Обобщающий урок "Восхождение на химический Олимп"

Разделы: Химия


Дидактическая цель урока: создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся об основных классах неорганических соединений и их применения в новых учебных ситуациях.

Задачи:

а) образовательные:

– повторить основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, индикаторы;
– проверить умения составлять формулы веществ, экспериментально распознавать кислоты и щёлочи;
– анализировать и систематизировать вещества по их строению, делать выводы и обобщать.

б) развивающие:

– развивать учебно-логические умения: наблюдать, описывать, анализировать, соотносить;
– формировать интерес к предмету.

в) воспитательные:

– совершенствовать навыки грамотного проведения химического эксперимента, соблюдения определённых норм поведения в процессе выполнения лабораторного опыта;
– воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность;
– формировать умение работать коллективно.

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: игра-путешествие.

Оборудование и реактивы: мультимедийный комплекс, презентация (Приложение 1), магниты, штатив с пробирками, растворы серной кислоты, гидроксида натрия, индикаторы – лакмус, фенолфталеин.

На столах у учащихся: схема-конспект урока с заданиями, модели цветов.

Ход урока

Ребята, на уроке мы поведем разговор о многообразии окружающего мира, который состоит из множества разнообразных тел, а тела состоят из ЧЕГО? (Веществ)

Т.о, мы с вами живём в окружении веществ.

Веществ в природе очень много,
И нужно все их разделить.

На какие группы можно разделить вещества по составу? (Сложные и простые)

(Схема на доске)

Сложных веществ в наше время известно великое множество, поэтому, и классификация их более сложная, и требует особого внимания.

Предположите, какой будет тема сегодняшнего урока?

Тема нашего урока “Основные классы неорганических соединений”.

Т.к., урок сегодня обобщающий, подумайте какова цель урока?

Следовательно, целью урока будет обобщить знания о классах неорганических соединений, а это, в свою очередь, поможет вам в дальнейшем успешно решать всевозможные химические задачи.

А для этого мы с вами совершим восхождение к вершине химического Олимпа.

На горе вас ждёт сюрприз.
Чтоб к вершине нам дойти,
Нужно многое постичь, надо много сил вложить.

Девиз нашего урока – “Достичь вершины – не свалиться в пропасть!”

На время путешествия вы превращаетесь в отважных покорителей вершин. А что необходимо настоящим путешественникам? Конечно же, это “путевые заметки”, которые лежат у вас на столах (Приложение 2). В них вы должны отражать все основные моменты восхождения, выполняя задания. Рядом с каждым заданием вы видите по две золотые звёздочки – это аурики, ребята, а почему у этих звёздочек такое название? (А знаете ли вы, что название химического элемента золота по латински произносится как аурум? Аурики будут показателями ваших знаний и активности. Результат выполнения задания вы будете оценивать сами, обводя аурики, следующим образом – если нет ошибок – 2 аурика, если допущены незначительные ошибки – 1 аурик. Как и всякое путешествие, наше требует сноровки, терпения, смекалки, взаимовыручки и, конечно, хорошего настроения.

Отправляемся в путь! Желаю удачи!

Прежде чем мы начнём восхождение на гору, нам надо собрать необходимый багаж. В нашем случае – это багаж знаний. Приступаем к первому этапу.

Как вы уже сказали, по составу все вещества можно разделить на простые и сложные. А чем отличаются простые вещества от сложных.

(Какие вещества можно назвать простыми? А какие вещества называются сложными?)

Сложных веществ известно в мире много,
И каждое в отдельности важно.
Все вещества на классы делим строго.
Какие это классы?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Какие соединения называются оксидами? Каким образом даются названия оксидам?

Чем отличаются от оксидов основания? А как основаниям дают названия?

Какие соединения называются кислотами?

Чем отличают соли от кислот? Как образуются названия солей?

По мере обсуждения на доске появляется схема.

Мы поработали дружно, собрали рюкзаки, и каждый из вас заслужил по одному аурику, а теперь, вперёд – в горы!

Впереди нас ждёт этап “Угадай слово”

Давайте, выполним задание 2-го этапа.

( учащийся зачитывает задание из путевых заметок)

Для примера рассмотрим формулу первого вещества – _______ . К какому классу соединений она относится? На пересечении формулы вещества и его класса – находим букву и вносим ее в первую клетку в строчке под таблицей. Всем понятно это задание?

– Приступайте к работе.

– Ребята, какое слово у вас получилось?

– У кого получилось слово “Письмо”, поднимите руки.

– Ребята, вы правильно определили классы неорганических соединений, оцените свою работу при помощи ауриков.

Т.о., мы получили название 3-го этапа нашего путешествия.

Ребята, пока мы преодолевали этапы, нам по электронной почте пришло видеописьмо от ученика 7 класса, юного химика – Иванова Влада. Вот, что он сообщает.

“Многоуважаемые коллеги-химики 8-го класса!

Недавно, читая книгу, я натолкнулся на такую задачу-сказку:

“Любовная история”

Лакмус был страстно влюблён в Кислоту и в её присутствии всегда краснел, а ревнивая Щёлочь, которая была к нему неравнодушна, раздражала Лакмуса до посинения. Несчастный Фенолфталеин тайно питал нежные чувства к Щёлочи, но, зная её едкий характер, при малейшем к ней прикосновении весь становился малиновым.

