Пейзажная лирика И.А. Бунина для младших школьников

Разделы: Начальная школа


Работая по технологии начального литературного образования В.А.Лазаревой, мы часто обращаемся к поэзии, потому что при изучении лирических произведений идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления и памяти. На уроках присутствует свобода импровизации, творчества, личностной интерпретации текстов. Учитель помогает своим ученикам открывать "тайны" текста, но при этом не навязывает свою точку зрения.

Наверное, невозможно достичь единственно верного толкования лирического текста, но необходимо предупредить неправильное или примитивное его понимание. Часто на уроках литературы учащиеся видят, слышат и чувствуют больше, чем предполагал учитель, ибо истинно художественный текст многогранен и безграничен.

Особую реальность, особый прекрасный мир представляет собой поэзия Бунина. Если пристально вчитаться в стихи поэта, они могут на весь век остаться в душе, сделать её более восприимчивой к великой радости жизни. "Поэзия живёт долго, - говорил Бунин, - и чем дольше, тем сильнее".

Певец русской природы, И.А.Бунин продолжал классические традиции, открывая неизведанные возможности "традиционного стиха". Он активно развивал достижения "золотого века" русской поэзии, никогда не отрываясь от национальной почвы, оставаясь русским, самобытным поэтом.

Обращаясь к творчеству И.А.Бунина, хотелось показать всю его многогранность и непохожесть. По технологии начального литературного образования В.А.Лазаревой первая встреча с поэтом во втором классе, и хотя в курс начальной школы включены несколько стихотворений из его творчества, они все равно при правильно расставленных акцентах во время анализа дают представления школьникам о характерных особенностях поэзии И.А.Бунина. Мои ученики научились видеть особенности характерные для поэзии И.А.Бунина и создавать собственные тексты, подражая автору.

Представляю модели уроков по литературному чтению во втором и третьем классах по произведениям поэта.

Задачи:

  • Формировать умение анализировать поэтический текст.
  • Развивать литературную зоркость и творческое мышление.
  • Воспитывать умение слушать других и доказывать свою точку зрения.

Оборудование: осенние листья, подготовленные учащимися.

Ход урока

I. Орг.момент.

II. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы отправимся вслед за автором стихотворения "Листопад" И.А.Буниным в осенний лес и будем учиться рисовать словами осенние картины.

III. Подготовка к восприятию.

К уроку каждый из вас подготовил свой осенний листочек. Расскажите, какой он?

(учащиеся рассказывают о своем листочке)

IV. Чтение стихотворения.

Послушайте стихотворение, а потом поделитесь впечатлениями от прочитанного.

Педагогическая пауза.

(дети делятся впечатлениями)

Чем восхищается автор в этом стихотворении?

V. Анализ текста.

Прочитаем первую строфу.

Почему лес расписной? Кто его расписывал, какими красками?

Что удивительного заметили в описании леса?

(стоит веселой, пестрою стеной)

А разве бывает стена "веселой" и "пестрой"?

Почему поляна светлая?

(Солнце освещает, все вокруг ярко и разноцветно)

Какие звуки вы услышали в осеннем лесу?

(звуки [с],[ш] - передают шелест осенних листьев).

Прочитаем вторую строфу.

Что заметили?

(Автор зашел в лес и описывает все, что увидел и почувствовал)

Как описывает автор березы?

(они выделяются на фоне голубого неба желтыми резными листиками)

С чем сравнивает поэт елочки?

(Елочки, как вышки, стоят среди разноцветных деревьев)

Что за "оконца" в "сквозной листве" увидел И.А.Бунин?

(Листики с деревьев частично опали и стало видно кусочки осеннего неба)

Что почувствовал поэт в осеннем лесу?

(Лес пахнет дубом и сосной)

Какие звуки услышали?

(звуки [р],[с],[х] - передают шелест осенних листьев и потрескивание высохших за лето деревьев)

Перечитаем все стихотворение и попробуем передать восхищение автора от увиденного им в осеннем лесу.

(Выразительное чтение текста)

VI. Творческая работа учащихся.

- А сейчас представим, что мы идем по осеннему лесу. Давайте напишем то, что увидим и услышим в лесу.

(Создание прозаических текстов. Чтение учащимися своих произведений.)

VII. Итог урока.

Мы побывали в осеннем лесу вместе с И.А. Буниным и передали в своих текстах впечатления.

Чему научились на уроке?

Какая работа доставила удовольствие?

Д.З.

Выразительное чтение стихотворения.

Нарисовать иллюстрацию к тексту.