Оценивание качества образования в общеобразовательном учреждении

Разделы: Администрирование школы


В течение трех лет работаю над проблемой «Управление качеством образования в общеобразовательном учреждении». Мое внимание к данной проблеме объясняется тем, что отношение к качеству как важнейшему фактору повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности, как к национальной идее, как к одной из фундаментальных категорий, определяющих успешное развитие человека и общества, требует поиска новых целевых установок в образовательной политике, кардинального пересмотра традиционных взглядов и представлений о качестве образования и путях его обеспечения.

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно – правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся и воспитанников, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное содержание образования. Это позволило мне сформировать свою технологию управленческой деятельности «Управление качеством образования на основе внедрения образовательного мониторинга в учебно – воспитательный процесс школы».

Я считаю, что управление качеством образования является ключевой парадигмой развития нашей школы.

Мы рассматриваем качество образования как совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения в целях развития личности ученика и учителя.

Ключевым элементом, обеспечивающим эффективное управление, служит оценка качества образования на достоверных и сопоставимых данных о достигнутых образовательных результатах, степени их соответствия нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Поэтому главная цель моей работы: «Создание условий для удовлетворения потребностей социума в качественном образовании».

Для реализации данной цели я выделила следующие задачи:

  • разработать основные показатели качества;
  • подготовить коллектив к освоению и активному внедрению новых технологий обучения;
  • повысить качество образования через обновление содержания образования, апробацию новых УМК, технологий обучения, внедрение программ повышенного уровня;
  • максимально развивать личность ребёнка в условиях создания ситуации коллективного успеха;
  • усилить сотрудничество с образовательными учреждениями разного типа и вида, расширить социокультурные связи;
  • обновить материально – техническую базу школы;
  • обновить формы общественного управления школы.

На педагогическом совете нашей школы мы рассмотрели вопрос оценивания качества образования и выделили для себя следующие показатели качества:

  1. Качество преподавательского состава.
  2. Инновационную активность руководства.
  3. Состояние материально – технической базы.
  4. Качество учебных программ.
  5. Качество знаний.
  6. Достижения обучающихся.

Остановимся на содержании основных показателей.

Качество преподавательского состава

Ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель, поэтому политика обеспечения качества начинается с формирования преподавательского корпуса. Возникает вопрос, как же определить качество работы преподавателя. Вопрос этот является ключевым, ответ на него будет определять содержание образования, выбор учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и другие составляющие качества образования.

У себя в школе под качеством преподавательского состава мы определили следующие критерии:

  • уровень образования педагогов,
  • повышение квалификации,
  • научно – исследовательскую активность,
  • владение и использование в работе новых педагогических технологий,
  • участие в конкурсе профессионального мастерства,
  • подготовка учащихся к районным предметным олимпиадам.

Из 37 учителей школы высшее образование имеют – 33 чел – 89%, среднее специальное – 4 человека – 11 %. Заочно обучаются 2 чел. Аттестовано 30 чел. – 81 %, со 2 категорией 5 чел. – 16 %, с 1 категорией 17 чел. – 57 %, с высшей 8 чел – 27 %. Солдатенко В.М. – «Отличник народного образования», Баронкина Н. Н. – «Почетный работник общего образования РФ», Антонченко В. М. – «Отличник физической культуры и спорта». Ежегодно увеличивается количество учителей с высшей и первой квалификационной категорией.

Педагоги стремятся к повышению своего профессионального мастерства, систематически проходят курсовую подготовку и стажировки на базе НИПКиПРО, НГПУ, Татарского педагогического училища. В 2008 году апробировали дистанционную форму обучения при ОБЛЦИТ.

 Если два – три года назад в своей работе педагоги использовали такие технологии, как развивающее обучение и адаптивные технологии, то сегодня широко применяются технологии проблемного обучения (учителя русского языка и литературы), проектные методики (учителя иностранного языка и технологии), информационные технологии (все педагоги), исследовательские технологии (учителя химии, биологии, физики, информатики, истории, литературы, математики), уровневой дифференциации (учителя математики, информатики).

Семь учителей (Бабченко Т. В., Десятова С. Б., Федорова Т. А., Редькина Т. В., Гусева Е. М., Гусева Н. М., Тарасова Е. П.) представляют свой педагогический опыт на Всероссийском фестивале «Открытый урок».

