Начало школьной жизни – закономерный этап на пути ребенка. Каждый ребенок, достигая определенного возраста, идет в школу.
В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?
Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
В 5–6 лет идет интенсивное развитие интеллекта, речи ребенка, закладывается основа познавательной деятельности. На практике это реализуется в соответствующих видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании. При поступлении в школу ведущей моделью деятельности является учебная деятельность.
Обязательна ли подготовка ребенка к школе?
Учитывая современные требования программ начального обучения ответ на данный вопрос скорее положительный. Необходима организация качественной подготовки детей к школе, проводимой учителями начальной школы, школьными психологами.
Преимущества подготовки.
Создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению, создание системы непрерывного обучения, формирование психологической готовности к школе.
Основная идея заключается в то, что ребенок попадает в специально развивающее пространство и работает в нем, сотрудничая с учителями и другими детьми.
Цель подготовки к школе.
Воспитание и развитие у каждого ребенка позитивного отношения к себе и к окружающему миру, познавательной и социальной мотивации, инициативности, самостоятельности.
Задачи подготовки.
Формирование и развитие необходимых двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности, познавательных способностей, образного мышления и воображения, словесно – логического мышления, умения общаться со сверстниками и взрослыми, необходимого уровня монологической и диалогической речи, целостных представлений о мире.
При подготовке детей к школе воспитываются любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим его людям, желание помогать другим.
Подготовка к школе укрепляет чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.
Определение школьной готовности ребенка к обучению к школе.
Готовность ребенка оценивается в процессе собеседования со специалистом (педагогом или психологом).
Обследование включает ряд знаний и вопросов, соответствующих возрастным особенностям ребенка 6–7 лет. Готовность к школе оценивается, как правило, по следующим основным блокам: умение ориентироваться в окружающем мире, развитие (сформированность) психических функций, развитие речи, крупной и мелкой моторики, сформированность мотивации к обучению, положительное эмоциональное отношение к школе.
Дошкольники должны уметь слушать друг друга и воспитателя, выделять главное из услышанного, говорить последовательно, дополнять чужой ответ, отвечать на вопросы по обсуждаемой проблеме, задавать собственные вопросы, удерживая обсуждаемый аспект.
Дети должны уметь соблюдать очередность в игре, выступать в роли ведущего, уступать и подчиняться, договариваться, мириться, выполнять свою часть работы. Согласовывать свои действия с действиями товарищей.
У дошкольников должна быть сформирована произвольность внимания и поведения.
Ребенок должен научиться следовать: образцу, инструкции, правилу, плану.
У дошкольников должны быть развиты любознательность, наблюдательность, инициативность, самостоятельность.
Занятия по подготовке к школе могут проводиться индивидуально, коллективно, в группах.
Подготовка может проводиться в дошкольных образовательных учреждениях различного вида, в группах дошкольного образования при ГОУ, в группах дошкольного образования в системе учреждений дополнительного образования детей.
Какие предметы входят в учебный план для учащихся первого класса?
В первом классе работают учителя начальных классов, которые преподают такие предметы как, математика, литературное чтение, русский язык, развитие речи, окружающий мир, трудовое обучение и учителя– предметники, которые преподают ИЗО, музыку, физическую культуру.
Остановимся подробнее на тех учебных знаниях, умениях и навыках, которые необходимы ребенку на первых порах обучения.
Математика.
Счет до 10 и в обратном порядке, решение задач на нахождение суммы, знание геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве (находить верхние и нижние углы фигуры, правый и левый край тетради), изображать геометрические фигуры и цифры, иcпользуя разлиновку тетради, сравнение предметов по форме, величине, длине, ширине, высоте, пространственные представления – справа, слева, впереди, сзади, в середине, между, умение определять где предметов больше, где меньше, где их поровну, умение делить группы предметов на равные (неравные) части.
Русский язык.
Знакомство с разлиновкой тетради , правила работы в прописях, написание элементов букв.
Работа в прописи, в рабочей тетради по математике требуют развития мелких мышц кисти ребенка. Достигается высокий уровень развития мелкой моторики системой упражнений, включающих выполнение штриховок в разных направлениях, закрашивание мелких частей рисунка разными цветами, конструирование, складывание пазлов, букв из пластилина, складывание фигур из бумаги (оригами) , создание рваных аппликации.
Важно не научить ребенка писать письменные буквы, а подготовить его к возможности графически изобразить звуковую структуру слова значками-буквами.
Литературное чтение.
