Здоровьесберегающая деятельность на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Современные дети много времени проводят за партой, испытывают большие зрительные и нервные нагрузки, мало двигаются. Поэтому важнейшая задача взрослых, работающих с детьми,- сформировать у учащихся потребность расти здоровыми. А перед школой стоит задача – не только повысить качество образования учащихся но и укрепить их здоровье, поэтому здоровье школьников стало объектом моего внимания. Причины, которые провоцируют отклонения в состоянии здоровья учащихся, могут быть обусловленные образом жизни учащихся и школьные. Причинами “школьных болезней” (близорукость, нарушение осанки, неврастения…) являются перегруженные программы, большое число уроков в день, статическое положение ребенка в течение длительного времени, которое не соответствует возрастным особенностям детского организма. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ученику возможность сохранение здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей технологии следующие:

  1. Построение урока на основе закономерностей образовательного процесса.
  2. Оптимальное сочетание специфических принципов и методов обучения.
  3. Создание условий для продуктивной познавательной деятельности.
  4. Активизация развития всех сфер личности.
  5. Логичность и эмоциональность всех этапов деятельности .
  6. Использование средств здоровьесбережения (физкультминутки, игры и т. д.)
  7. Использование нестандартных форм обучения.
  8. Мониторинг качества урока.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил, приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Быстрая утомляемость на уроках английского языка вызвана спецификой предмета, поэтому при подготовке к уроку учитываю возрастные особенности познавательной деятельности ребят, вариативность методов и форм обучения, оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок, использование наглядности и различных форм предоставления информации, создание эмоционально благоприятной атмосферы. На функциональное состояние организма влияет и личность учителя, его стиль взаимодействия с учащимися. Необходимо помнить, что урок является зоной психологического комфорта, поэтому важно создание ситуации успеха и педагогической поддержки, в которой нуждаются и сильные, и слабые ученики . Для поддержки ребенка необходимо опираться на его сильные стороны, не подчеркивать его промахи, учить оптимизму, предоставлять больше самостоятельности. Индивидуальный и дифференцированный подход на уроке осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика. Нельзя забывать и о негативном влиянии школьных оценок на здоровье школьников. Отметка становится для учащихся источником радости или серьезных огорчений. Ожидая отметку, ребенок испытывает чувство страха, тревоги, а у некоторых учащихся это подавленное состояние может вызвать настоящие психозы. Неприятные чувства, страх перед уроками снижают умственную работоспособность школьников. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является и похвала ученика, стремлюсь, чтобы весь урок проходил непринужденно, в располагающей к занятиям обстановке. А с первой минуты урока необходимо помнить слова К. Д. Ушинского: “Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов”. Урок должен приносить радость, только тогда можно добиться поставленных целей. В этой связи нестандартные уроки являются одним из средств повышения мотивации. На старшем этапе хорошо подходит метод проектов. Дети на уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталость. Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, которые помогают решать проблемы мотивации, развития учащихся и здоровьесбережения. Игровую методику особенно широко использую на младшем и среднем этапах обучения. Игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие - одна из важнейших форм релаксации. Игра на уроках иностранного языка развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, т. к. игра делает процесс обучения занимательным. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования стихотворений, песен, рифмовок на основе движений и проведения физкультминуток. Песни снимают напряжение, побуждают к активному участию в уроке, вносят элемент эмоциональности, снимают усталость на уроке. Рифмовки повышают настроение на уроке, оживляют урок, помогают преодолеть психическое напряжение. Физкультминутка на уроках благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности учащихся, препятствует нарастанию утомления, повышает настроение, снимает статические мышечные нагрузки. Сейчас очень много дополнительной литературы по английскому языку, которая поможет сделать урок более увлекательным. Постоянным помощником являются журнал “Иностранные языки в школе”, газета “Английский язык” (ИД “Первое сентября”). Огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, используя самые различные приемы и методы. Смена видов работ способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху ребят. Здоровьесбережение зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью (соизмерять объем и сложность с возможностями ученика).

Сегодня я, как учитель, решаю простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели- сохранить, укрепить и улучшить здоровье детей. Я очень хочу, чтобы каждый ученик испытывал интерес к моему уроку, чувствовал ощущение комфорта, чтобы урок оставлял положительные эмоции, тогда ученик и учитель будут счастливы. Этому меня никто не научит, это осваивается самостоятельно, это, возможно, и есть путь к мастерству. Путь сложный, но наполняет смыслом жизнь.