Участие в реализации программы развития способствовало повышению уровня педагогического мастерства педагогов, что позволяет проводить на базе школы мастер – классы, фейерверки открытых уроков, семинары для директоров, заместителей директоров, педагогов школ района, студентов педучилища. Наши педагоги входят в состав экспертных комиссий по аккредитации общеобразовательных учреждений района, составляют мониторинговые работы, являются членами жюри районных мероприятий. Три педагога (Гусева Наталья Михайловна, Мищенко Ирина Брониславовна, Иванишко Галина Ивановна) – руководители районных методических объединений.

Учитель русского языка и литературы профильного класса на уровне районного эксперимента ведет апробацию УМК Зинина С. А., Чалмаева В. А., Сахарова В. И. в 10-11-х классах по литературе. В декабре 2008 г. принимала участие в семинаре на базе НИПКиПРО по реализации данного УМК и обобщала свой опыт работы.

Учитель математики профильного класса прослушала цикл лекций по проблеме «Реализация концепции многоуровневого учебника математики под редакцией Никольского».

Учитель информатики профильного класса принимала участие в семинаре, который проводила автор учебника информатики Макарова.

Учителя начальных классов, реализующие программу развивающего обучения Л. В. Занкова, входят в состав творческой группы филиала федерального научно – методического центра им. Л. В. Занкова Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования при педагогическом училище. Систематически принимают участие в работе научно – практических семинаров и дают открытые уроки. Выпустили два методических сборника. По математике «Расширенные знания учащихся о природе на уроках математики», по русскому языку «Внимание! Орфограмма!»

Учитель начальных класса Бабченко Т. В. в марте 2009 года выступила на областной семинаре по теме «Развивающая система Занкова в условиях перехода на стандарты второго поколения. Воспитательный компонент».

На августовской секции руководителей ОУ в 2007 году обобщался опыт работы школы по оцениванию качества образования в МОУ – СОШ № 4.

Педагоги нашей школы ежегодно принимают участие в районном конкурсе «Учитель года» и являются его дипломантами.

Но, несмотря на внешнюю успешность учительского состава, в 2008 – 2009 уч. году учащиеся нашей школы заняли мало призовых мест в районных предметных олимпиадах – это говорит о низком качестве подготовки учащихся педагогами. Если судить по набранному количеству баллов в муниципальном туре предметных олимпиад нашими школьниками, то они получили дипломы 3 степени по английскому языку и технологии и дипломы за участие по праву, технологии.

На будущий учебный год необходимо четко продумать формы и методы подготовки учащихся к районным олимпиадам, закрепить приказом ответственных за каждого ребенка на каждом этапе проведения школьной олимпиады, иначе о результативном участии школьников можно и не мечтать.

Инновационную активность руководства

На мой взгляд, это очень серьезный показатель оценивания качества образования, и у нас в школе мы его рассматриваем впервые. Пока мы определили только одно направление – это участие в муниципальных и региональных проектах образования и его результативность.

В 2007 – 2008 учебном году творческая группа учителей под руководством администрации подготовила документы для участия в конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и школа стала победителем приоритетного национального проекта образования.

С 2006 года в школе идет реализация стандартов первого поколения в 1-3-х, 5-7-х, 10-11-х классах и профильного обучения. Была разработана нормативная база, регламентирующая организацию предпрофильной и профильной подготовки и профильного обучения в школе. С 2006 по 2009 годы в школе реализованы и реализуются информационно – технологический, социально – гуманитарный и филологический профили.

В январе 2008 года прошел на базе школы открытый педагогический совет по теме «Формирование системы государственно – общественного управления образовательным учреждением», в котором приняли активное участие все участники образовательного процесса, представители прокуратуры, учреждений дополнительного образования, пенсионного фонда, центральной районной больницы.

В феврале 2008 года представитель родительской общественности Нарушевич Е. М. приняла участие в областной конференции «Вопросы государственно – общественного управления в системе образования Новосибирской области».

С февраля 2008 года наша школа является центром школьного округа и базовой школой. Ключевым компонентом развития муниципальной системы образования стала организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В рамках школьного округа школа является методическим центром организации предпрофильной подготовки и профильного обучения; методической работы; воспитательной работы.

С марта 2008 года органом самоуправления МОУ – СОШ № 4 является Управляющий Совет, который зарегистрирован в Уставе школы, состоящий из 13 человек.

В марте 2009 года опыт работы нашего коллектива был представлен на международной образовательной выставке «УЧСИБ» по направлениям «Сетевые взаимодействия. Управление и проектирование», «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» (приказ УОР от 18.03.2009 г. № 29).

В апреле 2009 года в школе прошел День открытых дверей в рамках областного научно – практического семинара «Опыт победителей ПНПО в условиях модернизации региональной системы образования» с целью представление опыта работы образовательного учреждения по созданию условий для качественного обучения.

Благодаря реализация программы информатизации создан школьный сайт, который сделал систему работы школы открытой.

Оценивая работу по данному направлению необходимо отметить, что возникло не мало трудностей, которые пришлось преодолеть:

  1. Педагогам, работающим в профильных классах и реализующим стандарты первого поколения, необходимо пройти курсовую подготовку.
  2. Обновить оснащенность базовых кабинетов математики, информатики, физики, истории, русского языка и литературы.
  3. Расширить участие родителей в общественном управлении школой через различные формы взаимодействия.
  4. Разработать нормативно – правовую базу и план работы школьного округа.

Состояние материально-технической базы

На мой взгляд, материально-техническая база характеризуется наличием и стоимостью основных средств, обеспечивающих образовательный процесс.

Реализация программы развития и участие в приоритетном национальном проекте «Образование» (за счет средств комплексного проекта модернизации – 699 тыс. + 467 тыс. руб.), гранта «Лучшие школы Новосибирской области» - 300 тыс. руб., победы в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы – 1 миллион руб.) позволило пополнить материально – техническую базу школы. Полностью заменили мебель в кабинетах русского языка и литературы, английского языка, истории, математики, физики, географии, информатики, 2-х кабинетах начальной школы. Обновили компьютеры в кабинете информатики. За счет увеличения количества компьютеров снизился показатель количества учащихся на один компьютер: с 58 человек в 2006 году до 25 в 2009 года.

Оборудован мультимедийный кабинет. Получены комплекты учебно-наглядного оборудования кабинетов информатики, математики, истории, физики, химии, русского языка, начальной школы. Обновили оборудование кабинета технологии, столярной мастерской, библиотеки, столовой. Пополнили спортивным инвентарем спортивный зал, построили на территории школы спортивно – игровой комплекс.

Реализация программы информатизации (утверждена на педсовете протокол № 1 от 30.09.2007 г.) позволила создать в школе локальную сеть, которая объединила всю имеющуюся в учреждении технику; постоянный доступ к компьютерной технике и сети Интернет имеют все участники образовательного процесса.

Как результат реализации программы информатизации: все школьники получили доступ к всероссийским электронным образовательным ресурсам знаний, вырос показатель использования учителями информационных технологий в образовательном процессе - каждый 2-й учитель использует на уроке компьютер, Интернет и цифровые образовательные ресурсы, обогатился инструментарий преподавания и, соответственно, повысилась мотивация учащихся к учебе и её результаты.

Если говорить о процентном оснащении учебного процесса по разным предметам в нашей школе, то можно отметить следующее:

  • русский язык – 71 %
  • литература – 77 %
  • математика – 77 %
  • информатика – 81 %
  • история – 80 %
  • география – 100 %
  • физика – 75 %
  • химия – 55 %
  • биология – 23 %
  • физическая культура – 87 %

Данные цифры говорят о хорошем уровне материально – технической базы.

Говорить о 100 % оснащении учебно – воспитательного процесса в школе еще рано, т. к. кабинет биологии имеет устаревшее учебно – наглядное оборудование, необходимо подвести воду к столам кабинета химии, электричество к столам кабинета физики, в пяти кабинетах требуется замена мебели.

Качество учебных программ

Мы считаем, что это самый важный из перечисленных показателей, т. к. именно учебные программы позволяют сделать наших выпускников конкурентоспособными при получении профессионального образования.

В 2008 году 19 обучающихся успешно освоили информационно – технологический профиль, 11 человек (58 %) поступили в вузы и ссузы по профилю.

Педагоги нашей школы составили рабочие программы в 1-3-х, 5-7-х, 10-11-х классах в соответствии с требованиями стандартов первого поколения на основе примерных учебных программ (2004 г., сайт Министерства образования РФ) и программ, рекомендованных Министерством образования РФ.

