Цели урока:
Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний учащихся о классификации углеводородов, строении, изомерии, свойствах и применении углеводородов разных гомологических рядов.
Развивающие:
- на основе сравнения состава, строения и свойств углеводородов:
- установление причинно-следственных связей (состав → строение → свойства → применение),
- умение разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ,
- умение приводить примеры и составлять уравнения химических реакций, раскрывающие генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов,
- умение выделять главное из большого материала.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся видения единства материального мира на примере генетической связи углеводородов разных гомологических рядов.
Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый (по деятельности учеников), словесно наглядно практический (по форме подачи информации).
Форма организации занятия: семинар.
Средства обучения: таблица “Обобщение сведений о группах углеводородов”, перечень вопросов по теме “Взаимосвязь различных гомологических рядов”, слайды компьютерной презентации, интегративно-модульные карточки по теме “Углеводороды”; компьютерный диск “Органическая химия” 10–11-й класс. Общеобразовательная коллекция. 2002. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ 424000 г. Йошкар–Ола, пл. Ленина, 3.
Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Хронометраж урока:
- организационный этап – 1 мин
- постановка целей, формулировка темы – 1 мин
- подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 2 мин
- основной этап – обобщение и систематизация знаний – 27 мин
- компьютерная презентация – 5 мин
- просмотр диска – 5 мин
- работа с компьютерным слайдом – 3 мин
- отчет лидеров групп – 8 мин
- фронтальная беседа – 3 мин
- завершение работы с таблицей – 3 мин
- информация о домашнем задании – 2 мин
- самостоятельная работа по интегративно-модульным карточкам – 9 мин
- подведение итогов занятия – 3 мин
Содержание урока
Ход урока | Обоснование деятельности учителя | Прогнозируемая деятельность учеников |
1. Организационный этап.
Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. |
Подготовка учащихся к работе. | Готовность и быстрое включение учащихся класса в деловой ритм урока. |
2. Подготовка к основному
этапу усвоения учебного материала.
Формулировка темы и задач урока. Вводное слово учителя: В 11-м классе мы изучаем органическую химию. Изучение начали с углеводородов. Фронтальная беседа по вопросам: Какие вещества называются углеводородами? По какому плану изучаются все органические вещества и углеводороды в том числе? После того, как уч-ся называют пункты плана:
Каждый пункт высвечивается на экране. Показ слайда (см. Приложение 1). Слово учителя: Что было самым трудным в изучении углеводородов?
Сообщение темы урока: “Обобщение сведений об углеводородах. Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов” и эпиграфа урока. “Об уме человека легче судить по его вопросам, нежели по ответам”. Ж.Левис Учитель сообщает план урока, который проецирует на экране.
Показ слайда (см. Приложение 2). |
Активизация опорных знаний
учащихся. Обеспечить мотивацию и принятие учащимися задачи урока.
Учитель подводит учащихся к постановке цели урока.
Эпиграф помогает эмоционально настроиться на урок.
Изложение учебного материала выстроено в логической последовательности. |
Активная работа учащихся
показывает их готовность к восприятию темы урока.
Учащиеся показывают знания определения углеводородов. Учащиеся демонстрируют знания плана изучения органических веществ, который помогает им вместе с учителем сформулировать цели урока. Учащиеся, анализируя свои знания, показывают умение выделять главное. Активизируется внимание учащихся. |
III. Обобщение и
систематизация знаний (основная часть). 1. Фронтальная работа с классом. Задание высвечивается на экране. Укажите, к каким гомологическим рядам относятся следующие углеводороды. Приведите общие формулы этих гомологических рядов. Назовите вещества.
Показ слайда (см. Приложение 3). 2. Перед уроком уч-ся раздали незаполненные таблицы. Работа с таблицами будет продолжаться на протяжении урока. Показ слайда (см. Приложение 4). Учащимся предлагается заполнить 1 и 2 строку. 3. Просмотр компьютерного диска “Органическая химия ” по теме строения веществ, параллельно с просмотром диска идет заполнение таблицы. Наглядные средства обучения помогают целенаправленно и осознанно заполнять таблицу. 4. Групповая работа. По итогам мониторинга все уч-ся класса разделены на 4 группы. Каждой группе дано индивидуальное домашнее задание. Лидеры групп выходят к доске и готовятся к ответу по теме “Химические свойства алканов, алкенов, алкинов, аренов”. Они записывают уравнения реакций и условия их протекания. Идет работа на репродуктивном уровне. В это время проходит фронтальная беседа с классом по слайду компьютерной презентации. Имя какого ученого носит эта реакция? Какое вещество получено с помощью этой реакции? Назовите его.
