Кружок «Научное общество «Начало» преподаётся в 4-м классе четырёхлетней начальной школы, а также в качестве преемственности возможно в 5 классах общеобразовательной школы. Он соответствует образовательным областям «Естествознание» и базисному учебному плану. Кружок имеет краеведческую и экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Данный кружок носит личностно-развивающий характер.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных наблюдений за погодой и природой до исследовательской работы по географическим объектам, населению, культуре и быту, поэзии и архитектуре. При этом выполняются практические работы и расширение кругозора, путём посещения музеев, чтения дополнительной литературы.
Отбор содержания курса осуществлялся на основе следующих идей:
- знания своего края;
- уважения к природе;
- воспитания уважения к традициям и культуре народов этого края;
- а так же пропаганде здорового образа жизни.
Программа рассчитана на два года с переходом в последующем на изучение естественных наук. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Указано также минимальное количество экскурсий и практических работ.
Каждая группа проходит одинаковые этапы обучения, с последующим усложнением материала.
Цели:
(чего педагог хочет добиться в результате занятий с воспитанниками данным видом творчества)
- развитие познавательного интереса;
- обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;
- обучение навыкам общения при групповой работе;
- обучение использованию различных методов организации и планирования своей деятельности.
Задачи:
(что педагогу необходимо сделать, чтобы достичь цели)
- сформировать представление об исследовании;
- организовать наблюдение в природе; работу с приборами; дополнительной литературой;
- развивать умственные и познавательные способности;
- готовить детей к изучению предметов естественнонаучного цикла и участию в предметных олимпиадах;
- развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию;
- развивать творческое мышление, кругозор, эстетический вкус.
Организационно-педагогические основы обучения
- выполнение программы рассчитано на 2 года (общий срок реализации программы, этапы, циклы обучения)
- возраст воспитанников в группах 9, 10, 11 лет так как (возрастные и психо-физиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки общеобразовательной школы, соответствующие данному виду творчества)
- количество детей в группах 10 – 15 человек (1 группа) так как (особенности организации учебно-воспитательного процесса, техника безопасности)
- уровень подготовки детей при приеме в группы 1-го года обучения следующий:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Определяется собеседованием
(собеседованием, тестированием, прослушиванием, упражнениями по ОФП)
- основание для перевода воспитанника на следующий этап обучения – личная заинтересованность и желание посещать кружок
- основание для отчисления (если необходимо)
- режим работы группы первого и второго года
обучения
- количество занятий в неделю 1
- продолжительность занятия 45 мин.
№ | Тема | Виды практической деятельности | Кол-во часов |
1 | Тема 1. Введение. Что такое исследование. Наблюдение. Приборы. Распределение на группы. |
П/р №1 «Наблюдение за погодой» | 2 |
2 | Тема 2. Этапы исследовательской работы. Обсуждение готовых проектов. Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Экскурсия. |
П/р №2 «Работа в контурных картах» | 2 |
3 | Тема 3. Поиск информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия. |
П/р №3 «Изучение форм поверхности» | 6 |
4 | Тема 4. Исследовательская работа. Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика. Экскурсия. |
П/р №4 «Изготовление Красной книги» | 14 |
5 | Тема 5. Оформление работы. Работа с компьютером. Оформление анкет. |
3 |
|
6 | Тема 6. Подготовка защиты и презентации. Составление текста защиты проекта. Подготовка презентации. |
2 |
|
7 | Тема 7. Защита проекта. Выступления. Конференция. | 3 |
|
8 | Тема 8. Обобщение. Сдача исследовательской работы. Праздник. Рефлексия. |
2 |
Итого часов: 34
Просветительная и досуговая работа
№ | Содержание (экскурсии, поездки, вечера, праздники и т.п.) |
Кол-во часов | Дата |
1 | Экскурсия в музей изобразительных искусств | 1 |
|
2 | Осенняя экскурсия в природу | 1 |
|
3 | Экскурсия в городскую центральную библиотеку. | 2 |
|
4 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
|
5 | Весенняя экскурсия «Природные изменения» | 1 |
|
6 | Праздник краеведов. | 1 |
Общее количество часов за год 7
Календарно-тематическое планирование
4 класс – 1 группа
1 ч./нед., 34 ч./год
Дата | № зан. | Тема занятия | Понятия, материалы и пр. |
1 | Введение. Что такое исследование. Календарь синоптика. Приборы. | Исследование Синоптик |
|
2 | Введение. Кто такой исследователь? Разбиение на группы. | Исследователь | |
3 | Обсуждение готовых проектов. Знакомство с этапами исследовательской работы. | ||
4 | Выбор темы, постановка цели и задач. | ||
5 | Выбор путей решения. Составление плана работы. | ||
6 | Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами. | ||
7 | Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации. | ||
8 | Составления анкет, опросников, интервью. | ||
9 | Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | П/р «Проведение опроса, анкетирование» | |
10 | Осенняя экскурсия в природу. | №1 | |
11 | Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы. | ||
12 | Знакомство с Интернетом. Поиск информации. | П\р «Глобальная сеть - Интернет» | |
13 | Экскурсия в городскую библиотеку. Знакомство, правила поведения, поиск информации. | №2 | |
14 | Городская библиотека обобщение найденных материалов. | №3 | |
15 | Экскурсия «Наблюдение за природой». | №4 | |
16 | Оформление отчёта по экскурсии. Рисование запретных знаков по наблюдениям. | ||
17 | Игра «Юный исследователь». Проверка знаний этапов исследовательской работы, источников информации. | ||
18 | Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. | П/р | |
19 | Экскурсия в краеведческий музей. | №5 | |
20 | Отчёт по собранному материалу. | ||
21 | Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. | ||
22 | Обобщение материала. Правила оформления библиографического материала. | ||
23, 24 | Оформление работы на компьютере. | ||
25 | Требования к оформлению работы. | ||
26 | Оформление анкет. | ||
27 | Подготовка текста защиты проекта. | ||
28, 29 | Подготовка презентации. | П\р «Составление презентации» | |
30 | Весенняя экскурсия. Пр. изменения | №6 | |
31 | Защита проекта. Выступление. | ||
32-33 | Выступление перед учащимися начальной школы. | ||
34 | Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник краеведов. | №7 |
Ожидаемые результаты работы кружка «Научное общество «Начало»:
- обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;
- развитие навыков общения при групповой работе и во время анкетирования (интервьюирования) людей;
- умение использовать различные методы организации и планирования своей деятельности;
- умение вести регулярные записи в дневниках проектов;
- выработка умения работать с источниками информации;
- умение использовать в своей работе вновь приобретённые знания и навыки;
- умение работать над проектом индивидуально, самостоятельно;
- умение правильно представить свою исследовательскую работу;
- укрепление навыков публичного выступления, умение представлять работу и отвечать на вопросы;
- развитие творческого мышления, кругозора, уверенности в себе и организованности
Литература:
- Бахарева А. С, Схемы, опорные сигналы, блоки – опоры на уроках природоведения. Шадринск, 1996 г.
- Будьков С. Т., Лезин В. А. «География Тюменской области». Учеб. пособие для 7 – 8 кл., Свердловск, 1989 г.
- Верзина А. К. «Географические игры в школе». М., Просвещение, 2000 г.
- Курикоа В. М, Ханты-Мансийский округ. – Екатеринбург, 2000 г.
- Сегень А. Ю. Сибирские ручьи, 2005 г.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007
- Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
- Шаблон VCT-проекта портала Сеть Творческих Учителей
- Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на- Дону, 2005, С.241.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9.
- Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.
- Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2003. №3.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
- Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2003. № 12.