Для корректировки программ были созданы творческие группы: «Школы России», «Школа 2100», «Система РО Занкова», «Предпрофильная подготовка», «Профильное обучение», «Реализация стандартов первого поколения». Рабочие программы были рассмотрены на заседаниях МО учителей, внесены дополнения и утверждены на методическом совете школы.

Однако их качество мы оцениваем удовлетворительно, т. к. при наличии программы и учебников нет методических рекомендаций для учителя.

С сентября 2006 года образовательное учреждение реализует программу «Введение профильного обучения».

В течение 4 лет в школе ведется предпрофильная подготовка уч-ся 9-х классов.

В целях подготовки к предпрофильному обучению в 8-х классах проводится психолого – педагогическая диагностика профессиональных интересов и склонностей; анкетирование учащихся, а в 2008 г. введен курс «Основы выбора профессии». По результатам диагностики и анкетирования формируется учебный план для 9-х классов.

За три года разработана полностью нормативно – правовая база профильного обучения. В 2006-2007 учебном году был реализован информационно – технологический профиль. В 2007-2008 учебном году в учреждении уже действуют два профильных класса: информационно – технологический (второй год обучения) и социально – гуманитарный (первый год обучения). В 2008 – 2009 учебном году реализуются также два профиля – социально – гуманитарный (второй год обучения) и филологический (первый год обучения). За три года возросла с 24 % до 50 % доля учащихся 10-11-х классов, охваченных профильным обучением. Кроме этого обучение в 10-х классах ведется по индивидуальным учебным планам, которые сформированы для 32 учащихся. Компонент образовательного учреждения в учебном плане реализуется через систему элективных курсов. Учащимся 10-х классов предложено 13 курсов, 11-х классов – 11 элективных курсов. Набор элективных курсов обусловлен выбором учащихся и основывается на принципах преемственности, гуманизации и гуманитаризации образования.

В школе реализуются профориентационные курсы «В мире профессий», «Профориентация», целью которых является не только предоставление информации о мире профессий и профессиональная ориентация, но и личностное развитие ученика, формирование у него способности соотносить свои индивидуальные особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии. Создана программа профориентационной работы, которая реализуется социальными педагогами, педагогом – психологом, классными руководителями и направлена на учащихся 8-11-х классов, их родителей, учителей.

В результате профориентационной работы и реализации предпрофильной подготовки учащиеся выбирают профиль обучения.

В январе 2008 года на районном методическом объединении учителей информатики был представлен школьный опыт работы по теме «Особенности профильного обучения в условиях модернизации образования».

Качество знаний

Под качеством знаний мы понимаем высокий уровень освоения знаний, умений, навыков, которые получают обучающие в ходе реализации учебно-воспитательного процесса.

Данный показатель мы оцениваем по результатам административных контрольных работ и тестов, школьного и районного мониторинга ЗУН, итоговой аттестации и ЕГЭ.

 К примеру, мониторинг в начальной школе включает в себя следующее:

1) проверка техники чтения. Проводится 3 раза в год. Особенность в том, что для ее проверки дается единый текст для всех учащихся 1-4-х классов.

2) определение продуктивности чтения в 4-м классе (конец учебного года). Позволяет определить возможности школьников по воспроизведению прочитанного текста.

3) замеры скорости письма и вычислительных навыков - методика В.Зайцева. (4-й класс, 2 раза в год). Позволяет прогнозировать успешность обучения учащихся в основной школе.

4)диагностические работы по русскому языку, математике, окружающему миру (4-й класс, март). Позволяют увидеть готовность класса к работе в основной школе по трем уровням: репродуктивному, частично-поисковому, творческому.

5) проверка состояние ЗУНов по русскому языку и математике проводится каждую четверть. Позволяет увидеть, насколько эффективно формировались знания, а главное, умения учащихся. Кроме того, данная процедура заставила учителей основательно изучить программы и работать в соответствии с ними.

6) систематически проводятся словарные диктанты. В школе существует список слов по программе под редакцией Бунеевых, которые учащиеся должны знать. В первой работе предлагаются слова предыдущего года обучения, в мае – текущего.

