Цель: создание условий для воспитания с первых лет жизни гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Задача: формировать у ребенка элементы экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
Функциональная роль экологического комплекса:
- обучающая,
- релаксационная,
- познавательная деятельность,
- умственное развитие,
- развитие эмоциональной сферы,
- приобретение навыков ухода за живыми организмами,
- воспитание бережного отношения к живым существам,
- оздоровительная,
- воспитание трудовых навыков,
- эстетическая.
Создание экологического комплекса, как элемента развивающей среды в детском саду способствует реализации базисной программы развития ребенка – дошкольника “Истоки” и парциальной программы Н.А. Рыжовой “Наш дом – природа”.
Опираясь на данные программы, мною был разработан перспективный план работы для детей старшего и младшего дошкольного возраста.
При отборе содержания экологического образования учитывались такие принципы, как:
- научность,
- доступность,
- гуманистичность,
- прогностичность,
- деятельностность,
- интеграция,
- целостность,
- конструктивизм,
- регионализм,
- системность,
- преемственность.
Экологический комплекс посещают дети с 3 до 7 лет.
Занятия с каждой группой проводятся по расписанию ДОУ (у каждой группы в неделю запланировано 1 занятие по подгруппам). По мере необходимости планирую индивидуальные занятия.
Воспитанники также посещают уголок природы. В свободное от занятий время они с удовольствием проводят там время (играют в дидактические игры, самостоятельно занимаются в экспериментальном уголке, наблюдают и ухаживают за растениями и животными, рассматривают книги, просматривают DVD и т.д.).
Для повышения эффективности экологического образования экологический комплекс подразделяется на ряд функциональных зон.
Живой уголок – как элемент развивающей среды, очень любим детьми, и играет большую роль в воспитании их мировоззрения.
При подборе растений и животных учитываются такие аспекты как:
- географический,
- экологический,
- биологический.
На все растения и животные оформлены паспорта.
Зона обучения, где размещаются:
ковер – полянка (место для различных игр, просмотра телевизора, релаксации); беседка, внутри которой мы с детьми рассматриваем иллюстрации, работаем с различным дидактическим материалом, литературой, беседуем; телевизор, DVD, магнитофон, видео- и аудиотека экологического содержания для дошкольников.
Уголок экспериментирования располагается в учебной зоне – как база для специфической игровой деятельности детей (работа в лабораториях предполагает превращения детей в “ученых”, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
Расположенный рядом фонтанчик является не только источником положительных эмоций и релаксационного воздействия. Края его достаточно широкие; это позволяет использовать широкие стенки фонтанчика как столики для проведения опытнической деятельности.
На стенах, на уровне глаз ребенка, развешены детская карта мира, карта Солнечной систем, карта России.
Зона коллекций.
Коллекции предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.
Формы и методы работы с детьми.
- экологические занятия,
- игры,
- экскурсии,
- совместные с детьми и родителями мероприятия,
- экспериментирование,
- наблюдение,
- беседы,
- моделирование,
- коллекционирование,
- “письма от животных и растений”,
- акции,
- использование технических средств обучения.
Формы работы с родителями.
- собрания,
- презентации,
- консультации,
- Клуб выходного дня,
- газета “Сибирячок”.
ДОУ сотрудничает с другими организациями города и края (музеями, выставочными центрами и т.д.).