Цели:
- Развивающая: умение рассуждать, умение логически мыслить, умение выделять главное, умение проговаривать каждый шаг своего решения, умение анализировать полученный результат, умение делать выводы.
- Обучающая: познакомить учащихся с основными этапами жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова; повторить и обобщить знания учащихся по теме «Десятичные дроби».
- Воспитательная: умение вырабатывать коллективное решение, умение отстаивать свою точку зрения, развитие устной и письменной математической речи, умение контролировать себя и своего товарища, умение поддерживать и выручать своего товарища.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Постановка целей урока для учащихся (обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби», познакомиться с основными этапами жизни и деятельности одного из великих учёных).
3. Устная работа учащихся
«Расшифруйте слово. Решив предложенные примеры, вы прочитаете фамилию известнейшего человека. Именно этот человек сказал: «Химия есть правая рука физики, математика — глаза» <Приложение 1, слайд 1>.
Индивидуальная работа учащихся.
51 : 0,17 | 30 * 0,1 | 2,1 + 9 | 2,1 : 0,7 | 0,3 : 0,0001 | 1,4 + 1,6 | 3 * 0,01 | 3,8 – 0,8 | 0,3 * 100 |
С. 0,03 Л. 300 И. 0,3 Н. 3000 К. 5,8 А. 0,003 О. 3 В. 30 М. 11,1
(Ответ: ЛОМОНОСОВ) <Приложение 1, слайд 2>.
Вопрос учителя: «Чем знаменит этот человек? Что
вы о нём знаете? Где и в связи с чем вы слышали эту
фамилию?»
Возможные ответы учащихся: «Это известный физик,
химик. Он писал стихотворения. Был педагогом».
4. Краткое сообщение учителя
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — великий
русский учёный, общественный деятель, поэт и
художник, первый русский академик <Приложение
1, слайд 3>.
Ломоносов родился в одной из деревень вблизи
Холмогор в семидесяти километрах от
Архангельска. Мальчик довольно рано научился
читать и писать, он всегда стремился к знаниям.
Поэтому девятнадцатилетним юношей он отправился
в Москву учиться. Он поступил в Московскую
духовную академию, где был одним из самых
способных студентов. Михаил Васильевич
Ломоносов продолжил своё обучение в
Петербургской академии наук, а завершил
образование за границей. В 1742 году Ломоносов
вернулся в Петербург в Академию наук. С 1745 года он
— профессор по кафедре химии. В этом же году он
был произведён в академики.
Научная деятельность была чрезвычайно
разнообразна. Он вёл научные исследования в
области физики, химии, астрономии, геологии,
географии, занимался русской историей, писал
стихотворения и оды <Приложение
1, слайд 4>.
Как вы уже поняли, Ломоносов не только учёный, но
и поэт. Многие стихотворения Михаила Васильевича
посвящены и его научным открытиям. А сейчас,
выполнив следующее задание, вы сможете
разгадать, чему Ломоносов посвятил строки <Приложение 1, слайд 5>:
…Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, не злату, но …
Работа учащихся в группах <Приложение
1, слайд 6>.
Решить уравнения:
1) 1,05 : х = 12;
2) х : 1,9 = 2,1;
3) 11,2х = 3,36;
4) 22,99 – х = 17,3;
5) х – 5,7 = 8;
6) 1,53х + 0,47х = 15.
Варианты ответов: К.
5,69 А.
8,75
О. 7,5
П. 39,9
С.
0,0875
Н.
3
Е.
0,3
И.
6,5
Т. 3,99
Л. 13,7
(Ответ: СТЕКЛО). Оказывается, Ломоносов
использовал стекло как часть оптических
приборов. Большое значение учёный придавал
изучению и использованию телескопов для
объяснения многих явлений, наблюдаемых на других
планетах и отдалённых звёздах. Именно Ломоносов
доказал наличие атмосферы на Венере <Приложение
1, слайд 7>.
Михаил Васильевич Ломоносов занимался вопросами
обучения и воспитания детей школьного возраста.
Он искал различные пути повышения успеваемости
учащихся, укреплению их дисциплины. Ломоносов
говорил, что в детях надо развивать «Остроумие,
смекалку и память».
Найдите и вы наиболее простой приём вычисления и
воспользуйтесь им для нахождения ответа: 99
– 97 + 95 – 93 + 91 – 89 + … + 7 – 5 + 3 – 1.
5. Михаил Васильевич Ломоносов был разносторонним человеком. Он был ещё и художником. Его картины известны по всему миру. Эти картины весьма необычны. Почему? Ответ на этот вопрос вы получите, выполнив тестовые задания <Приложение 1, слайд 8>:
А1. Округлить число 52,799 до разряда десятых.
К. 52,79 Л. 52,710 М. 52,8 С. 50
А2. Из чисел 13,7; 13,07; 13,69; 13,09 выбрать наименьшее число.
А.13,7 О. 13,07 И. 13,69 Е. 13,09
А3. Вычислите значение выражения, применив распределительный закон умножения: 1,09 * 38 + 1,09 * 62.
Т. 19 Р. 10,9 П. 1,09 З. 109
А4. Решить уравнение х : 0,03 = 40,2.
А. 1,206 И. 1340 Е. 13,4 О. 12,06
А5. Найти значение выражения 3,85 : 5 + 12,6 * 0,15.
Т. 8,59 Б. 9,59 И. 2,66 К. 0,266
А7. Решить уравнение (9,2 – х) : 6 = 0,9.
К. 3,8 А. 3,6 Л. 3,4 М. 3,2
А8. Какое из предложенных чисел на числовой прямой лежит правее других:
И. 5,34 У. 4,2 А. 10 С. 7,899
(Ответ: МОЗАИКА). Продемонстрировать картины Ломоносова <Приложение 1, слайды 9, 10>, <Приложение 1, слайд 11>.
6. Подведение итогов урока
Выставление отметок.
7. Домашнее задание.
Подготовить доклады о жизни и деятельности
Михаила Васильевича Ломоносова.
Выполнить №844 (а, в), 841 (учебник «Математика,5»
И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович).