"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных". Урок русского языка, 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • обобщение знаний об имени существительном;
  • развитие связной речи учащихся;
  • воспитание внимательного отношения к слову;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Учитель закладывает на компьютере электронный материал урока - презентацию (Приложение 1).

Ход урока

1. Орг. момент.

Я улыбнусь Вам, а вы улыбнетесь, друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к друг другу.

2. Словарная работа.

Итак, начинаем урок русского языка со словарной работы.

1..Алмаз, газета, десерт, капитан, камыш, карниз, ладонь, металл, обаяние, падеж, пальто, ремонт.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать парный согласный в корне или на конце слова?

2. Фонетический разбор.

Карниз- карнис- 2 сл. 2 гл. 4 согл.

К- согл, парн, глух, тв.

А - гл, безуд.

Р- согл, непарн, зв, тв.

Н- согл, непарн, зв, мягк.

И- гл, ударн.

З-с- согл, парн, глух, тв.

6 б. 6 зв.

3. Актуализация знаний.

- Записываем слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь лестница, наполнение, орех, ежиха.

- Подчеркните, пожалуйста, слова, в которых есть орфограмма-гласная буква, красным карандашом, а орфограмму-согласную букву-синим карандашом.

- В каком слове есть другая орфограмма-буква?(егерь)

- Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.

- Что объединяет эти слова? (им. сущ.)

- Запишите, пожалуйста, первые буквы из данных слов, какое слово у вас получилось? (существительное)

- Какой буквы не хватает?

- Какова ее роль в этом слове?

Дайте полное название этой части речи.

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Слайд 4

-Каковы задачи урока?

-Что такое имя существительное? (примеры)

-Какие части речи мы знаем?

- Что такое глагол?

- Что такое имя прилагательное?

- Что такое местоимение?

-К каким частям речи они относятся?

- Другая группа как называется?

- Перечислите служебные части речи.

- Как вы думаете, слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

-Чтобы убедиться в этом прочитайте замечательное стихотворение.

Слайд 5

"Учите русский - годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом."

- Давайте прочитаем имена существительные, ставя в нач. форму. (что? год, что? ряд, что? душа, что? усердие, что? ум, что? награда.)

- Сколько им. сущ-ных? 7

- Прочитайте глаголы (учите, ждет). Сколько слов? 2 - 1 ряд.

- Прочитайте им. прил. (русский, великая). Сколько слов? 2 - 2 ряд

- Прочитайте местоимения (вас, в нем, самом) .Сколько слов? 3 - 3 ряд

- Какой вывод можно сделать из этого?

Слайд 6.

Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное.

- Чему побуждает нас данное стихотворение?

- Скажите, пожалуйста, почему нужно учить и знать русский язык?

- Помимо русского языка, какой еще язык вы должны знать? (родной)

- Почему?

-Ребята в какой Республике мы с вами живем?(Башкортостан)

- Тогда знание, какого языка обязательна?

- Почему? (государственный язык)

Слайд 8 -17.

-Республика, в которой мы с вами живем богата удивительно красивыми местами: пещерами, горами, родниками. В заповеднике "Шульган-Таш" имеется Капова пещера. Этот уникальный памятник природы яв-ся не только символом Башкортостана, но местом паломничества многих туристов. Там сохранились настенные изображения и неповторимая первозданная красота природного ландшафта.

Также особая гордость нашей Республики- горы: Янгантау, Башкирские шиханы, самая высокая гора Иремель.

На сегодняшний день - Башкортостан единственное место на земле, где сохранилась популяция дикой пчелы, чей мед соединяет в себе самые лучшие вкусовые и лечебные свойства. Но самое главное это граждане нашей Республики- патриоты своей страны, такие как, Салават Юлаев. Он не пощадил своей жизни ,ради будущего Башкортостана. Памятник Салавату Юлаеву яв-ся самой большой скульптурой всадника в Европе. Это только малая доля всех достопримечательностей. Ни каждая республика может таким богатством похвастаться. Поэтому мы с вами должны гордиться тем, что живем в Башкортостане и с увлечением учить и знать государственный башкирский язык. Ребята, помните, только тот добьется успеха в жизни, кто уважает свою родину, свой народ, ценит и изучает язык. Желаю вам успехов в изучении языков!

4. Физминутка.

Слайд 18

Слушайте музыку, следите за движением объектов, при мигании моргайте глазами.

Слайд 19 (текст физминутки )

5. Работа с учебником.

- Откройте учебники стр. 85, найдите упр. 102

- Прочитайте задание.

- Как вы понимаете выражение "постоянный признак?"

(Это признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда)

- Какой признак называют "непостоянным признаком"?

(Признак, который меняется в зависимости от формы слова).

Какие постоянные признаки у им. сущ. вы знаете? (одуш или неодуш, собств. или нариц, род).

-А непостоянные признаки? (число).

- На какой вопрос отвечают одуш. им. сущ? кто?

- На какой вопрос отвечают неодуш. им. сущ? что?

одуш. неодуш.

Охотник - м.р. ед. ч. Избушка - ж.р. ед. ч.

Емеля - м. р. ед. ч. лес - м. р. ед..ч.

Внучок - м. р. ед. ч.. земля - ж. р. ед. ч..

Гришутка - м. р. ед. ч.. свет - м. р. ед. ч..

Окно - ср. р. ед. ч..

Крыша - ж. р. ед. ч..

Труба - ж. р. ед. ч..

Кирпич - м. р. ед. ч.

Забор - м. р. ед. ч..

Ворота - мн. ч.

Сарай - м.. р. ед. ч..

- Перечислите признаки им. сущ -ых?

- Какие из них относятся к постоянным и непостоянным признакам?

- Тогда какой вывод можно сделать?

Слайд 21

Одушевленность - неодушевленность, собственное и нарицательное, род - это постоянные признаки имен сущ - ых, число - непостоянный признак им. сущ -ых.

Найдите упр. 103. Прочитайте , пожалуйста, последнее предложение. Нужно выполнить синтаксический разбор этого предложения.

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.

-Какое это предложение?

- Почему?

- Прочитай предл. с расстановкой знаков препинания.

- Почему там ставятся запятые?

(Повеств. невоскл. сложн. распр, )

- Какими членами предл. могут быть им. сущ - ые?

- Давайте сделаем вывод.

Слайд 23

Имена сущ-ые в предложении могут быть и главными, и второстепенными членами.

- Из чего состоят предложения? (из слов )

Слово - главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия. В предложение слово выполняет свою синтаксическую роль.

6. Итог урока.

- О какой части речи говорили на уроке?

- Что такое им. сущ-ое?

- Почему она так называется?

- Какие признаки имеет им. сущ-ое?

-Назовите постоянные признаки им. сущ-ых.

- Назовите непостоянные признаки им. сущ-ых..

- Каким членом предложения может быть имя сущ-ое?

Слайд 25 (рефлексия.)

Слайд 26

7. Домашнее задание.

1. Написать три предложения на тему "Красив мой край Башкортостан!"

2. Найти в нем им. сущ-ые и определить постоянные и непостоянные признаки.

8. Оценки.

Слайд 27 (благодарность за урок).

Используемые источники информации:

  1. Интернет.
  2. Электронная Физминутка для глаз, Галкина Инна Анатольевна.
  3. http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=64631.
  4. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева "Русский язык" 1часть.
  5. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева "Методические рекомендации для учителя" 4 класс.