Цели:
- обобщение знаний об имени существительном;
- развитие связной речи учащихся;
- воспитание внимательного отношения к слову;
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Учитель закладывает на компьютере электронный материал урока - презентацию (Приложение 1).
Ход урока
1. Орг. момент.
Я улыбнусь Вам, а вы улыбнетесь, друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к друг другу.
2. Словарная работа.
Итак, начинаем урок русского языка со словарной работы.
1..Алмаз, газета, десерт, капитан, камыш, карниз, ладонь, металл, обаяние, падеж, пальто, ремонт.
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать парный согласный в корне или на конце слова?
2. Фонетический разбор.
Карниз- карнис- 2 сл. 2 гл. 4 согл.
К- согл, парн, глух, тв.
А - гл, безуд.
Р- согл, непарн, зв, тв.
Н- согл, непарн, зв, мягк.
И- гл, ударн.
З-с- согл, парн, глух, тв.
6 б. 6 зв.
3. Актуализация знаний.
- Записываем слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь лестница, наполнение, орех, ежиха.
- Подчеркните, пожалуйста, слова, в которых есть орфограмма-гласная буква, красным карандашом, а орфограмму-согласную букву-синим карандашом.
- В каком слове есть другая орфограмма-буква?(егерь)
- Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.
- Что объединяет эти слова? (им. сущ.)
- Запишите, пожалуйста, первые буквы из данных слов, какое слово у вас получилось? (существительное)
- Какой буквы не хватает?
- Какова ее роль в этом слове?
Дайте полное название этой части речи.
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Слайд 4
-Каковы задачи урока?
-Что такое имя существительное? (примеры)
-Какие части речи мы знаем?
- Что такое глагол?
- Что такое имя прилагательное?
- Что такое местоимение?
-К каким частям речи они относятся?
- Другая группа как называется?
- Перечислите служебные части речи.
- Как вы думаете, слова какой части речи мы чаще всего употребляем?
-Чтобы убедиться в этом прочитайте замечательное стихотворение.
Слайд 5
"Учите русский - годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом."
- Давайте прочитаем имена существительные, ставя в нач. форму. (что? год, что? ряд, что? душа, что? усердие, что? ум, что? награда.)
- Сколько им. сущ-ных? 7
- Прочитайте глаголы (учите, ждет). Сколько слов? 2 - 1 ряд.
- Прочитайте им. прил. (русский, великая). Сколько слов? 2 - 2 ряд
- Прочитайте местоимения (вас, в нем, самом) .Сколько слов? 3 - 3 ряд
- Какой вывод можно сделать из этого?
Слайд 6.
Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное.
- Чему побуждает нас данное стихотворение?
- Скажите, пожалуйста, почему нужно учить и знать русский язык?
- Помимо русского языка, какой еще язык вы должны знать? (родной)
- Почему?
-Ребята в какой Республике мы с вами живем?(Башкортостан)
- Тогда знание, какого языка обязательна?
- Почему? (государственный язык)
Слайд 8 -17.
-Республика, в которой мы с вами живем богата удивительно красивыми местами: пещерами, горами, родниками. В заповеднике "Шульган-Таш" имеется Капова пещера. Этот уникальный памятник природы яв-ся не только символом Башкортостана, но местом паломничества многих туристов. Там сохранились настенные изображения и неповторимая первозданная красота природного ландшафта.
Также особая гордость нашей Республики- горы: Янгантау, Башкирские шиханы, самая высокая гора Иремель.
На сегодняшний день - Башкортостан единственное место на земле, где сохранилась популяция дикой пчелы, чей мед соединяет в себе самые лучшие вкусовые и лечебные свойства. Но самое главное это граждане нашей Республики- патриоты своей страны, такие как, Салават Юлаев. Он не пощадил своей жизни ,ради будущего Башкортостана. Памятник Салавату Юлаеву яв-ся самой большой скульптурой всадника в Европе. Это только малая доля всех достопримечательностей. Ни каждая республика может таким богатством похвастаться. Поэтому мы с вами должны гордиться тем, что живем в Башкортостане и с увлечением учить и знать государственный башкирский язык. Ребята, помните, только тот добьется успеха в жизни, кто уважает свою родину, свой народ, ценит и изучает язык. Желаю вам успехов в изучении языков!
4. Физминутка.
Слайд 18
Слушайте музыку, следите за движением объектов, при мигании моргайте глазами.
Слайд 19 (текст физминутки )
5. Работа с учебником.
- Откройте учебники стр. 85, найдите упр. 102
- Прочитайте задание.
- Как вы понимаете выражение "постоянный признак?"
(Это признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда)
- Какой признак называют "непостоянным признаком"?
(Признак, который меняется в зависимости от формы слова).
Какие постоянные признаки у им. сущ. вы знаете? (одуш или неодуш, собств. или нариц, род).
-А непостоянные признаки? (число).
- На какой вопрос отвечают одуш. им. сущ? кто?
- На какой вопрос отвечают неодуш. им. сущ? что?
одуш. неодуш.
Охотник - м.р. ед. ч. Избушка - ж.р. ед. ч.
Емеля - м. р. ед. ч. лес - м. р. ед..ч.
Внучок - м. р. ед. ч.. земля - ж. р. ед. ч..
Гришутка - м. р. ед. ч.. свет - м. р. ед. ч..
Окно - ср. р. ед. ч..
Крыша - ж. р. ед. ч..
Труба - ж. р. ед. ч..
Кирпич - м. р. ед. ч.
Забор - м. р. ед. ч..
Ворота - мн. ч.
Сарай - м.. р. ед. ч..
- Перечислите признаки им. сущ -ых?
- Какие из них относятся к постоянным и непостоянным признакам?
- Тогда какой вывод можно сделать?
Слайд 21
Одушевленность - неодушевленность, собственное и нарицательное, род - это постоянные признаки имен сущ - ых, число - непостоянный признак им. сущ -ых.
Найдите упр. 103. Прочитайте , пожалуйста, последнее предложение. Нужно выполнить синтаксический разбор этого предложения.
Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.
-Какое это предложение?
- Почему?
- Прочитай предл. с расстановкой знаков препинания.
- Почему там ставятся запятые?
(Повеств. невоскл. сложн. распр, )
- Какими членами предл. могут быть им. сущ - ые?
- Давайте сделаем вывод.
Слайд 23
Имена сущ-ые в предложении могут быть и главными, и второстепенными членами.
- Из чего состоят предложения? (из слов )
Слово - главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия. В предложение слово выполняет свою синтаксическую роль.
6. Итог урока.
- О какой части речи говорили на уроке?
- Что такое им. сущ-ое?
- Почему она так называется?
- Какие признаки имеет им. сущ-ое?
-Назовите постоянные признаки им. сущ-ых.
- Назовите непостоянные признаки им. сущ-ых..
- Каким членом предложения может быть имя сущ-ое?
Слайд 25 (рефлексия.)
Слайд 26
7. Домашнее задание.
1. Написать три предложения на тему "Красив мой край Башкортостан!"
2. Найти в нем им. сущ-ые и определить постоянные и непостоянные признаки.
8. Оценки.
Слайд 27 (благодарность за урок).
Используемые источники информации:
- Интернет.
- Электронная Физминутка для глаз, Галкина Инна Анатольевна. http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=64631.
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева "Русский язык" 1часть.
- Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева "Методические рекомендации для учителя" 4 класс.