Дифференциация Ы-И. Выделение твердого и мягкого согласного из слогов и слов

Разделы: Логопедия


Цели:

  • развивать речедвигательные и слуховые ощущения, умение анализировать их с опорой на зрительное восприятие и без него;
  • вырабатывать умение различать твердые и мягкие согласные и обозначать их на письме буквами “ы” и “и”;
  • формировать фонематическое восприятие, совершенствовать слого-звуковой анализ и синтез слов;
  • обогащать словарный запас и грамматические формы речи;
  • добиваться понимания инструкции и четкого их выполнения.

Дидактические средства:

  • магнитная доска, классная доска;
  • фишки красного, синего и зеленого цветов для составления схем звукового состава слова
  • мяч
  • таблицы с буквами “ы” и “и”.

Ход занятия

Организационный момент

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Работа над дикцией (проговаривание чистоговорки).

– Вы малину мыли ли?

– Мыли, но не мылили.

– Какие звуки выделяли голосом? Назовите их. (ы-и.)

– Дайте им характеристику. (Молодцы, это гласные звуки, т.к. нет преграды при их произнесении, Ы – гласный первого ряда, И– гласный второго ряда.)

– Сядет тот на место, кто назовет, какой гласный звук, “ы” или “и”, спрятался слове: ишак, мышь, тигр, сыр, крыша, крик.

Основная часть занятия.

1) – Кто догадался, какие звуки у нас сегодня в гостях. (ы-и).

– Правильно, “дежурными” будут звуки и буквы “ы” и “и”. Мы на занятии будем учиться их различать на слух и письменно.

Вывешиваются таблички с печатным и письменным изображением букв “Ы-ы” “Ии – Ии”.

– Так на письме обозначают буквами звуки “ы-и”.

– Послушайте стихотворение:

Ы на вид весьма сурова,
Но характером скромна:
Никогда в начале слова
Не становится она.
Но ни ты ни мы ни вы
Не обходимся без ы.

2) Сравнение по артикуляции звуков “ы” и “и”.

Учащиеся перед зеркалами произносят поочередно звуки и сравнивают их произнесение.

“Ы” – губы в улыбке, язык отодвинут от нижних резцов.

“И” – губы в улыбке, но более растянуты, кончик языка упирается в нижние резцы.

– Положите тыльную сторону ладони на горлышко, произнесите звук “ы-и”, опишите ощущения. (Толчок при произнесении звука “ы”, при звуке “и” – равномерная вибрация).

3) Игра с мячом. Дифференциация звуков в слогах на слух.

Послушайте слоги. Какой гласный вы слышите? Верните гласный вместе с мячом.

Пы, ти, мы, ри, сы, ды, би, ки, ры, пи, ми, си.

4)Дифференциация мягких и твердых согласных в слогах устно.

Послушайте, повторите за мной.

Пи-пи-пи пы-пы-пы
Ти-ти-ти ты-ты-ты
Ри-ри-ри ры-ры-ры

– Как произносились согласные, которые вы слышали сначала и потом? (Твердо и мягко.)

– Какой звук обозначал мягкость согласных? (“и”.)

– Каким цветом обозначим мягкий согласный? (Зеленым.) Твердый согласный? (Синим цветом.) На доске выставляются синяя и зеленая фишки.

5) Составление слов из местоимений. Повторяйте за мной четко и громко, следите за движениями моих рук.

Если руки мыли вы,
Если руки мыли мы,
Если руки мыл и ты,
Значит руки вы-мы-ты!

Назовите слова с гласными “ы” -“и” (“ы” – вы, мы, ты – на доске появляются эти слоги-слова, “и” – руки, если – на доске выставляются слова.)

– Произнесем эти слова и рядом обозначим фишками звуки.

– Вспомним, что красная фишка– гласный звук, синяя – согласный твердый, зеленая – согласный мягкий.

Под словами выставляются фишки.

6) Физкультминутка.

На физкультминутке мы будем вместе составлять букет. Я буду называть цветы, а вы должны быстро решить, возьмете тот или иной цветок в наш букет или не возьмете. Отбор цветов должен идти по одному признаку: наличие в сочетании слов звука [ы]. Если в одном из слов словосочетания есть звук [ы], вы шагаете, высоко поднимая колени. Если звука [ы] нет, то стоите на месте и делаете наклоны влево-вправо.

Красный георгин, белый ландыш, синий колокольчик, разноцветные анютины глазки, голубые незабудки, желтый тюльпан, черная роза, бордовый пион.

Интересный у нас получился букет.

7) Дифференциация звуков “ы-и”, твердых и мягких согласных.

Поиграем в игру. Я бросаю мяч и говорю слог или слово, а вы возвращаете его, заменяя мягкий согласный (со звуком “и”) на твердый согласный (со звуком “ы”).

Ди, сти, при, мил, вил, Нил, пил.

Игра наоборот:

Ды, сты, пры, мыл, выл. Ныл, пыл.

Составьте предложения со ловами: Нил, выл, мил, мыл.

8) Графический диктант.

– Я буду говорить слова, а вы выкладываете цепочку из синих и зеленых фишек.

– Напомните, что обозначают цвета фишек? (Синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук.)

Мышка, рис, рысь, тигр, мишка, лиса, кеды, беги, лепи, ноги, сыр, коты. (Кто выполнил задание правильно, получает фишку – улыбку.)

– Кто запомнил слова, которые мы шифровали со звуком “ы”, потом – “и”? (За правильно названные слова ученики получают фишки-улыбки.)

Итог занятия.

– С какими звуками мы подружились?

– Что вам понравилось на занятии? Что вызвало затруднение?

– Пароль на выход, за правильный ответ вручается еще фишка. Приложение.

Составить слова, они торопились к нам на занятие и рассыпались на буквы. Обозначьте цветовыми фишками звуки. (Каждому ребенку выдается карточка.)

И М Р   Ы С И Л   У Л Ж И
         
И Т Р Г   Ы Т К И   Д Н Ы И

Литература

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. М., 2004.

  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001.

  3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.