Рабочая программа кружка исследовательской и проектной работы "Научное общество «Начало»"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Кружок «Научное общество «Начало» преподаётся в 4-м классе четырёхлетней начальной школы, а также в качестве преемственности возможно в 5 классах общеобразовательной школы. Он соответствует образовательным областям «Естествознание» и базисному учебному плану. Кружок имеет краеведческую и экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.

Данный кружок носит личностно-развивающий характер.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных наблюдений за погодой и природой до исследовательской работы по географическим объектам, населению, культуре и быту, поэзии и архитектуре. При этом выполняются практические работы и расширение кругозора, путём посещения музеев, чтения дополнительной литературы.

Отбор содержания курса осуществлялся на основе следующих идей:

  • знания своего края;
  • уважения к природе;
  • воспитания уважения к традициям и культуре народов этого края;
  • а так же пропаганде здорового образа жизни.

Программа рассчитана на два года с переходом в последующем на изучение естественных наук. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела.  Указано также минимальное количество экскурсий и практических работ.

Каждая группа проходит одинаковые этапы обучения, с последующим усложнением материала.

Цели:

(чего педагог хочет добиться в результате занятий с воспитанниками данным видом творчества)

  • развитие познавательного интереса;
  • обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;
  • обучение навыкам общения при групповой работе;
  • обучение использованию различных методов организации и планирования своей деятельности.

Задачи:

(что педагогу необходимо сделать, чтобы достичь цели)

  • сформировать представление об исследовании;
  • организовать наблюдение в природе; работу с приборами; дополнительной литературой;
  • развивать умственные и познавательные способности;
  • готовить детей к изучению предметов естественнонаучного цикла и  участию в предметных олимпиадах;
  • развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию;
  • развивать творческое мышление, кругозор, эстетический вкус.

Организационно-педагогические основы обучения

  • выполнение программы рассчитано на  2 года (общий срок реализации программы, этапы, циклы обучения)
  • возраст воспитанников в группах  9, 10, 11 лет так как (возрастные и психо-физиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки общеобразовательной школы, соответствующие данному виду творчества)
  • количество детей в группах 10 – 15 человек (1 группа) так как (особенности организации учебно-воспитательного процесса, техника безопасности)
  • уровень подготовки детей при приеме в группы 1-го года обучения следующий:

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Определяется собеседованием

(собеседованием, тестированием, прослушиванием, упражнениями по ОФП)

  • основание для перевода воспитанника на следующий этап обучения – личная заинтересованность и желание посещать кружок
  • основание для отчисления (если необходимо)
  • режим работы группы первого и второго года обучения
    • количество занятий в неделю 1
    • продолжительность занятия   45 мин.
Тема Виды практической деятельности Кол-во
часов
1 Тема 1. Введение.
Что такое исследование. Наблюдение. Приборы. Распределение на группы.
П/р №1 «Наблюдение за погодой» 2
2 Тема 2. Этапы исследовательской работы.
Обсуждение готовых проектов. Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Экскурсия.
П/р №2 «Работа в контурных картах» 2
3 Тема 3. Поиск информации.
Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия.
П/р №3 «Изучение форм поверхности» 6
4 Тема 4. Исследовательская работа.
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика. Экскурсия.
П/р №4 «Изготовление Красной книги» 14
5 Тема 5. Оформление работы.
Работа с компьютером. Оформление анкет.
 

3

6 Тема 6. Подготовка защиты и презентации.
Составление текста защиты проекта. Подготовка презентации. 
 

2

7 Тема 7. Защита проекта. Выступления. Конференция.  

3

8 Тема 8. Обобщение.
Сдача исследовательской работы. Праздник. Рефлексия.
 

2

Итого часов: 34

Просветительная и досуговая работа

Содержание

(экскурсии, поездки, вечера, праздники и т.п.)

Кол-во часов Дата
1 Экскурсия в музей изобразительных искусств

1

 
2 Осенняя экскурсия в природу

1

 
3 Экскурсия в городскую центральную библиотеку.

2

 
4 Экскурсия в краеведческий музей

1

 
5 Весенняя экскурсия  «Природные изменения»

1

 
6 Праздник краеведов.

1

 

Общее количество часов за год 7

Календарно-тематическое планирование

4  класс – 1  группа
 1 ч./нед., 34  ч./год

Дата № зан. Тема занятия Понятия, материалы и пр.
  1 Введение. Что такое исследование. Календарь синоптика. Приборы. Исследование
Синоптик
  2 Введение. Кто такой исследователь? Разбиение на группы. Исследователь
  3 Обсуждение готовых проектов. Знакомство с этапами исследовательской работы.  
  4 Выбор темы, постановка цели и задач.  
  5 Выбор путей решения. Составление плана работы.  
  6 Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами.  
  7 Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации.  
  8 Составления анкет, опросников, интервью.  
  9 Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. П/р «Проведение опроса, анкетирование»
  10 Осенняя экскурсия в природу. №1
  11 Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы.  
  12 Знакомство с Интернетом. Поиск информации. П\р «Глобальная сеть - Интернет»
  13 Экскурсия в городскую библиотеку. Знакомство, правила поведения, поиск информации. №2
  14 Городская библиотека обобщение найденных материалов. №3
  15 Экскурсия «Наблюдение за природой». №4
  16 Оформление отчёта по экскурсии. Рисование запретных знаков по наблюдениям.  
  17 Игра «Юный исследователь». Проверка знаний этапов исследовательской работы, источников информации.  
  18 Эксперимент и диагностика.  Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. П/р
  19 Экскурсия в краеведческий музей. №5
  20 Отчёт по собранному материалу.  
  21 Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.  
  22 Обобщение материала.  Правила оформления библиографического материала.  
  23, 24 Оформление работы на компьютере.  
  25 Требования к оформлению работы.  
  26 Оформление анкет.  
  27 Подготовка текста защиты проекта.  
  28, 29 Подготовка презентации. П\р «Составление презентации»
  30 Весенняя экскурсия.  Пр. изменения №6
  31 Защита проекта. Выступление.  
  32-33 Выступление перед учащимися начальной школы.  
  34 Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник краеведов. №7

Ожидаемые результаты работы кружка «Научное общество «Начало»:

  • обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;
  • развитие навыков общения при групповой работе и во время анкетирования (интервьюирования) людей;
  • умение использовать различные методы организации и планирования своей деятельности;
  • умение вести регулярные записи в дневниках проектов;
  • выработка умения работать с источниками информации;
  • умение использовать в своей работе вновь приобретённые знания и навыки;
  • умение работать над проектом индивидуально, самостоятельно;
  • умение правильно представить свою исследовательскую работу;
  • укрепление навыков публичного выступления, умение представлять работу и отвечать на вопросы;
  • развитие творческого мышления, кругозора, уверенности в себе и организованности

Литература:

  1. Бахарева А. С, Схемы, опорные сигналы, блоки – опоры на уроках природоведения. Шадринск, 1996 г.
  2. Будьков С. Т., Лезин В. А. «География Тюменской области». Учеб. пособие для 7 – 8 кл., Свердловск, 1989 г.
  3. Верзина А. К. «Географические игры в школе». М., Просвещение, 2000 г.
  4. Курикоа В. М, Ханты-Мансийский округ. – Екатеринбург, 2000 г.
  5. Сегень А. Ю. Сибирские ручьи, 2005 г.
  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007
  7. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
  8. Шаблон VCT-проекта  портала Сеть Творческих Учителей
  9. Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на- Дону,  2005, С.241.
  10. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9.
  11. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.
  12. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2003. №3.
  13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  14. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2003. № 12.