Повышение качества математического образования учащихся на этапе подготовки к ЕГЭ

Разделы: Математика


Я хочу поделиться опытом работы, который был накоплен за время работы в выпускных, в том числе, профильных классах. В этом учебном году мои ученики вот уже в 4 раз будут сдавать ЕГЭ. До этого я выпускала одиннадцатые классы в 2002, 2005, 2008 годах. В 2002 году качественная успеваемость при сдаче Единого Государственного Экзамена составила 62%, в 2005 – 82%, в 2008 – 71%. За всё время двоек на экзаменах у моих учеников не было. В 2002 и 2005 годах как математик я выпускала по 3 одиннадцатых класса. Среди них были профильные классы: физико-математический, гуманитарный и  общеобразовательный. В 2008 – физико-математический и социально-экономический. В этом году я готовлю к сдаче ЕГЭ учащихся информационно-математического и общеобразовательного классов. Сначала остановлюсь на работе с заданиями из базовой части ЕГЭ.

Как известно, для успешной подготовки к сдаче экзамена учащимся  надо самостоятельно решать задачи, уже известные  из школьного курса [2]. Поэтому работу на каждом уроке начинаю  с самостоятельного решения определённого набора заданий каждым учеником. Работы провожу чаще всего в виде диктантов с использованием проектора. Такие диктанты способствуют систематическому повторению всего ранее изученного материала, повышению скорости выполнения заданий и одновременно с этим позволяют быстро проверить правильность их  выполнения, а так же  отработать навыки заполнения бланков ответов на ЕГЭ.  На ЕГЭ прошлых лет предлагались задания типа А  (с выбором ответа), типа В (с кратким ответом), типа С (с развёрнутым ответом). В соответствии с этим предлагаемые наборы заданий содержали задания типа А и типа В. (Приложение 1).

С этого года контрольные измерительные материалы на ЕГЭ по математике включают в себя только задания типа В и С. Особую трудность для учащихся, не имеющих «4» и «5» по математике в старших классах, вызывает наличие в части В ответа только специального вида. По инструкции для учащихся, ответом на задания В1-В12 должно быть целое число или конечная десятичная дробь. Ответ следует записать в бланк ответов №1 справа от номера выполняемого задания, начиная с первой клеточки.

Каждую цифру, знак минус и десятичную запятую необходимо писать в отдельной клеточке. Единицы измерения писать не нужно.

Для составителей заданий такая запись ответа особого значения не имеет, а для учащихся, которые решают задачи формально, иногда не вникая глубоко в содержание,  привычные задания изменяют вид: «найти наибольшее решение неравенства», «найти длину промежутка убывания функции» и т.д.  

Поэтому особое внимание уделяю отработке записи окончательного ответа в нужном виде и внесению этой записи в таблицу ответов при  решении подобных заданий. Таблицы учащиеся  получают либо в готовом виде, либо  готовят  самостоятельно заранее.

Примеры заданий для отработки правильности записи  в бланки ответов части В на ЕГЭ

Во время  проведении уроков геометрии также использую диктанты. (Приложение 2).

При проведении подобных диктантов каждый ученик в классе старается ответить на вопросы сам. А поэтому анализ диктанта, проводимый сразу после его окончания, проходит при высоком уровне внимания и интереса всего класса. То есть учитель может добиться заинтересованного участия всего класса в повторении ранее пройденного материала.

Учащихся нужно заранее знакомить с темами, по которым будет проводиться диктант. Несомненно, запись ответов на вопросы в определённой форме способствует отработке навыков оформления бланков ЕГЭ и на самом экзамене приводит к минимуму ошибок из-за неправильного внесения ответов в бланки.

В профильных классах большое внимание уделяю решению заданий из части «С». Неоценимую помощь в работе оказывает УМК для 10-11 классов профильного уровня: А.Г.Мордкович, П.В.Семёнов. Алгебра и начала анализа. Часть 1. Учебник (профильный уровень). А.Г.Мордкович и др.  Алгебра и начала анализа. Часть 2. Задачник (профильный уровень).

Кроме того в профильных классах провожу элективные курсы «Уравнения и неравенства с параметрами».

Задачи с параметрами разнообразны, но все они требуют глубокого понимания сути процесса, свободного владения различными методами и скрупулезного анализа [1].

К задачам с параметрами приводит математическое моделирование различных процессов.

Необходимой составляющей решения подобных задач является исследование характера и процесса в зависимости от значений параметров, иногда от  их комплекса.

Начинаю работу на элективных курсах с решения линейных уравнений, постепенно продвигаясь к логарифмическим и комбинированным уравнениям, неравенствам, их системам с параметрами.

Домашнее задание по элективному курсу выдаю один раз в неделю в виде набора заданий на отдельных карточках.  Для  каждого задания разрабатываю критерий выставления баллов,  и знакомлю с ним учащихся.

Решение отдельных заданий прошу учащихся оформить в печатном виде или в виде презентаций. (Приложение 3).

Такое оформление решений  значительно уменьшает время коллективной проверки домашнего задания, позволяет быстро внести поправки и исправить недочёты, влияющие на правильность решения и выставление баллов  за выполненные задания.

Примеры домашних заданий

Критерий оценивания задания для 11 класса № 2(б)

Задание: При каких значениях параметра а уравнение (10–а)52х + 1 – 2 5х + 1 + 6 – а = 0 не имеет корней?

Содержание критерия. Балл
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных ниже.

0

Решение содержит верные преобразования, но в ответе либо потеряны верные промежутки, либо получены лишние промежутки.

1

Ответ или отличается от верного конечным числом точек, или при правильном рассуждении неверен из-за арифметической ошибки.

2

Обоснованно получен правильный ответ.

3

Список  использованной литературы:

1. Натяганов В.Л., Лужина Л.М. Методы решения задач с параметрами. – М., МГУ, 2003.
2. Семёнов П.В. Алгебра и начала анализа (ЕГЭ: шаг за шагом). – М., Мнемозина, 2008.