Урок комплексного применения ЗУН по теме "Десятичные дроби". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

  • Развивающая:  умение рассуждать, умение логически мыслить, умение выделять главное, умение проговаривать каждый шаг своего решения, умение анализировать полученный результат, умение делать выводы.
  • Обучающая: познакомить учащихся с основными этапами жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова; повторить и обобщить знания учащихся по теме «Десятичные дроби».
  • Воспитательная: умение вырабатывать коллективное решение, умение отстаивать свою точку зрения, развитие устной и письменной математической речи, умение контролировать себя и своего товарища, умение поддерживать и выручать своего товарища.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Постановка целей урока для учащихся (обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби», познакомиться с основными этапами жизни и деятельности одного из великих учёных).

3. Устная работа учащихся

«Расшифруйте слово. Решив предложенные примеры, вы прочитаете фамилию известнейшего человека. Именно этот человек сказал: «Химия есть правая рука физики, математика — глаза» <Приложение 1, слайд 1>.

Индивидуальная работа учащихся.

51 : 0,17 30 * 0,1 2,1 + 9 2,1 : 0,7 0,3 : 0,0001 1,4 + 1,6 3 * 0,01 3,8 – 0,8 0,3 * 100
                 

С.   0,03            Л.   300              И.   0,3          Н.  3000              К.  5,8          А.  0,003            О.    3                В.  30                      М.  11,1

(Ответ: ЛОМОНОСОВ) <Приложение 1, слайд 2>.

Вопрос учителя: «Чем знаменит этот человек? Что вы о нём знаете? Где и в связи с чем вы слышали эту фамилию?»
Возможные ответы учащихся: «Это известный физик, химик. Он писал стихотворения. Был педагогом».

4. Краткое сообщение учителя

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — великий русский учёный, общественный деятель, поэт и художник, первый русский академик <Приложение 1, слайд 3>.
Ломоносов родился в одной из деревень вблизи Холмогор в семидесяти километрах от Архангельска. Мальчик довольно рано научился читать и писать, он всегда стремился к знаниям. Поэтому девятнадцатилетним юношей он отправился в Москву учиться. Он поступил в Московскую духовную академию, где был одним из самых способных студентов. Михаил Васильевич Ломоносов продолжил своё обучение в Петербургской академии наук, а завершил образование за границей. В 1742 году Ломоносов вернулся в Петербург в Академию наук. С 1745 года он — профессор по кафедре химии. В этом же году он был произведён в академики.
Научная деятельность была чрезвычайно разнообразна. Он вёл научные исследования в области физики, химии, астрономии, геологии, географии, занимался русской историей, писал стихотворения и оды <Приложение 1, слайд 4>.
Как вы уже поняли, Ломоносов не только учёный, но и поэт. Многие стихотворения Михаила Васильевича посвящены и его научным открытиям. А сейчас, выполнив следующее задание, вы сможете разгадать, чему Ломоносов посвятил строки <Приложение 1, слайд 5>:

…Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, не злату, но …

Работа учащихся в группах <Приложение 1, слайд 6>.
Решить уравнения:

1) 1,05 : х = 12;
2) х : 1,9 = 2,1;
3) 11,2х = 3,36;
4)  22,99 – х = 17,3;
5) х – 5,7 = 8;
6) 1,53х + 0,47х = 15.

Варианты ответов:    К. 5,69             А.  8,75               О.  7,5                   П.  39,9
С.  0,0875                   Н.  3                 Е.  0,3                  И.  6,5                 Т.  3,99
Л.  13,7

(Ответ:  СТЕКЛО).  Оказывается, Ломоносов использовал стекло как часть оптических приборов. Большое значение учёный придавал изучению и использованию телескопов для объяснения многих явлений, наблюдаемых на других планетах и отдалённых звёздах. Именно Ломоносов доказал наличие атмосферы на Венере <Приложение 1, слайд 7>.
Михаил Васильевич Ломоносов занимался вопросами обучения и воспитания детей школьного возраста. Он искал различные пути повышения успеваемости учащихся, укреплению их дисциплины. Ломоносов говорил, что в детях надо развивать «Остроумие, смекалку и память».
Найдите и вы наиболее простой приём вычисления и воспользуйтесь им для нахождения ответа:   99 – 97 + 95 – 93 + 91 – 89 + … + 7 – 5 + 3 – 1.

5. Михаил Васильевич Ломоносов был разносторонним человеком. Он был ещё и художником. Его картины известны по всему миру. Эти картины весьма необычны. Почему? Ответ на этот вопрос вы получите, выполнив тестовые задания <Приложение 1, слайд 8>:

А1. Округлить число 52,799 до разряда десятых.

К. 52,79        Л. 52,710           М. 52,8           С. 50

А2. Из чисел 13,7;     13,07;     13,69;     13,09    выбрать наименьшее число.

 А.13,7        О. 13,07       И. 13,69      Е. 13,09

А3. Вычислите значение выражения, применив распределительный закон умножения:  1,09 * 38 + 1,09 * 62.

Т. 19      Р. 10,9     П. 1,09     З. 109

А4. Решить уравнение    х : 0,03 = 40,2.

А. 1,206     И. 1340     Е. 13,4      О. 12,06

А5. Найти значение выражения  3,85 : 5 + 12,6 * 0,15.

Т. 8,59     Б. 9,59     И. 2,66     К. 0,266

А7. Решить уравнение  (9,2 – х) : 6 = 0,9.

К. 3,8     А. 3,6      Л. 3,4     М. 3,2

А8. Какое из предложенных чисел на числовой прямой лежит правее других:

И. 5,34     У. 4,2      А. 10     С. 7,899

 (Ответ: МОЗАИКА). Продемонстрировать картины Ломоносова <Приложение 1, слайды 9, 10>, <Приложение 1, слайд 11>.

6. Подведение итогов урока

Выставление отметок.

7. Домашнее задание.

Подготовить доклады о жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова.
Выполнить №844 (а, в), 841  (учебник «Математика,5» И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович).