Урок окружающего мира в 1-м классе "Птицы, зимующие в нашем крае"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • развитие связной речи учащихся; обогащение лексики;
  • обучение детей умению вести диалог;
  • способствовать воспитанию экологической культуры младших школьников.

Оборудование:

  • картинки зимующих птиц,
  • картина "Зимний лес",
  • карточки-пазлы,
  • презентация "Зимующие птицы",
  • семена,
  • кормушки для птиц,
  • карточки с буквами.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок окружающего мира. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную полянУ. А по дороге я расскажу вам очень интересную историю. ( Звучит грамзапись произведения П.И. Чайковского "Декабрь" из музыкального альбома "Времена года").

- Ребята, подскажите мне, какое сейчас время года? А что вы знаете о ней?

Д. (По желанию читают стихотворение "Зима".)

У.

Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. (Зима).

(Открывается половина доски: на переднем плане - ели и берёзы, вдали еловый лес. Под деревьями следы птиц.)

II. Объяснение нового материала

У. Ходит зима по лугам, по горам, по лесам. Ходит она в мягких валенках, ступает тихо, не слышно. Белым слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы книги. И кто по ним ни пройдёт, всяк оставит свой след. Идёт снег. Кончится - страницы чистые. Через некоторое время, белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек. Значит, побывали гости - лесные жители. Посмотрите внимательно на картину и скажите, кто бы это мог быть?

У. Чьи же это следы вы видите на нашей поляне?

Д. это следы птиц.

(Звучит аудиозапись пения птиц)

У. Скажите, чьи голоса мы слышим? Почему в зимнем лесу раздаётся пение птиц?

Ответы детей.

У. Ребята, вы уже знаете, что осенью некоторые птицы улетели в тёплые края, так как им стало не хватать корма. Подскажите, как называются эти птицы?

Д. Перелётные.

Презентация.

У. Но некоторые птицы живут у нас всю зимУ. Остаются эти птицы потому, что и зимой находят корм. Это зимующие птицы. (Слайд 1)

Каких зимующих птиц вы знаете?

Ответы детей.

У. А вот и первая гостья пожаловала - узнаёте?

Д. Ворона. (Слайд 2)

У. Это птица серая, с чёрной головой, крыльями и хвостом. Предпочтение отдаёт городам, населённым пунктам. Зимой старается быть ближе к человеку, кормится на свалках. Приносит пользу земледелию, истребляя вредных грызунов, жуков. Ворона- птица вороватая. Может и название она получила оттого, что не прочь стащить всё, что плохо лежит. ( Один ученик выбирает рисунок вороны и помещает его на берёзу на доске).

У.

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей.
-Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою. (Слайд 3)

Это наиболее знакомая вам птица. Что вы можете о ней рассказать?

Ответы детей. (Ученик помещает рисунок воробья на берёзу на доске).

У. Наше путешествие по зимнему лесу продолжается. Я предлагаю вам сыграть в игру " Весёлый мяч".

Ты катись весёлый мячик.
Да по нашим по рукам.
У кого же быстрый мячик?
Называй-ка птицу нам. (дети называют птиц)

У. Ребята, посмотрите внимательнее. На берёзе пара птичек: они прицепились к висящим веточкам. Бойко перескакивают они с одного сучка на другой в поисках пищи. Желтогрудая, маленькая птичка с белыми щёчками и зеленоватой спинкой. Вы её узнали? (Слайд 4).

(Рисунок птицы вывешивается на доске).

У. Что вы можете рассказать об этой птице?

Ответы детей.

У.

Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря.
Чтоб в морозы и в пургу,
Не замёрз он на снегу. (Слайд5)

У. А что вам известно об этой птице?

Ответы детей. (Рисунок снегиря помещается на доске).

У. А вот и ещё один гость. Он в клювике нёс буквы со своим именем и рассыпал их. Давайте поможем собрать название птички. ( Рассыпаны буквы Я Л Д Е Т). ( Работа в парах).

Что вы знаете об этой птице? (Слайд 6).

Ответы детей.

У. А вот ещё одна замечательная птица- поползень. (Слайд 7).

