Проект урока по теме "Обобщение сведений об углеводородах. Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических улеводородов"

Разделы: Химия


Цели урока:

Образовательные:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся о классификации углеводородов, строении, изомерии, свойствах и применении углеводородов разных гомологических рядов.

Развивающие:

  • на основе сравнения состава, строения и свойств углеводородов:
  • установление причинно-следственных связей (состав → строение → свойства → применение),
  • умение разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ,
  • умение приводить примеры и составлять уравнения химических реакций, раскрывающие генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов,
  • умение выделять главное из большого материала.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся видения единства материального мира на примере генетической связи углеводородов разных гомологических рядов.

Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый (по деятельности учеников), словесно наглядно практический (по форме подачи информации).

Форма организации занятия: семинар.

Средства обучения: таблица “Обобщение сведений о группах углеводородов”, перечень вопросов по теме “Взаимосвязь различных гомологических рядов”, слайды компьютерной презентации, интегративно-модульные карточки по теме “Углеводороды”; компьютерный диск “Органическая химия” 10–11-й класс. Общеобразовательная коллекция. 2002. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ 424000 г. Йошкар–Ола, пл. Ленина, 3.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Хронометраж урока:

  • организационный этап – 1 мин
  • постановка целей, формулировка темы – 1 мин
  • подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 2 мин
  • основной этап – обобщение и систематизация знаний – 27 мин
  1. компьютерная презентация – 5 мин
  2. просмотр диска – 5 мин
  3. работа с компьютерным слайдом – 3 мин
  4. отчет лидеров групп – 8 мин
  5. фронтальная беседа – 3 мин
  6. завершение работы с таблицей – 3 мин
  • информация о домашнем задании – 2 мин
  • самостоятельная работа по интегративно-модульным карточкам – 9 мин
  • подведение итогов занятия – 3 мин

Содержание урока

Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учеников
1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка учащихся к работе. Готовность и быстрое включение учащихся класса в деловой ритм урока.
2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Формулировка темы и задач урока.

Вводное слово учителя:

В 11-м классе мы изучаем органическую химию. Изучение начали с углеводородов.

Фронтальная беседа по вопросам:

Какие вещества называются углеводородами?

По какому плану изучаются все органические вещества и углеводороды в том числе?

После того, как уч-ся называют пункты плана:

  1. Строение молекулы.
  2. Номенклатура и изомерия.
  3. Получение.
  4. Физические и химические свойства.
  5. Применение.

Каждый пункт высвечивается на экране. Показ слайда (см. Приложение 1).

Слово учителя:

Что было самым трудным в изучении углеводородов?

 

 

 

 

 

Сообщение темы урока:

“Обобщение сведений об углеводородах. Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов” и эпиграфа урока. “Об уме человека легче судить по его вопросам, нежели по ответам”. Ж.Левис

Учитель сообщает план урока, который проецирует на экране.

  1. Состав углеводородов и их классификация.
  2. Строение углеводородов.
  3. Характерные свойства углеводородов разных гомологических рядов.
  4. Взаимосвязь рядов углеводородов.
  5. Многообразие углеводородов.

Показ слайда (см. Приложение 2).

Активизация опорных знаний учащихся. Обеспечить мотивацию и принятие учащимися задачи урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель подводит учащихся к постановке цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

Эпиграф помогает эмоционально настроиться на урок.

 

 

Изложение учебного материала выстроено в логической последовательности.

Активная работа учащихся показывает их готовность к восприятию темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся показывают знания определения углеводородов. Учащиеся демонстрируют знания плана изучения органических веществ, который помогает им вместе с учителем сформулировать цели урока.

Учащиеся, анализируя свои знания, показывают умение выделять главное.

Активизируется внимание учащихся.

III. Обобщение и систематизация знаний (основная часть).

1. Фронтальная работа с классом. Задание высвечивается на экране. Укажите, к каким гомологическим рядам относятся следующие углеводороды. Приведите общие формулы этих гомологических рядов. Назовите вещества.

  1. CH = C – CH3
  2. CH3 – CH = CH – CH3
  3. CH3 – CH3
  4. C6H5 – CH3
  5. CH3 – CH = CH – CH = CH2

Показ слайда (см. Приложение 3).

2. Перед уроком уч-ся раздали незаполненные таблицы. Работа с таблицами будет продолжаться на протяжении урока. Показ слайда (см. Приложение 4). Учащимся предлагается заполнить 1 и 2 строку.

3. Просмотр компьютерного диска “Органическая химия ” по теме строения веществ, параллельно с просмотром диска идет заполнение таблицы. Наглядные средства обучения помогают целенаправленно и осознанно заполнять таблицу.

4. Групповая работа.

