Цели урока:
- Повторить и углубить знания учащихся о глаголе как части речи.
- Формировать умение учащихся употреблять глаголы в речи с целью обогащения словарного запаса.
- Развивать орфографическую зоркость и прививать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
1. Слово учителя. Не успели мы вжиться в волшебные слова – прилагательные, как наступило время вплотную заняться другой частью речи... Вы спросите, какой. На это нам ответят ребята.
Что делать, что сделать
Учащимся школ?
На эти вопросы ответит глагол.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет и поет,
Вышивает или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
Глагол – необыкновенная часть речи. Он занимает 2 место после имени существительного и обладает большими возможностями для выражения бесчисленного количества действий, сопровождающих деятельность, труд человека.
2. Анализ материала для наблюдения.
Откроем учебник на стр.229. упр. 607 устно.
В полях пашут, сеют, боронят. Вначале сажают картофель, потом - морковь,
репу. Пастухи выгоняют в луга стада коров и овец. На пасеках выставляют ульи.
Садоводы подрезают ветви
и белят стволы деревьев.
Итак, вы вставили глаголы, которые обозначают трудовые процессы. Работа наша продолжается. У вас на столах лежит текст.
1. Задание к тексту. Ребята, вы видите в первом предложении слова с пропущенными буквами-орфограммами. Выпишите слова с пропущенными безударными гласными в корне слова, графически обозначая условия выбора орфограммы, подберите проверочное слово:
пригибаясь – гибкий,
кричит – крик,
столбе – столб.
- Над какой орфограммой вы работали?
2. Прочитайте слова с непроверяемой гласной в корне слова.
Ворона телеграф
- Над какой орфограммой вы работали?
- В тексте есть еще одно слово с пропущенной буквой. Какую букву вы поставили и почему?
- А теперь разберем предложение под цифрой.
3. Выпишите из текста это предложение. Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжелый прутик березы. Это предложение по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, основа предложения – сорока летит и держит, по наличию главных членов – простое, в предложении есть второстепенные члены предложения – распространенное, с однородными сказуемыми.
4. Дальше разбор по составу и фонетический.
Вывод. Итак, ребята, вы не забыли, что мы работаем над глаголом.
- Найдите слова, которыми автор передает музыку, звуки весны.
- Запишите эти слова в два столбика: существительные в один столбик, а глаголы – в другой.
- Что общего в их значении и в чем разница? Докажите, что эти слова различных частей речи.
- Выпишите из текста глаголы, обозначающие движение пробуждающейся природы, состояние человека. Создадим морфологический портрет: укажите лицо, число. Как изменяются глаголы?
- Но у глаголов есть еще один морфологический признак.
- Сценка про времена глаголов.
Итак, глагол обозначает действие, движение, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека. По характеру деятельности различаются глаголы речи, глаголы чувств, глаголы звучания.
Послушайте “Разговор красок” Стояна.
- Назовите глаголы, обозначающие речевую деятельность.
- Продолжим нашу работу, выполнив письменно упражнение № 608 по заданию.
- В чем согласуется глагол-сказуемое с подлежащим?
Вывод. Глагол самая живая часть речи, в ней струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Необходимо уметь пользоваться ими при описании различных действий.
3. Закрепление полученных знаний и умений.
- Что обозначает глагол и как изменяется? Прочитайте теоретический материал на странице 230.
4. Домашнее задание. Упражнение 609, выучить правила.
5. Подведение итогов урока.
Поздравляю моих учеников – тружеников с весной и новой темой – глагол.