Это единственная птица, которая может ползать по стволу дерева вниз головой. Они сопровождают дятла. Подбирая за ним оставшиеся семена. Этот гость предлагает нам отдохнуть и провести физкультминутку.

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Десять жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.

У. Идём мы с вами по заснеженному зимнему лесУ. И вдруг слышим разговор птиц. (Слайд 8, 9, 10).

Щегол. Я часто становлюсь объектом охоты. Хорошо пою, и многие считают престижным держать меня в клетке. Но что может заменить птице свободу, чистое небо. Если бы вы знали птичий язык, то услышали как трудно живётся птицам. Представьте себя в клетке!

Клёст. Я считаюсь священной птицей. Если присмотреться, клюв у меня похож на крестик. Обитаю я в еловых и сосновых лесах, ведь мой корм- это семена растений, а созревают они зимой. В феврале у меня появляются птенцы. Один из родителей всегда находится в гнезде, чтобы птенцы не замёрзли.

Дрозд-рябинник. Я - птица незаметная. Очень люблю ягоды рябины, заглатываю их целиком, разнося по всему лесу.

У. Я знаю, что вы очень любите собирать пазлы. Я предлагаю вам собрать картинки зимующих птиц. (Детям раздаются конверты с разрезными картинками. Дети собирают рисунки птиц, называют их).

Закрепление пройденного материала.

У. Продолжаем наше путешествие. Идём мы с вами, снег хрустит под ногами. Вдруг, видим. На дереве сидит мудрая птица - сова. Чтобы продолжить наш путь дальше, вы ребята, должны отгадать загадки, которые она вам предлагает.

Окраской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая. (Ворона)

Видали вы его не раз,
Он скачет в двух шагах от вас.
"Чирик-чирик,чирик-чирик"
Кто к этой песне не привык? (Воробей)

Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это :.(Снегири)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).

Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа-
Целый день долбить стволы. (Дятел).

Как пришла пора метелей,
Налетели::.
Заскрипели, засвистели
Всё до ягодки поели. (Свиристели).

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
"Клее!Клее!Клее!"- поёт со свистом.(Клёст)

У. Молодцы, ребята. Много интересного узнали мы про птиц во время нашего путешествия. А как вы думаете, что страшнее для птиц: голод или холод?

Ответы детей.

У. Для птиц страшнее всего голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить его. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помогать птицам в эти трудные для них времена. Как вы думаете, чем же мы можем помочь птицам?

Ответы детей.

У. Для различных видов птиц нужен разный корм. Клесты питаются только сосновыми и еловыми шишками. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых. Семена подсолнечника едят почти все птицы, и в первую очередь, синицы и поползни. Семена тыквы едят все, кроме синиц и поползней. Овёс и пшено - овсянки, воробьи, синицы. Ягоды калины и рябины - любимая пища снегирей и свиристелей. Сырое сало-корм для синиц и для дятлов.

Для вас предлагается игра "Накорми птицу". (На конверте рисунок птицы. Надо в конверт положить семена, которые любит именно эта птица).

У. Ребята давайте назовём птиц, которые зимуют в наших краях?

Наше путешествие подходит к концу. Наш импровизированный лес наполнился птицами. И чтобы эти птички жили, мы должны о них заботиться. Послушайте стихотворение М. Мухаммади.

Сугробами засыпаны
Дома, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать,
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей,
Ворона, голубь, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас!
Кормите их, согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошек на снегу.
А то и манной кашки:.
И оживут бедняжки.
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья.
И пропоют чирикая:
"Спасибо вам, великое"

III. Итог урока.

У. Будьте чуточку внимательнее. Учитесь слушать лес, и он расскажет вам много интересного, раскроет свои тайны и секреты. Не обижайте его и не давайте это делать другим, и он ответит вам взаимностью. Наблюдайте за птицами, подкармливайте. Это невероятно интересно.

В конце урока мы повесим около школы на берёзах кормушки, которые вы сделали вместе с родителями и постараемся всю зиму подкармливать птиц, зимующих в нашем крае. (Звучит грамзапись с голосами птиц.)

IV. Практическая часть урока.

Развешивание кормушек, подкармливание птиц.

Презентация.