Изучение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» представляет для учащихся 6 класса некоторую трудность. Связано это с тем, что у шестиклассников ещё не сформирован навык системного анализа произведения, недостаточен жизненный опыт, да и понимание языка Гоголя, требующего постоянного комментария со стороны учителя, оставляет желать лучшего. Для того чтобы заинтересовать учащихся этой повестью, вызвать у них желание внимательно прочитать её, поразмышлять над проблемами, поднятыми автором, можно использовать проектный метод обучения. На первом уроке, когда только происходит знакомство с героями повести и даётся общая характеристика произведения, класс делится на группы, каждая из которых будет работать над своим проектом в течение определённого времени (3-4 урока). На последнем обобщающем уроке каждая группа представляет и защищает свой проект. Этот урок, как правило, проходит в виде деловой игры.
Начало урока – вступительное слово учителя:
– В течение нескольких уроков мы работали над повестью Н.В.Гоголя «Ночь пред Рождеством», и сегодня у нас состоится своеобразный художественный совет, на котором мы это произведение представим с разных точек зрения, постараемся понять, о чём оно, что хотел сказать нам автор, чему научить нас, читателей. Анализом литературного произведения занимаются люди, которых называют литературоведами. Есть они и в нашем классе. Предоставим им слово.
Свой проект представляет группа «литературоведов», которая даёт анализ повести с точки зрения темы, основных проблем, художественных особенностей.
Беседа по вопросам:
– Почему повесть похожа на волшебную
сказку?
– Нечистая сила – это зло. Если есть зло, то
должно быть и добро. Кто олицетворяет собой
добро? (Вакула) Почему?
– В чём смысл названия повести? (В ночь перед
Рождеством наступает разгул нечисти, это
последние часы её существования, поэтому она
стремится как можно больше напакостить добрым
людям – захватить их души в плен, заставить их
совершить грех).
– Кого чёрт решил погубить?
– Удалось ли ему это? Почему Вакула не поддался
чёрту? (Он глубоко верующий человек).
– Было ли у Вакулы желание совершить грех? Какой?
Почему?
– К какому выводу подводит нас автор? (Добро и
зло идут рядом, часто они соседствуют в душе
одного человека. Нужно только уметь их
распознать и победить зло.)
– Давайте обратимся к иллюстрациям, которые к художественному совету подготовила группа «художников», посмотрим, какие эпизоды они проиллюстрировали, и послушаем, почему.
Свой проект представляет группа «художников».
– Все вы внимательно читали текст и поэтому сразу узнаете те предметы, которые «сотрудники» нашего «литературного музея» поместили на выставку.
Свой проект – «вещественное» представление повести – защищают организаторы выставки (выставка тех предметов, о которых говорится в тексте и которые имеют какое-либо значение в повести).
– Далее группа «актёров» предлагает посмотреть инсценировку некоторых эпизодов повести.
Проект «актёров», которые заранее подготовились к выступлению.
– Завершая художественный совет, давайте
сделаем некоторые выводы:
– О чём же повесть Н.В.Гоголя? (О борьбе добра и
зла)
– Что помогает добру победить зло в повести?
(Глубокая вера в бога) А в жизни?
– Какой совет вы дадите тем, кто ещё не прочитал
эту повесть?
Ответ на последний вопрос может стать или домашним заданием, или работой в группах на уроке, если позволяет время.