Замысел урока.
В системе уроков по теме “Треугольники” данный урок необходимо отнести к уроку по типу – урок закрепления нового материала и подготовки к доказательству новых теорем.
Цели урока.
- Образовательная: выработка навыка работы с новыми элементами треугольника – медианы, высоты, биссектрисы треугольника, систематизация основ теории в области знаний о треугольнике.
- Развивающая: развитие логического мышления по средствам решение нестандартных задач.
- Воспитательная: формирование коммуникативных способностей учащихся через организацию деятельности в парах.
Организация урока по основным этапам.
Первый этап урока: актуализация знаний (блиц-опрос). 7–10 минут
Работу учащиеся выполняют на отдельных листочках, фиксируя только ответ либо краткое изложение теории.
Вариант № 1 (критерии отметок: “5”– 9 верно, “4” – 8 верно, “3” – 7 верно)
- Вычислите периметр равностороннего треугольника со стороной 3 см.
- Точки А(-2; -3), В( -5; -2), С(-3; -1) являются вершинами треугольника. В какой координатной четверти расположен данный треугольник?
- Изобразите прямоугольный треугольник.
- По данным на рисунке вычислите площадь треугольника АВD.
- Выразите в квадратных сантиметрах: 3м2.
- На рисунке изображена треугольная пирамида. Сколько граней имеет этот многогранник?
- На каком рисунке изображена медиана треугольника?
- Что такое высота треугольника?
- Какой инструмент используют для измерения углов треугольника?
- Сформулируйте хотя бы одно верное утверждение.
Вариант № 2 (критерии отметок: “5”– 9 верно, “4” – 8 верно, “3” – 7 верно)
- Вычислите периметр равностороннего треугольника со стороной 5 см.
- Точки А(2; -3), В( 5; -2), С(3; -1) являются вершинами треугольника. В какой координатной четверти расположен данный треугольник?
- Изобразите тупоугольный треугольник.
- По данным на рисунке вычислите площадь треугольника ВСD.
- Выразите в квадратных сантиметрах: 5 м2.
- На рисунке изображена треугольная пирамида. Сколько вершин имеет этот многогранник.
- На каком рисунке изображена биссектриса треугольника?
- Что такое медиана треугольника?
- Какой инструмент используют для сравнения длин сторон треугольника?
- Сформулируйте хотя бы одно верное утверждение.
Первый этап урока завершается уточнением правильности выполнения блиц-опроса. Учащимся разрешается задать любой вопрос из “предложенных”, при этом ответ на вопрос они получают не от учителя, а от своих одноклассников. Таким образом, ученики учатся не только грамотно формулировать вопрос, но и отвечать на него.
Второй этап урока – это плавное продолжение первого этапа урока. 5–7 мин.
От теоретических вопросов о том, что такое медиана, высота и биссектриса треугольника, учащимся предлагается выполнить практическую работу по построению этих новых для учащихся элементов. Задания практического характера сформулированы на слайдах. Применение интерактивной доски позволяет учащимся на готовых чертежах треугольника строить основные его элементы. Ниже показаны слайды к практической работе.
Третий этап урока (7–10 мин) организуется с целью систематизации знаний учащихся в теоретических вопросах. Учащиеся знают, что теоретический материал заключается в определениях, аксиомах, теоремах. Поэтому на третьем этапе урока учащимся предлагается 10 различных утверждений, которые необходимо разделить на три группы: определения, аксиомы, теоремы. Такая работа организуется в парах. С одноклассником по парте учащиеся согласуют свои ответы. Предложенные утверждения находятся на каждой парте (см. Приложение 2)
Подведение итога третьего этапа урока проводится с помощью слайда. Теорема о свойстве углов при основании в равнобедренном треугольнике включена в утверждения учителем сознательно. Учитель преследует задачу пропедевтики материала и подготовки учащихся к новым теоремам.
Четвертый этап урока ( 10 мин) – этап решения нестандартных задач (на первый признак равенства треугольников). Эти задачи позволяют глубже понять первый признак равенства треугольников и подготовить учащихся к доказательству новых теорем. Задачи формулируются с помощью слайда (см. ниже).
Пятый этап урока – подведение итога урока. Учащимся предлагается высказать свое мнение о содержании урока с помощью слайда: трудно, немного трудно, легко, можно усложнить. Таким образом, учет мнений учащихся позволит учителю вносить корректировку в планирование следующих уроков по темам.