Цели и задачи:
- Сообщение новых знаний и обобщение пройденного на уроках истории, МХК и ИЗО о возникновении письменности, о долгом пути к букве;
- о рукописных книгах, об истории книгопечатания, о каллиграфии и палеографии;
- воспитание уважения и любви к истории и культуре своего Отечества, к русскому искусству;
- обогащение духовного мира учащихся, развитие у них понимания искусства, способности быть зрителем, читателем, слушателем, исследователем; развитие эрудиции и кругозора, расширение словарного запаса; межпредметные связи.
Ход урока
1. Приветствие.
2. Когда-то рубили Слова топором, Потом выводили Гусиным пером. Менялись эпохи, Менялись чернила, И “вечная” ручка Весь мир полонила. Но можно ли вечной Назваться без риска? И “шарику” вскоре Сдалась “самописка”. |
Чтоб те же слова Не строчить многократно, Стучит человек На машинке печатной. Вот чудо – машина Уже создается! Сама твою мысль На бумаге представит. Но думать – придется ! Но думать – придется ! От этого техника нас Не избавит. В. Викторов. |
– Ребята! Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Предполагаемый ответ: о написании букв, о шрифтах…
– Верно. А сейчас составьте цепочку из названий орудий письма, используя свои знания, материал таблиц и стихотворения В.Викторова.
Приложение 1.1 и Приложение 1.2: Таблица “Долгий путь к букве”.
Приложение 2.1 и Приложение 2.2: Таблица “Рождение книги на Руси”.
– Предполагаемый ответ: топор, палочки, кисть, перья, шпатель для клинописи, узлы в языковом письме инков-кипу...
– А на чем писали?
– Предполагаемый ответ…
Изобретение письменности – одно из величайших достижений человечества. Письменность дала возможность сохранять знания, сделала их доступными большому количеству людей. Написанное слово ценилось. Недаром на Руси говорили: “Что написано пером, не вырубишь и топором”. Появилась возможность передавать знания не только “из уст в уста”, в устном пересказе, но и в записях. Письменность является частью общей культуры данного народа и частью мировой художественной культуры.
– Ребята! Давайте вспомним основные виды письма:
– Пиктография – древнейшее письмо с помощью рисунков.
– Клинопись – сложное сочетание знаков-клиньев, выдавленных на влажной глине. У шумеров клинопись переняли другие народы, жившие в Месопотамии.
– Иероглифическое письмо ( иероглиф по-гречески означает “священное письмо”, “священный знак” ) Древнего Египта и Китая. Язык древних египтян не был полностью забыт. На нем до сих пор говорят копты – потомки древнего населения Египта.
В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов. В Китае высоко ценилось искусство КАЛЛИГРАФИИ – красивого написания иероглифов. Во 2 веке китайцы изобрели бумагу.
– Слоговое письмо (слог – один письменный знак ) некоторых народов Индии; в Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами.
– Буквенно-звуковое.
– Кипу – узелковое письмо инков.
Первый буквенный алфавит появился ок.16 века до н.э. на Синайском полуострове у древне – симитских племен.
Запомни!
ПАЛЕОГРАФИЯ – наука, изучающая историю письменности.
КАЛЛИГРАФИЯ – искусство написания изящного шрифта.
– Ребята, какие пословицы, поговорки, высказывания вы знаете о словах, о языке?
– Язык языку весть подает, ответ держит, а голова смекает.
– Не бросай слов на ветер.
– Пустые слова что орех без ядра.
– Говорить – это одновременно мыслить и общаться. Б.Серебренников.
Древнерусскими назывались все рукописные первопечатные шрифты со времени их возникновения до образования новой графики гражданского письма (конец 16 – начало 17 века): кириллица, глаголица, устав, полуустав, скоропись, вязь.
Запомни!
РУССКАЯ ВЯЗЬ – особое декоративное письмо, употреблявшееся в 15 веке главным образом для выделения заглавий (показ на доске).
БУКВИЦА , или “ИНИЦИАЛ” – укрупненная заглавная буква, с которой начинается книга, глава, абзац. Это самая красивая буква, ее облик сразу создает настроение читателя (показ на доске).
– А кто мог писать книги?
– Священники, монахи.
– Верно.
Грамотных людей в те далекие времена на Руси больше всего было среди священников. Поэтому они и детей в монастырях грамоте учили, и книги переписывали от руки. Труд этот был нелегким и долгим. Вот что писали в конце книги о своей работе:
“Пусть правая рука писавшего скорей
От боли тягостной избавится своей”.
Порой книгу писец переписывал годы. Рецептов изготовления чернил было много: туда входили и старые ржавые гвозди, и квас, и мед, и даже иногда кислые щи. Когда чернила высыхали, то становились темно – коричневого цвета. Перья были чаще всего гусиные. Буквы выводили медленно, с одинаковым нажимом, отчего и само письмо, называемое УСТАВОМ, имело торжественный вид. В книге встречались и красные буквы. Красная краска – киноварь. Ею писали заголовки и начальные буквы. Отсюда и пошло выражение – “КРАСНАЯ СТРОКА”.
Книги ценили. Послушайте, как надлежало обращаться с книгой: “О, счастливейший читатель! Вымой свои руки и только после того возьмись за книгу, перевертывай листы медленно, держи пальцы подальше от букв”.
Да и сами книги не бегло читали, а “почитали”: “Велика ведь бывает польза от учения книжного”.
Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей, делали изображения – тиснения. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. Поэтому в старину любили говорить: “Книжное слово в жемчугах ходит”.
3. Память России.
– Ребята! А кому мы благодарны за возможность писать на родном языке?
– Немного истории…(Приложение 3 ), затем – Приложение 4.1, Приложение 4.2
Смотрим: Кирилл и Мефодий. Древнее изображение (Рисунок 1), икона 19 века (Рисунок 2).
Смотрим : Памятник Кириллу и Мефодию в Мурманске (Рисунок 3) и
в Москве (скульптор В.М.Клыков, архитектор Ю.П.Григорьев) – Рисунок 4.
Это фотография памятника отцам славянсой письменности– просветителям братьям Кириллу и Мефодию. В пьедестал встроена неугасимая лампада. Памятник был открыт в Москве на Славянской площадки 24 мая 1992 года. Этот день отмечается в нашей стране как День славянской письменности и культуры.
4. Искусствоведческая викторина – кроссворд (Приложение 5).
5.Практическая работа по ИЗО: написать на листе А4 заглавную букву – буквицу. Для работы используем простой карандаш, цветные карандаши и фломастеры. Показ учащимся готового изображения буквицы (Рисунок 5 и Рисунок 6).
6.Подведение итогов урока. Показ учащимися собственных работ (Рисунок 7 и Рисунок 8).
Вывод.