Показ слайда (см. Приложение 5). Ответы лидеров групп по химическим свойствам углеводородов.
Учащиеся внимательно слушают и заполняют таблицу. 5. Другие члены группы дополняют ответы лидеров, рассказывая о применение углеводородов.
6. Слово учителя: Мы рассмотрели только несколько гомологических рядов, их гораздо больше. Вопросы классу: А можно из веществ одного класса получить вещества другого класса? Приведите примеры. Что называется генетической связью? Индивидуальная работа. Осуществление превращения: Углерод → метан → ацетилен → бензол → циклогексан Метан → ацетилен → бензол → нитробензол 7. Представление компьютерной презентации. Проверка индивидуального
домашнего задания. Ученику было дано индивидуальное задание Показ слайда (см. Приложение 6)
8. Обращение учителя к плану обобщения материала. План обобщения материала.
Показ слайда (см. Приложение 7). Какой пункт плана остался не раскрытым? Подумайте и дайте ответ: в чем заключается многообразие углеводородов? Работа осуществляется частично поисковым методом. |
Корректировка полученных
знаний и умений: классифицировать, обобщать, давать названия
углеводородам. Для обеспечения восприятия и осмысления знаний.
Активизировать работу зрительной памяти, умение сравнивать. Активизация учебно-познавательной деятельности. Развитие коммуникативных навыков. Выявить качества и уровень овладения учащимися знаниями и способами действий.
Учитель предполагает знания учащимися химических свойств углеводородов, развитие монологической речи.
Работать с дополнительной литературой.
Активизирует познавательную деятельность учащихся. Фронтальная беседа предполагает выявить знания учащихся генетической связи.
Продемонстрировать творческие способности ученика, умение работать с компьютером.
Учитель подводит учащихся к формулировке выводов. |
Анализируют формулы,
вспоминают правила номенклатуры, выводят общие формулы гомологических
рядов.
Зрительно запоминают.
Умение самостоятельно работать. Воспроизводят, извлекают из своей памяти знания именных реакций в органической химии и способов получения веществ.
Ученики демонстрируют знание химических свойств углеводородов и умение правильно излагать свои знания.
Умеют самостоятельно добывать знания из дополнительных источников. Демонстрируют умение выставить логические цепочки: строение – свойства – применение. Записывают уравнения реакций, показывающих генетическую связь.
Ученик демонстрирует умение составлять схемы, выбирать из множества вариантов нужные. Проявляя творческие способности, оформляет это в компьютерной презентации. Учащиеся совместно с учителем формулируют выводы и записывают их, синтезируя новые знания. |
IV. Самостоятельная работа
по интегративно-модульным карточкам. Учащиеся работают по 4 вариантам. После выполнения работы происходит самопроверка. Ответы на экране. (См. Приложение 8). |
Оценить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить и устранить пробелы и неверные представления. | Часть учащихся самостоятельно работает, показывая умения классифицировать, сравнивать, обобщать, а другая часть обращается за помощью к учителю. |
V. Подведение итогов работы на уроке учителем и выставление оценок. | Констатация достижения поставленных целей урока, объективность выставления оценок, комментирование их. | Учащиеся дают оценку работы групп. |
VI. Сообщение и
комментирование домашнего задания. Домашнее задание дифференцированное.
|
Выполнение домашнего задания – этап творческого применения усвоенных знаний и способов действий, основа для решения новых задач. | |
VII. Рефлексия. | Учащиеся делятся впечатлениями
от урока, устно оценивая собственную деятельность, отвечая на вопросы:
|
Приложение 1, Приложение 2,
Приложение 3,
Приложение 4, Приложение 5