Так как я только начал интересоваться такой чудесной наукой, как химия, то в прочитанном мне не всё ясно. Помогите мне, пожалуйста, разрешить эту проблему. Буду вам благодарен за помощь”.

– Ну, что, ребята, поможем разобраться с проблемой? Текст письма у вас размещён в путевых заметках. Давайте разберёмся: о каких классах неорганических соединениях говорит Влад.

(Учащиеся: Основаниях и кислотах.)

– А теперь посмотрите на экран.

– Что это за животное?

– А как вы думаете, почему я его вам сейчас показала? Какие химические вещества, подобно хамелеону, меняют свою окраску? Как они называются?

Учащиеся: индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый. Они также как и ….. меняют окраску.

– А теперь вернёмся к проблеме Влада. Какие явления были описаны в сказке?

Учащиеся: изменение окраски индикаторов в зависимости от характера среды: на щёлочи индикатор – фенолфталеин, он в их растворе становится малиновым, а на кислоты – лакмус – он краснеет.

– Давайте опытным путём подтвердим ваши теоретические знания. Работу выполняете в паре. Прочитайте задание.

Учащийся читает. Определим порядок выполнения работы (что сделаете в первую очередь?). Не забывайте правила ТБ при выполнении работы. Результаты исследований запишите в соответствующую колонку таблицы.

– Какое вещество находится в ваших пробирках?

– Как вы это определили?

– Итак, третий этап позади. Спасибо. Вы помогли юному химику Владу. – Оцените свою работу при помощи ауриков.

Но прежде чем мы перейдём к 4-му этапу, я предлагаю немного отдохнуть и устроить “стрельбу глазами”. Повернитесь к периодической таблице. Сядьте поудобнее, руки свободные. Я проговариваю предложение о каком-либо химическом элементе, а вы взглядом находите его и вслух называете.

Задание “Стрельба глазами”.

  1. В периодической системе найдите жизненно важный элемент, поддерживающий процесс горения. (О)
  2. От О переведите свой взгляд влево, на элемент стоящий в том же периоде в III группе (В).
  3. От В переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, используемый в градусниках. (Hg)
  4. От Нg переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, спиртовой раствор которого имеется в любой аптечке. (I).

– Отдохнули? Продолжаем восхождение.

На химической поляне
Чудо-формулы цветут
Соберём давайте с вами
Из цветов букеты тут.

– Подниматься в горы одному сложно, а вот в группе – это другое дело. Этот этап вам также предстоит преодолеть в паре.

– В путевых заметках вы видите 4 цветка, в середине каждого – формулы различных веществ. Некоторые из формул содержат ошибки. Найдите их и исправьте.

– Соединение какого класса веществ вы получили? Назовите его.

(тоже со второй)

– А посмотрите какие цветы у меня.

– СО2, применяется для газирования напитков;

– Са(ОН)2 – гашеная известь, используется в строительстве и быту;

– Са3(РО4)2, основа костной системы и зубов позвоночных;

– НСl – основная составляющая желудочного сока у млекопитающих.

– Вот и 4-й этап позади. Оцените свою работу с помощью ауриков.

ОБОБЩЕНИЕ:

– Т.о, мы составили схему, которая отражает классификацию сложных веществ. – ____, опираясь на данную схему, расскажи о классификации веществ.

(РЕБЕНОК)

– Друзья, мы почти достигли цели. Остался последний этап – достичь вершины. Для этого выполним проверочную работу.

Снег идёт, и снег кружится.
Он ковром везде ложится.
Приглашаю всех я вас
Поиграть в снежки сейчас.

Но снежки у нас из химических снежинок. На них задания разного уровня сложности, и оцениваются разным количеством ауриков.

– Прочитайте задания и выберите одно.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили. (Самопроверка по образцу)

– Оцените свою работу.

Вот и всё! Мы достигли цели! Кто-то из вас пришёл к вершине горы без поражений, у кого-то были затруднения. Теперь давайте посмотрим, что же за сюрприз нас ожидает.

На вершине горы – конверт: “Сюрприз”. Учитель вскрывает конверт “Сюрприз”, в котором находятся отметки “3”, “4”, “5”.

– Ребята, подсчитайте общее количество ауриков в своих путевых заметках.

Оцените результат своей работы следующим образом:

11-9 ауриков – 5; 8-6 ауриков – четвёрка, 5-3 ауриков– тройка. – –

– Поставьте себе оценку в соответствующую клетку.

Д/З: – Ребята, для самых любознательных в конце путевых заметок есть интересное домашнее задание.

Подведение итогов.

– Давайте вспомним, какую цель урока мы ставили перед собой?

– Определите каждый для себя – достиг ли ты этой цели?

– Если вам понравилось сегодняшнее занятие – поприветствуйте друг друга.

– Вы были целеустремленными, неутомимыми покорителями химического Олимпа. Спасибо вам за работу.

Приложение 1

Приложение 2