Каждую четверть администрация школы или по линии управления образования проводим мониторинг навыков чтения, скорости письма, вычислительных навыков и уровня физической подготовки учащихся. Школьный методический Совет или Управление образования предоставляют тексты и критерии оценивания.

Проведенный мониторинг за третью четверть 2008 – 2009 учебного года показал, что у 30 % уч-ся уровень вычислительных навыков ниже нормы. На данный факт следует обратить внимание учителям начальной школы и учителям математики в 5,6 классах: при планировании уроков обязательно включать упражнения по отработке навыков счета.

Навыки письма ниже нормы только у 4 % уч-ся, в это число вошли дети, для которых характерен низкий темп деятельности и аккуратность письма.

Проверка техники чтения показала, что 47 % уч-ся справляются с нормой, 39 % уч-ся показали результаты выше нормы. 96 % уч-ся 2-11-х классов имеют навыки осознанного чтения.

В нашем образовательном учреждении, как и в других школах района, с целью построения эффективной системы управления качеством образования применяется мониторинг качества знаний и обученности учащихся. Необходимость использования технологии тестирования наряду с традиционными формами и методами контроля не вызывает сомнения.

Мониторинг по учителям позволяет не ждать отрицательного результата в работе педагога, а заранее предсказать негативное явление с целью его предотвращения. Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. В этих условиях мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, принятия эффективных управленческих решений.

При отслеживании результативности контрольных работ идет наблюдение за работой "сильных" учащихся, позволяющее определить уровень усвоения учебного материала, фиксировать динамику неуспеваемости для своевременного принятия решения. Проводится наблюдение за динамикой аттестации учащихся по четвертям, итогам года.

По школе успеваемость составляет 100 %, успешность – 39 %.

Мониторинг позволяет педагогам фиксировать ошибки индивидуально каждого ученика, отмечать слабо усвоенные темы.

Мониторинг позволяет организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым учеником. Ежемесячно анализируя данные о преподавании того или иного предмета, составляются диаграммы, графики, позволяющие судить о результативности проделанной работы.

В качестве инструментария для оценки развития образовательного учреждения сегодня можно предложить методику проведения школой самообследования по качеству образования, которая предусматривает проведение мониторинга деятельности всех структурных звеньев школы. А значит мониторинга совокупности всех свойств качества образования, которые определяют его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности школьников.

В 2007 – 2008 учебном году итоговая аттестация выпускников 9 классов осуществлялась по 14 предметам; наибольший % выбора у предметов: обществознание – 51 % и литература – 59 %; подтвердили годовые отметки в среднем 94 % уч-ся; ниже среднего результат подтверждения годовой отметки по алгебре (новая форма) – 87 %, информатике – 75 %, русскому языку (новая форма) – 82 %, физике – 71 %; успешность составила в среднем 64 %; ниже среднего результат по алгебре (новая форма) – 34 %, русскому языку (новая форма) – 39 %, обществознанию – 45 %. Это можно объяснить тем, что данная форма экзамена является новой для выпускников, а обществознание выбрали учащиеся с низким уровнем успешности обучения.

Качество знаний обучающихся нашей школы в 2007–2008 учебном году можно считать удовлетворительными, т. к. подтвердили годовые отметки 94 % уч-ся в ходе экзаменов в традиционной форме и 33,5 % уч-ся в ходе экзаменов в форме ЕГЭ; успешность прохождения итоговой аттестации в традиционной форме 73 %; в форме ЕГЭ – 20 %.

В 2009 году учащиеся 10-го класса приняли участие в областном эксперименте по апробации КИМов ЕГЭ 2010 по математике (учитель Логвина О.С.). Эксперимент проводился с помощью системы обработки учебной статистики СтатГрад, что приходилось осваивать впервые.

Достижения обучающихся

Мы считаем, что данный показатель позволяет в общем оценить качество учебно – воспитательного процесса в школе, ориентируясь на личность каждого обучающегося и его социализацию.

Оценкой достижений обучающихся мы считаем число призовых мест, полученных в учебных и внеклассных мероприятиях, посещение кружков и секций, трудоустройство выпускников.

В учреждении работают объединения дополнительного образования, в которых обучающиеся реализовывают свой творческий потенциал. Работа ведется по разным направленностям:

  • культурологическое,
  • социально – педагогическое,
  • художественно – эстетическое,
  • спортивное,
  • интеллектуальное.

