Компетентностный подход в воспитательной работе школы

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время меняются требования к выпускникам образовательных учреждений, как отмечается в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г., развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Удовлетворение личности, общества и государства в получении качественного образования в новых условиях невозможно без развития потенциала образовательных учреждений посредством освоения и расширения инновационной деятельности наряду с обеспечением их стабильного функционирования.

Приложение 1

Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
Цели образования.

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и в первую очередь системы образования.

Сегодня необходимо не только совершенствовать свои знания умения и навыки, но и быть психологически готовым к изменившимся социально-экономическим условиям, иному образу существования в обществе. Иначе говоря, условия таковы, что личность (человек) должна занимать активную жизненную позицию, личности необходимо уметь реализовать свой жизненный потенциал, выполняя функции "свободного носителя” социальных услуг, а значит, выступать субъектом деятельности. В настоящее время возрастает ответственность самого человека за его успешное существование в обществе (получение работы, создание семьи и т.д.)

К примеру: Количество безработных среди высококвалифицированных специалистов позволяет поставить под сомнение гипотезу о том, что существует причинная связь между уровнем образования и возможностью получить работу.

Функции педагога
(учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для "само":

  • САМОактуализации,
  • САМОопределения,
  • САМОсозидания,
  • САМОреализации.

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!
Согласно плану развития нашего учебного заведения мы преследуем главную цель:

Реализация компетентностного подхода на уроке и во внеурочной деятельности.

Среди многих задач, стоящих перед школой, обозначены следующие:

  • Разработка принципов и форм организации школьного самоуправления на базе клубной деятельности и музейной педагогики, развитие системы воспитательной работы как пространства, в котором должны формироваться социальные компетенции обучающихся.
  • Развитие форм общественной составляющей в соуправлении школой, в том числе через создание молодежных объединений и организаций.

Технология традиционного обучения не в состоянии отвечать современным требованиям. Поэтому, все чаще и чаще мы сталкиваемся с понятиями “Компетентностное образование” ,“Компетентностный подход”

Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.

  • овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности:

1) учащийся осознает процесс управления своей деятельностью;
2) интеграция различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей), поскольку освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно.

  • формируется персональный “ресурсный пакет”; учащийся понимает, какие средства необходимы для выполнения деятельности.
  • набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям.
  • набор осваиваемых способов деятельности является предметом запроса работодателей (и других заказчиков), который может быть актуален некоторое количество времени, а затем корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

Чем компетенции отличаются от других результатов образования?

  • является интегрированной,
  • проявляется ситуативно, в зависимости от задачи.
  • в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач,
  • в отличие от навыка – осознана,
  • в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов.
  • в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

Существует несколько вариантов классификации компетенций, вот одна из них:

  1. Ценностно-смысловая компетенция
  2. Социально-продуктивная компетенция
  3. Коммуникативная компетенция
  4. Общекультурная компетенция
  5. Информационная компетенция
  6. Нравственная компетенция
  7. Автономизационная компетенция

1. Ценностно-смысловая компетенция

Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция

Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности; это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени; сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Коммуникативная компетенция

Умение вступать в коммуникацию, с целью быть понятым, овладение умениями общения.

4. Информационная компетенция

Владение информационными технологиями, умение работать со всеми средствами информации.

5. Автономизационная компетенция

Способность к саморазвитию и самопрезентации, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность.

6. социальная компетенция

Умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в трудовом коллективе, команде

7. Продуктивная компетенция

Умение работать, принимать решения и нести за них ответственность.

8. Нравственная компетенция

Готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам

Ключевые компетенции:

  • Компетенции относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях.
  • Ключевые компетенции надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.

Уровень овладения ключевыми компетенциями – тот реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни выпускника будет востребован в первую очередь, и именно от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, но и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить…

Воспитательная работа нашей школы строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.

Охватывая различные направления воспитательной работы, традиции приобретают статус закона, который не только связывает и упорядочивает деятельность коллектива, но и помогает эту деятельность организовать, найти в своём учебном заведении ту изюминку, которая позволяет ему выгодно отличаться от других, и видеть перспективы развития.

Сформировавшиеся в учебном заведении традиции – это не просто набор мероприятий, а система. Взаимоотношения, складывающиеся в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному развитию коллектива.

Система традиций нашего учебного заведения такова:

Традиции учебной и профессиональной направленности:

  • День Знаний;
  • Посвящение в гимназисты;
  • Интеллектуальный марафон;
  • Олимпиады по предметам;
  • Конкурс “Ученик года”;
  • Фольклорный праздник “Масленица”;
  • Праздник “Труда и Талантов” (день рождения школы) “Встреча школьных друзей”;
  • Туристический поход.

Традиции общественной деятельности:

  • месячник “Осторожно, дети!”;
  • занятия с активом по развитию самоуправления;
  • акция “Поздравь ветерана”;
  • вечера встреч с ветеранами

Традиции общественно полезного труда:

  • дежурство по школе;
  • субботники по благоустройству школы;
  • организация дежурства в классах;
  • озеленение территории школы и рекреаций.

Традиции работы с родителями:

  • тематические родительские собрания в классах и общешкольные;
  • родительский всеобуч по ступеням;
  • родительские дни;
  • составление социального паспорта школы;
  • мероприятия по теме “Моя семья”.

Наиболее тесная интеграция обучения и воспитания возможна именно в условиях компетентностного подхода.

Средствами внеучебной (воспитательной) деятельности преимущественно формируются:

  • ценности деятельности, общения, самообразования;
  • привычка быть мобилизованным;
  • личностные умения — рефлексивные, оценочные;
  • личностные качества — самостоятельность, ответственность;
  • опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.

Одним из вариантов такой внеурочной деятельности является наша клубная деятельность, у нас существует много клубов, но полноценно и продуктивно работают два клуба: “Патриот” и “Славянские братья” .
Все предметы, которым мы обучаем школьников, формируют целостное представление о мире. В этом смысле нам всем повезло: у нас в совокупности есть все знания, которыми должен обладать выпускник школы, поэтому нам не страшны никакие испытания, которые бы могли встретиться в пути.
И сейчас я предлагаю рассмотреть одно из многих воспитательных мероприятий с точки зрения компетентностного подхода.
Это мероприятие называлось:

“Семья – это то, что с тобою всегда!”

Цель:
Вложить в сердца детей понятие “Семья”, разъяснить и помочь осознать ценность и важность семьи.

Мероприятие длилось с октября по ноябрь, включало в себя несколько видов работ:

  • Написание сочинений: “Моя семья”
  • Анализ работ, специально созданной комиссией
  • Проведение классных часов “Ценности семьи”
  • Создание панно на ту же тему
  • Конкурс “Моя семья” (создание коллажей о семье)
  • Создание общего коллажа в школе, как итог проведенной работы
  • Родительское собрание по итогам проведенной работы

Реакция на данное мероприятие была не однозначна, кто-то с удовольствием взялся за создание яркого образа своей семьи, а кто-то воспринял все происходящее негативно и посчитал, что это его личная жизнь, куда посторонним вход воспрещен. Мы не преследовали цель усмотреть что-то плохое или, наоборот, выставить на показ что-то хорошее, мы хотели создать образ нормальной полноценной семьи, с её плюсами и минусами, хотели вложить в сердца наших детей немного тепла и ярких впечатлений и цель была у нас, как я уже упоминала: “…помочь осознать ценность и важность семьи”.

По окончании мероприятия мы создали общее панно на 3 этаже, рассказывающее маленькие истории одного большого дома под номером 37

Анализируя то, какие коллажи создали наши дети, какие выводы они делали на классных часах, то какими вопросами они задавались при написании сочинений и как они излагали свою точку зрения по данной теме, это ли не формирование социальных компетенций, о которых мы уже несколько лет говорим.

В доказательство этому позвольте зачитать отрывок из детского сочинения:

“Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем. – Нужно ли разрешать конфликты? – Какой стратегии придерживаться в возникшей ситуации? – Какие качества делают семью единой крепкой, а какие способствуют её разрушению? Как видим семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло и уютно, оно притягивает к себе. И все мы, и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь”.

По сути дела, так или иначе, мы касаемся понятия “Компетентностный подход” обучая и воспитывая наших детей, иногда не осознавая этого в полной мере.

А речь идет о том, что осознать этот вопрос необходимо, т.к. только компетентная, творческая, уверенная в себе личность сможет наделить этими качествами души окружающих её детей, сможет поделиться своим опытом и воспитать в каждом ребенке социально активную личность. Для того чтобы работа была успешной, нужна некая система воспитательной работы, которая должна работать, как в отдельно взятом классе, так и на общешкольном уровне.

У каждого из вас богатый опыт работы классными руководителями и каждый может поделиться своим опытом. В свете последнего общешкольного мероприятия, о котором я упомянула, проводился классный час, по итогам которого 8г, например, сделал творческую работу, а это значит, что сам учитель подошёл к вопросу творчески.

В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя и включает как минимум три задачи:

  • собственная деятельность классного руководителя по организации жизни и развития классного коллектива и отдельных учащихся;
  • координация и отслеживание результативности деятельности учителей-предметников, работающих с классом, по формированию ключевых компетенций урочными и внеурочными средствами учебной деятельности по предмету;
  • организация совместных форм работы классного руководителя с учителями-предметниками.

Установка классного руководителя на формирование ключевых компетенций требует истинно демократического подхода к организации жизни класса. Классный руководитель не вправе навязывать цели развития классного коллектива и совместной жизнедеятельности, формы организации и методы достижения поставленной цели. Его задача — выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки, по крайней мере, большинству учеников, и те пути их достижения, которые, согласно общим ощущениям, будут наиболее плодотворными.