Знакомство с понятием речь, предложение, слово, слог, гласный и согласный звуки. Составление слогов, слов, предложений, текста. Умение пересказать текст, ответить на вопросы по содержанию текста и выразить свое отношение к происходящему.
Важно научить ребенка не только внимательно слушать говорящего, а слышать содержание речи, понять главную мысль.
Часто у родителей возникает вопрос: надо ли ребенка учить читать до школы?
Для дошкольника умение читать – необязательное условие, в процессе обучения грамоте первоклассник освоит данный процесс. Но не стоит переживать тем родителям, чьи дети уже имеют навыки чтения, таким ученикам учитель предлагает чтение текстов из букваря или дополнительных источников. А освободившееся время можно посвятить дополнительному образованию.
Произведения художественной литературы развивают представления об общечеловеческих и национальных ценностях – любовь и уважение к близким, малой родине, Отечеству, толерантность – уважение к миру ценностей людей, принадлежащих к другой культурной традиции. Развивают нравственное чувство – сопереживание и сострадание другим людям и всему живому, ответственность за свои слова и поступки.
Развитие речи.
Ребенок должен уметь строить предложения разных видов, составлять небольшие рассказы и сказки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове, составлять предложения из 3-4 слов, делить простые предложения на слова, делить слова на слоги, различать жанры художественной литературы, передавать содержание текста.
Подготовка по развитию речи формирует направленное внимание, интерес к чтению, познавательные интересы и коммуникативные способности.
Подготовка по развитию речи детей-дошкольников обеспечивает развитие речевого слуха, обогащения словарного запаса, развитие чувствительности к звуковой и смысловой стороне слов, правильного произношения звуков и слов.
Подготовка по развитию речи закладывает основы речевой и языковой культуры дошкольников, предпосылки для овладения чтением и письмом, является профилактикой логопедических ошибок.
На занятиях по подготовке к школе дети знакомятся с миром звуков родного языка. Используя (на русском или других языках) звуковые и звукоподражательные упражнения, речевые и музыкально – речевые игры и задания.
Окружающий мир.
Ребенок должен знать свое имя, отчество, фамилию и имена, отчества, фамилии своих родителей , домашний адрес, телефон, дату рождения, название дней недели, месяцев, времен года, название элементарных объектов окружающей действительности.
Ориентация в окружающем мире.
Дети седьмого года жизни должны обладать сведениями о предметах окружающего мира, иметь элементарные знания о закономерностях природных явлений, о своем месте в окружающем мире (в семье, в детском коллективе и т.п.)
Предмет “Окружающий мир” включает предметный и природный окружающий мир и его изучение, правила безопасного поведения дома и вне дома.
Подготовка по предмету “Окружающий мир” знакомит детей с многообразием растительного и животного мира, условиями жизни на земле, обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов.
Развитие творческих способностей включает изобразительную деятельность и ручной труд (рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование), музыкальную деятельность (пение, танцы), театрализованную деятельность (сюжетно-ролевая и режиссерская игра), эстетическую деятельность (приобщение к изобразительному искусству и народному творчеству).
Трудовое обучение /технология/.
Умение организовывать свое рабочее место, пользоваться ножницами, чертежными инструментами. Уметь склеивать детали изделий. Выполнять работу по образцу, творческие задания.
Музыка.
Умение слушать музыку, отвечать на вопросы, передавая свое отношение к музыкальным произведениям.
Основы физической культуры.
Умение взаимодействовать друг с другом во время соревнований и других игр, умение пластично двигаться. Умение воспроизводить действия по образцу, контролировать свое поведение, желания и возможности.
Подготовка по физической культуре развивает общие представления о своем теле, двигательную активность, координацию движений.
Изобразительное искусство.
Умение пользоваться принадлежностями для рисования , ориентировать изображаемые предметы на альбомном листе, воспроизводить образец, сравнивать его со своей работой, исправлять, дополнять, творчески преображать.
Учебная нагрузка.
По учебному плану в первом классе 20 часов в неделю по 4 урока в день, суббота и воскресенье – выходные дни. Нагрузка увеличивается постепенно от 3-х уроков в день в 1-ой четверти до 4-х в дальнейшем. Каждый день сопровождается динамической паузой в середине дня, продолжительность урока 30-35 минут, между уроками перемена.
Выбирая образовательное учреждение для вашего ребенка руководствуйтесь прежде всего состоянием здоровья ребенка, учитывайте его интеллектуальные и психофизические способности.
Удачи Вам!