По итогам мониторинга все уч-ся класса разделены на 4 группы. Каждой группе дано индивидуальное домашнее задание. Лидеры групп выходят к доске и готовятся к ответу по теме “Химические свойства алканов, алкенов, алкинов, аренов”. Они записывают уравнения реакций и условия их протекания. Идет работа на репродуктивном уровне. В это время проходит фронтальная беседа с классом по слайду компьютерной презентации.

Имя какого ученого носит эта реакция?

Какое вещество получено с помощью этой реакции? Назовите его.

Показ слайда (см. Приложение 5).

Ответы лидеров групп по химическим свойствам углеводородов.

 

 

Учащиеся внимательно слушают и заполняют таблицу.

5. Другие члены группы дополняют ответы лидеров, рассказывая о применение углеводородов.

 

 

 

 

6. Слово учителя: Мы рассмотрели только несколько гомологических рядов, их гораздо больше. Вопросы классу:

А можно из веществ одного класса получить вещества другого класса? Приведите примеры.

Что называется генетической связью?

Индивидуальная работа.

Осуществление превращения:

Углерод → метан → ацетилен → бензол → циклогексан

Метан → ацетилен → бензол → нитробензол

7. Представление компьютерной презентации. Проверка индивидуального домашнего задания. Ученику было дано индивидуальное задание
– составить один из вариантов схемы генетической связи углеводородов.

Показ слайда (см. Приложение 6)

 

8. Обращение учителя к плану обобщения материала.

План обобщения материала.

  1. Состав углеводородов и их классификация.
  2. Строение углеводородов разных гомологических рядов.
  3. Характерные свойства углеводородов разных гомологических рядов.
  4. Взаимосвязь рядов углеводородов.
  5. Многообразие углеводородов.

Показ слайда (см. Приложение 7).

Какой пункт плана остался не раскрытым?

Подумайте и дайте ответ: в чем заключается многообразие углеводородов? Работа осуществляется частично поисковым методом.

Корректировка полученных знаний и умений: классифицировать, обобщать, давать названия углеводородам.

Для обеспечения восприятия и осмысления знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизировать работу зрительной памяти, умение сравнивать.

Активизация учебно-познавательной деятельности.

Развитие коммуникативных навыков.

Выявить качества и уровень овладения учащимися знаниями и способами действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предполагает знания учащимися химических свойств углеводородов, развитие монологической речи.

 

 

Работать с дополнительной литературой.

 

 

 

 

Активизирует познавательную деятельность учащихся. Фронтальная беседа предполагает выявить знания учащихся генетической связи.

 

 

 

 

Продемонстрировать творческие способности ученика, умение работать с компьютером.

 

 

 

Учитель подводит учащихся к формулировке выводов.

Анализируют формулы, вспоминают правила номенклатуры, выводят общие формулы гомологических рядов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зрительно запоминают.

 

 

 

Умение самостоятельно работать. Воспроизводят, извлекают из своей памяти знания именных реакций в органической химии и способов получения веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики демонстрируют знание химических свойств углеводородов и умение правильно излагать свои знания.

 

Умеют самостоятельно добывать знания из дополнительных источников.

Демонстрируют умение выставить логические цепочки: строение – свойства – применение.

Записывают уравнения реакций, показывающих генетическую связь.

 

 

 

 

 

Ученик демонстрирует умение составлять схемы, выбирать из множества вариантов нужные. Проявляя творческие способности, оформляет это в компьютерной презентации.

Учащиеся совместно с учителем формулируют выводы и записывают их, синтезируя новые знания.

IV. Самостоятельная работа по интегративно-модульным карточкам.

Учащиеся работают по 4 вариантам. После выполнения работы происходит самопроверка.

Ответы на экране.

(См. Приложение 8).

Оценить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить и устранить пробелы и неверные представления. Часть учащихся самостоятельно работает, показывая умения классифицировать, сравнивать, обобщать, а другая часть обращается за помощью к учителю.
V. Подведение итогов работы на уроке учителем и выставление оценок. Констатация достижения поставленных целей урока, объективность выставления оценок, комментирование их. Учащиеся дают оценку работы групп.
VI. Сообщение и комментирование домашнего задания.

Домашнее задание дифференцированное.

  • Составить схемы генетической связи, проиллюстрировать их уравнениями реакций, указать условия протекания.
  • В схеме генетической связи слова заменить формулами. Написать уравнения реакций. Алкан → алкен → алкин → арен → углекислый газ
  • Запишите уравнения реакций по схеме. Ацетилен → этен → хлорэтан → бутан → бутадиен. Подготовится к зачету по теме “Углеводороды”.
Выполнение домашнего задания – этап творческого применения усвоенных знаний и способов действий, основа для решения новых задач.
VII. Рефлексия. Учащиеся делятся впечатлениями от урока, устно оценивая собственную деятельность, отвечая на вопросы:
  1. Что вызвало у меня наибольшие трудности?
  2. Было ли мне интересно?

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3,
Приложение 4, Приложение 5