не мылили.
– Какие звуки выделяли голосом? Назовите их. (ы-и.)
– Дайте им характеристику. (Молодцы, это гласные звуки, т.к. нет преграды при их произнесении, Ы – гласный первого ряда, И– гласный второго ряда.)
– Сядет тот на место, кто назовет, какой гласный звук, “ы” или “и”, спрятался слове: ишак, мышь, тигр, сыр, крыша, крик.
Основная часть занятия.
1) – Кто догадался, какие звуки у нас сегодня в гостях. (ы-и).
– Правильно, “дежурными” будут звуки и буквы “ы” и “и”. Мы на занятии будем учиться их различать на слух и письменно.
Вывешиваются таблички с печатным и письменным изображением букв “Ы-ы” “Ии – Ии”.
– Так на письме обозначают буквами звуки “ы-и”.
– Послушайте стихотворение:
Ы на вид весьма сурова,
Но характером скромна:
Никогда в начале слова
Не становится она.
Но ни ты ни мы ни вы
Не обходимся без ы.
2) Сравнение по артикуляции звуков “ы” и “и”.
Учащиеся перед зеркалами произносят поочередно звуки и сравнивают их произнесение.
“Ы” – губы в улыбке, язык отодвинут от нижних резцов.
“И” – губы в улыбке, но более растянуты, кончик языка упирается в нижние резцы.
– Положите тыльную сторону ладони на горлышко, произнесите звук “ы-и”, опишите ощущения. (Толчок при произнесении звука “ы”, при звуке “и” – равномерная вибрация).
3) Игра с мячом. Дифференциация звуков в слогах на слух.
Послушайте слоги. Какой гласный вы слышите? Верните гласный вместе с мячом.
Пы, ти, мы, ри, сы, ды, би, ки, ры, пи, ми, си.
4)Дифференциация мягких и твердых согласных в слогах устно.
Послушайте, повторите за мной.
Пи-пи-пи пы-пы-пы
Ти-ти-ти ты-ты-ты
Ри-ри-ри ры-ры-ры
– Как произносились согласные, которые вы слышали сначала и потом? (Твердо и мягко.)
– Какой звук обозначал мягкость согласных? (“и”.)
– Каким цветом обозначим мягкий согласный? (Зеленым.) Твердый согласный? (Синим цветом.) На доске выставляются синяя и зеленая фишки.
5) Составление слов из местоимений. Повторяйте за мной четко и громко, следите за движениями моих рук.
Если руки мыли вы,
Если руки мыли мы,
Если руки мыл и ты,
Значит руки вы-мы-ты!
Назовите слова с гласными “ы” -“и” (“ы” – вы, мы, ты – на доске появляются эти слоги-слова, “и” – руки, если – на доске выставляются слова.)
– Произнесем эти слова и рядом обозначим фишками звуки.
– Вспомним, что красная фишка– гласный звук, синяя – согласный твердый, зеленая – согласный мягкий.
Под словами выставляются фишки.
6) Физкультминутка.
На физкультминутке мы будем вместе составлять букет. Я буду называть цветы, а вы должны быстро решить, возьмете тот или иной цветок в наш букет или не возьмете. Отбор цветов должен идти по одному признаку: наличие в сочетании слов звука [ы]. Если в одном из слов словосочетания есть звук [ы], вы шагаете, высоко поднимая колени. Если звука [ы] нет, то стоите на месте и делаете наклоны влево-вправо.
Красный георгин, белый ландыш, синий колокольчик, разноцветные анютины глазки, голубые незабудки, желтый тюльпан, черная роза, бордовый пион.
Интересный у нас получился букет.
7) Дифференциация звуков “ы-и”, твердых и мягких согласных.
Поиграем в игру. Я бросаю мяч и говорю слог или слово, а вы возвращаете его, заменяя мягкий согласный (со звуком “и”) на твердый согласный (со звуком “ы”).
Ди, сти, при, мил, вил, Нил, пил.
Игра наоборот:
Ды, сты, пры, мыл, выл. Ныл, пыл.
Составьте предложения со ловами: Нил, выл, мил, мыл.
8) Графический диктант.
– Я буду говорить слова, а вы выкладываете цепочку из синих и зеленых фишек.
– Напомните, что обозначают цвета фишек? (Синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук.)
Мышка, рис, рысь, тигр, мишка, лиса, кеды, беги, лепи, ноги, сыр, коты. (Кто выполнил задание правильно, получает фишку – улыбку.)
– Кто запомнил слова, которые мы шифровали со звуком “ы”, потом – “и”? (За правильно названные слова ученики получают фишки-улыбки.)
Итог занятия.
– С какими звуками мы подружились?
– Что вам понравилось на занятии? Что вызвало затруднение?
– Пароль на выход, за правильный ответ вручается еще фишка. Приложение.
Составить слова, они торопились к нам на занятие и рассыпались на буквы. Обозначьте цветовыми фишками звуки. (Каждому ребенку выдается карточка.)
И М Р | Ы С И Л | У Л Ж И | ||
И Т Р Г | Ы Т К И | Д Н Ы И |
Литература
-
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. М., 2004.
-
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001.
-
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.