Данные объединения посещают учащиеся 1-11-х классов, что составляет 95 %.

В школе работает изостудия, два спортивных зала, кабинет технического труда. Сотрудничество с Центром дополнительного образования позволило использовать материально – техническую базу данного учреждения.

Анализ показывает, что в среде уч-ся растет популярность конкурсов «Золотое руно»; «Русский медвежонок»; «Кенгуру», «Британский бульдог», «КИТ».

В рамках реализации программы «Одаренные дети» ежегодно в марте проходит школьная научно – исследовательская конференция учащихся. Лучшие работы школьного этапа представляются для участия в районной конференции школьников и занимают призовые места.

  • Исследовательская работа в школе становится популярной.
  • Повышается уровень как исследовательских работ, так и мастерства докладчиков.
  • В своем выступлении большинство уч-ся используют ИКТ.

В школе сложилась хорошая практика внутришкольных интеллектуальных состязаний. В течение 8 лет в практике работы школы проведение «Недели предметных олимпиад», которая проводится по всем учебным предметам в ноябре и её результаты активно освещаются на страницах школьной прессы. Итоги подводятся на торжественной линейке с обязательным вручением грамот и подарков.

В международном конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок – 2009» приняли участие 161 уч-ся 2-11-х классов – 42 %, в золотую сотню вошла ученица 5-а класса Нарушевич Дарья.

Достижения обучающихся можно оценить на удовлетворительно, т. к. ребята в полной мере реализуют свои индивидуальные возможности.

Основной целью работы педагогического коллектива нашей школы по данному критерию является развитие творческой личности учащихся на основе формирования педагогической культуры и поддержки творческих устремлений учеников в индивидуальной и совместной деятельности.

Объективной внешней оценкой деятельности образовательного учреждения является оценка работы школы родителями и детьми: у 83 % учащихся отмечено позитивное отношение к школе, а безразличное или отрицательное у 17 %.

Разработанные показатели оценивания качества образования представляют собой продукт совместной работы директора школы и педагогического коллектива.

Базовые основания построения технологии «Управление качеством образования на основе внедрения образовательного мониторинга в учебно – воспитательный процесс школы»:

  • Программа развития МОУ – СОШ № 4.
  • Программа введения профильного обучения.
  • План работы над методической темой школы «Повышение качества образования на основе совершенствования профессионального мастерства учителя в условиях инновационной деятельности».
  • Пакет нормативных документов и локальных актов, определяющих требования к качеству процесса и его результатам.
  • Контрольно – измерительные материалы и процедуры мониторинга качества.
  • Процедуры непрерывного обновления и коррекции содержания образования.
  • Механизм освоения и практического использования научно – методических разработок и технологий повышения качества образования.
  • Взаимодействие основного и дополнительного образования.
  • Система информационных технологий.
  • Имидж образовательного учреждения.

Условия, позволяющие реализовывать технологию «Управление качеством образования на основе внедрения образовательного мониторинга в учебно – воспитательный процесс школы»:

  • Осознание педагогами потребности в повышении качества образования.
  • Творческий потенциал педагогических работников.
  • Приобщение педагогов к инновационной и исследовательской деятельности.
  • Техническое оснащение учебно – воспитательного процесса.
  • Создание методического кабинета в школе.

Продуктивность реализации технологии «Управление качеством образования на основе внедрения образовательного мониторинга в учебно – воспитательный процесс школы» во многом зависит от руководства коллективом, уровня его развития, стиля управления. Эффективным способом стабильного функционирования и развития школы является включение педагогического коллектива в различные процессы жизнедеятельности образовательного учреждения, в процесс управления.

Исследование школьным психологом (Тихоновой О. Н.) уровня развития профессиональных качеств педагогов, а также многолетний опыт управления показывает, что в школе сложился зрелый, с достаточно высоким уровнем развития педагогический коллектив. Созданная организационная культура явилась результатом многолетней работы коллектива, глубоких внутренних процессов самоорганизации, внешне проявляясь в форме норм и правил, традиций и общих убеждений. При такой характеристике наиболее действенна демократизация управления, которая имеет место в нашей школе.

