Человек с самого рождения окружён многообразием звуков. В любом языке существует определённое количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, Том, лом, сом).
Речь является средством общения людей и формой человеческого общения. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Как правило, эмоциональный контекст речи созвучен её логическому смыслу и значительно его усиливает.
Таким образом, в процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов. Этот процесс наблюдается уже с самого рождения ребёнка.
Возникновение речи существенным образом перестраивает всю психическую сферу человека. Такие процессы, как восприятие, память, мышление, произвольное внимание, формируются при участии речи и опосредованы ею. Как считал Л. С. Выготский, речь становится универсальным средством воздействия на мир.
Нарушение речи говорит о том, что у ребёнка есть отклонения в развитии некоторых психических функций (например: внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля), а так же о том, что он испытывает определённые психологические трудности. У детей с общим недоразвитие речи полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется не в соответствии с возрастом, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в лексических и грамматических категориях языка. В основе этих расстройств лежит нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков- фонем, что затрудняет формирование фонетического анализа, синтеза, а так же фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий. У дошкольников с недоразвитием речи так же наблюдается неустойчивое внимание, небольшой объём памяти, низкий контроль чужой и собственной речи.
В логопедических группах детского сада логопедам и воспитателям систематически проводятся логокоррекционные и общеразвивающие занятия, предусматривающие формирование речи и всестороннее развитие личности ребёнка.
Одним из направлений является воспитание у детей речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности и др. Наиболее легко их определять на материале неречевых звуков. Поэтому начинать развивать слуховое восприятие и, соответственно, речь детей целесообразно с неречевых звуков.
Учитывая возрастные особенности детей занятия должны быть правильно организованны и интересны для ребёнка. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, следует создавать как можно больше игровых ситуаций. Обязательна тесная взаимосвязь в планировании деятельности логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и других специалистов.
На начальных этапах работы следует развивать у детей понимание речи, а так же их слуховое внимание и слуховую память. Для этого дети выполняют определённые действия с игрушками, предметами : находят из нескольких названный; выполняют действия по инструкции (например: положи игрушку на стол; одень куклу; собери пирамидку и т.п.); самостоятельно называют использованные предметы, их действия и признаки.
Такие упражнения способствуют обогащению словарного запаса детей, активируют их интерес к речи, положительно влияют на формирование мотивации общения.
На следующем этапе важно научить ребёнка различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки), акустическим свойствам (громкость, высота, длительность), количеству звучаний, тембру, направлению появлению звука. Упражнения по развитию неречевого звука подготовит детей к восприятию речевых звуков.
Упражнения в виде игр могут использоваться на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др., а так же в процессе режимных моментов.
Игры, активизирующие слуховые ощущения и слуховое внимание ребёнка: "Слушай звуки", "Двигайся на звук", "Сторож".
Затем ребенка учат обнаруживать различия между одинаковыми и разными акустическими сигналами на материале резко различающихся и близких звучаний: "Одинаковые и разные звуки", "Определи одинаковые звуки".
Далее формируются умение различать неречевые звуки по характеру их звучаний: "Покажи, что звучит", "Будь внимательным", "Узнай по звуку".
Затем слуховое восприятие в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, длительность, высота): "Найди мишку" (Ребёнок ищет спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала. Чем громче сигнал, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.).
Большое значение имеют тренировочные упражнения, направленные на формирование умения различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребёнка. Так развивается пространственный слух. Могут использоваться такие упражнения как, "Покажи, где звук?", "Где котенок, где щенок?".
Умение воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания, а так же выполнять темпоритмические движения под музыку являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.
Развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении: речевого темпа- выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слогов педагогом; воспроизведение слогов и коротких слов в различном темпе, скоординированном с темпом собственных движений или демонстрацией движений с помощью игрушек; воспроизведение в различном темпе доступного для правильного произнесения речевого материала; слогового ритма- отстукивание простых слогоритмов без выделения ударного слога и с акцентированием его; отхлопывание слогового ритма с одновременным проговариванием; отстукивание ритмического контура слова с последующим воспроизведением его слоговой структуры (например, "Машина"-"та- ТА-та" или "па-ПА-па" и т.п.); темброречевых звучаний- определение тембра мужского, женского и детского голосов, узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (Ой, ну, ах, да ну и др.) и их демонстрация с помощью жестов; самостоятельная эмоциональная озвучивание различных состояний и настроений человека по иллюстрациям, словесной инструкции.
Различение лексических значений можно проводить на материале слов, близких по длине и ритмической структуре:
- Начинающихся с фонем, которые отличаются несколькими признаками (Маша- каша; ложка-кошка);
- Начинающихся с оппозиционных фонем, т.е. отличающихся одним признаком (зуб-суп, дом- том);
- Различающихся гласными звуками (мак- мок, лак- лук);
- Различающихся последней согласной фонемой (нож- нос, сом- сок);
- Различающихся согласной фонемой в середине (коса- коза, касса- каша);
- Являющихся омонимами (шляпка гриба, дамы, гвоздя и др.)
Тренировочные упражнения проводятся в игровой форме с использованием различных знакомых предметов. Затем наглядная опора исключается, и задания выполняются только по словесной инструкции.
Дифференцированное восприятие различных признаков речевых звуков создаёт предпосылки для понимания смыслоразличительной роли, их отдельных признаков, что способствует развитию фонетического восприятия.
Успешное выполнение ребёнком вышеуказанных заданий позволяет значительно улучшить слуховое восприятие речи, что способствует максимальной адаптации его фонематического слуха к реальному общению.