Организуя взаимодействие с педагогами:

  • Настраиваю педагогов на деловое обсуждение результатов своей работы, стремлюсь коллегиально разрабатывать, открыто и по-деловому обсуждать узловые проблемы, стоящие перед педагогическим коллективом в целом; педагогическими коалициями, чья совместная деятельность обеспечивает образовательный успех каждого класса каждого обучающегося; методическими объединениями; каждым педагогом (учителем, классным руководителем, воспитателем, педагогом – психологом, социальным педагогом, старшим вожатым) в отдельности.
  • Веду кропотливую индивидуальную работу с педагогами, имеющими проблемы в работе с коллегами, с детьми, с родителями обучающихся.
  • Не забываю вспоминать о творческих датах и производственных юбилеях коллег, благодарю коллег за их творческий, результативный труд, особо отмечаю тех педагогов, кто в летний период работал в пришкольном лагере, делал ремонт кабинета, организовывал летний труд и отдых детей.
  • При подведении итогов учебного года и четвертей отмечаю положительные стороны организации учебно – воспитательного процесса и обращаю внимание на нарушения установленных правил внутреннего трудового распорядка ОУ и, к сожалению, объявляю взыскания…

Организуя взаимодействие с обучающимися:

  • До начала учебного года знакомлюсь с новыми учениками, организую совместные дела для знакомства с новыми составами классов. Настраиваю обучающихся на успешное обучение в течение года. Совместно с коллегами (педколлективом) способствую формированию развивающих мотивацию целевых установок обучающихся.
  • Всегда помню, что начало учебного года – это ежегодный адаптационный период для всех обучающихся. Под особый контроль беру организацию взаимодействия с обучающимися: вновь сформированных классов (1-е классы); классов, перешедших на следующую ступень обучения (5 и 10-ые классы); классов, завершающих ступень обучения (4-е, 9-е, 11-е классы). Не забываю и возрастных особенностей так называемых «кризисных периодов детства», приходящихся на 7 лет (2-е классы), 11 – 12 лет (6 – 7-е классы), 15 лет (10-е классы). Веду индивидуальную работу с так называемыми «проблемными» классами, помня, что стали они такими не сразу; с «проблемными» обучающимися, испытывающими трудности в учебе, часто болеющими и пропускающими занятия; имеющими поведенческие проблемы.

Организуя взаимодействие с родителями обучающихся:

  • До начала учебного года уделяю особое внимание индивидуальной работе с родителями поступивших в ОУ обучающихся; с родителями обучающихся, имеющих проблемы в учебе; имеющих проблемы, связанные с нарушением дисциплины; с родителями часто болеющих обучающихся и нуждающихся в индивидуальном обучении.
  • Настраиваю родителей на совместную с педагогами поддержку детей в процессе обучения.
  • Обсуждаю с родителями особенности образовательной деятельности класса и параллели в учебном году: родительские собрание на протяжении трех лет провожу по параллелям классов. На этих же собраниях говорю о роли и функции, которые выполняют в ОУ Управляющий Совет школы и родительские комитеты.

Высшими органами управления школой являются Управляющий Совет, в который входят на выборной основе работники школы, учащиеся и их родители, общественность и педагогический Совет.

При принятии решений и выполнении управленческих функций я ориентируюсь на следующие принципы управления коллективом:

1. Принцип уважения и доверия к человеку:

  • уважать личное достоинство человека;
  • способствовать раскрытию возможностей человека, развитию инициативы;
  • поощрять достижения и личный вклад каждого в дела школы.

2. Принцип индивидуального подхода во внутришкольном управлении:

  • глубоко изучать систему работы каждого учителя;
  • помочь учителю создать свою собственную творческую лабораторию;
  • вселять в учителя профессиональную уверенность.

3. Принцип личного стимулирования:

  • справедливо использовать моральные и материальные стимулы;
  • иметь хорошо продуманную систему стимулов. Вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение к человеку – более сильно действующие стимулы, чем награждения;
  • помнить, что стимулы являются действенным инструментом создания в педагогическом коллективе обстановки приподнятости, здорового микроклимата.

4. Принцип единого статуса:

  • все работники школы, учителя и учащиеся независимо от занимаемой должности и положения в школе должны находится в одинаковых демократических условиях.

5. Принцип коллективного принятия решения:

  • принимать коллективное решение только по важным, перспективным, стратегическим вопросам;
  • принимать жизненно важные решения при активном участии тех, кому придется их выполнять;
  • вовлекать в процесс выполнения решения несогласное “меньшинство”.

6. Принцип участия в управлении учителей и делегирование полномочий:

  • приобщать учителя к управлению, учитывая его индивидуальные особенности;
  • добиваться, чтобы учитель рассматривал участие в процессе управления как акт доверия, как одну из возможностей его профессионального роста.

7. Принцип постоянного обновления:

  • любые крупные изменения необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой;
  • если уверенности в успехе изменений нет, то их лучше не проводить;
  • не бояться сопротивления изменениям со стороны учителей;
  • помнить, что процесс перемен в школе – это процесс перемен во взглядах, методах, решениях организационных проблем и т.д. учителя.

Искусство управлять основывается на знании людей, находящихся в подчинении, и в умении расставить их на важных участках работы.

Весь педагогический коллектив своей школы я разделила на четыре большие группы.

К первой отношу самых опытных, активных, инициативных и творчески работающих учителей. Их не надо контролировать, они сами придут за советом, сами позовут к себе. Таких я ставлю на самые ответственные участки работы и представляю им любую возможность поделиться с коллегами своим опытом.

Ко второй группе отношу опытных и очень исполнительных педагогов, но не обладающих большой активностью. Самая ценная их черта – обязательность. Если таким людям поможешь сценарием, методическим советом, все будет сделано хорошо. Просто необходима предварительная подготовка.

К третьей группе я отношу молодых, начинающих педагогов и тех, кто недавно пришел в нашу школу. Здесь не спешу спрашивать, больше приглядываюсь, наблюдаю, ненавязчиво предлагаю различного рода помощь. И скоро становится ясно, кто есть кто.

К последней группе отношу педагогов (как правило, эти люди солидного возраста), которых я про себя называю «уставшими». Они опытны, но им уже тяжело «прыгать и бегать». Они исполнительны, но возраст дает себя знать. Им я создаю щадящий режим: работа в МО классных руководителей только по желанию, никогда не делаю их ответственными за крупное дело, если они сами не захотят этого, - подстраховываю их, беря львиную долю работы на себя или поручая тем педагогам, которые могут справиться.

Что дает такое отношение к педагогам? Нет расхождений между ожидаемым результатом и действительностью. Результат заранее просчитан, поэтому нет почвы для взаимных обид, неудовлетворенности друг другом. А хороший психологический климат – великая вещь. Только в нем происходят какие – то не до конца постижимые процессы, в результате которых все больше и больше педагогов я зачисляю в первую группу.

Важным проявлением административной функции является контроль и стимулирование за качеством проводимой педагогическим коллективом учебно – воспитательной работы.

Поэтому мы разработали Положение о стимулировании и лист самообследования педагогических работников школы.

В заключении необходимо отметить, что реализация технологии управленческой деятельности «Управление качеством образования на основе внедрения образовательного мониторинга в учебно – воспитательный процесс школы» в нашей школе, позволяет выполнять ту миссию, ради которой была разработана – повысилась доступность качественного образования для всех детей микрорайона. Возросла активность общественных самоуправленческих структур, их роль в формировании социального заказа школе,

 - снизилось число второгодников;

 - качественные изменения и новые технические возможности организации учебного процесса позволили сделать новый шаг в организации работы с одаренными детьми и как результат – рост числа участников в исследовательской деятельности школьников, во всероссийских конкурсах;

- в настоящее время 100 % девятиклассников охвачены предпрофильной подготовкой и 75 % старшеклассников - продолжают обучение;

- становится все больше учителей, ориентированных на результаты своей деятельности.

- в образовательном процессе используется самое современное оборудование, средства обучения, новые технологии.

Победы в конкурсах различного уровня, хорошие оценки на экзаменах - это показатель качества знаний наших ребят, возросшей уверенности в своих силах, компетентности, желания проверить свои знания и возможности. И это заслуга и показатель результативности работы наших учителей, результат реализации направлений программы развития, направленных на улучшения условий образования учащихся (использование в образовательном процессе современного оборудования, средств обучения, новых инновационных технологий).

Сегодня в нашей школе продолжается активная работа по реализации вышеуказанной технологии. Вектор остается прежним – обеспечение качественного, доступного, эффективного образования всем детям.