Определение геометрической прогрессии

Разделы: Математика


Презентация

Тема урока: Определение геометрической прогрессии.

Слайд 1.

Цель урока:

  • Повторение основных определений арифметической прогрессии.
  • Усвоение понятий геометрическая прогрессия, «знаменатель прогрессии», характеристические свойства геометрической прогрессии.
  • Закрепление знаний, полученных при изучении темы.
  • Формирование вычислительных навыков.
  • Развитие у школьников таких качеств, как самостоятельность.

Слайд 2.

Повторение: арифметическая прогрессия.

Знания и навыки: знать определение геометрической прогрессии, уметь приводить примеры и находить знаменатель прогрессии по двум последовательным членам, уметь формулировать свойства прогрессии.

Приемы учебной деятельности: определение понятий через указание рода и видового отличия, формулировка суждений и умозаключений и их запись, классификация, систематизация, конкретизация, сравнение (этап применения).

План урока

I. Организационный момент (2-3 мин.)
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (10 мин.)
III. Этап усвоения новых знаний (10 мин.)
IV. Этап закрепления новых знаний (10 мин.)
V. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктажа о его выполнении (3-7 мин.)

Ход урока

I. Организационный этап

  • Приветствие.
  • Определение отсутствующих.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • Организация внимания.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

  • Решение упражнений по теме арифметическая прогрессия (С.С.Минаева, Т.В.Колесникова – математика 9 класс Государственная итоговая аттестация (в новой форме) типовые тестовые задания). Данная тема проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX класса общеобразовательных учреждений по математике. В первой части уровень трудности – базовый, вид деятельности – знание/понимание, примерное время выполнения – 2 минуты. Во второй части уровень трудности – повышенный, примерное время выполнения – 20 минут. [4] (Приложение 1)

Слайды 3-5.

III. Этап усвоения новых знаний

Перед началом урока на классной доске, разделенной на две части, выполнена таблица

Слайд 6.

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

1. ;

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

Учитель поясняет, что в левой части таблицы систематизировано все изученное по арифметической прогрессии, и предлагает учащимся выполнить такую же таблицу в тетрадях (оставив в четвертой строчки место для записи). Затем учащимся дается задание: сформулировать словами то, что записано в каждой строке.

  1. Пример арифметической прогрессии с первым членом, равным 5, и разностью, равной 3.
  2. Определение и обозначение разности арифметической прогрессии. Еще раз повторяем определение разности прогрессии.
  3. Элементы, определяющие арифметическую прогрессию. Еще раз повторяем определение арифметической прогрессии.
  4. Классификация арифметической прогрессии в зависимости от разности:
  • - прогрессия возрастает
  • - прогрессия убывающая
  • - постоянная (выполняется дополнительная запись в таблице)
  1. Характеристическое свойство арифметической прогрессии.
  2. Формула n-го члена арифметической прогрессии.
  3. Формула суммы n первых членов.

Во время этой работы происходит повторение и систематизация изученного об арифметической прогрессии, отрабатывается математическая речь, проверяется усвоение математической символики, устанавливаются связи между понятиями и свойствами.
Работа учащихся организуется с помощью заданий. (Приложение 2)

Слайд 7.

  • Геометрическая прогрессия с положительным членами обладает характеристическим свойством, в некоторой степени аналогичным свойству арифметической прогрессии. Попробуйте сформулировать это свойство, затем свойство записываем в пятой строке. На дом дается задание – разобрать
  • самостоятельно по учебнику доказательство свойство геометрической прогрессии (стр. 94).
  • Последние две строки таблицы подсказывают дальнейший план изучения геометрической прогрессии на следующих уроках, его структуру и систему понятий.

IV. Этап закрепления новых знаний

  • Тренировочные упражнения: № 387, 388, 389 (решение у доски с комментированием). (Приложение 3)

Слайд 8.

  • Решение упражнений по теме арифметическая прогрессия (С.С.Минаева, Т.В.Колесникова – математика 9 класс Государственная итоговая аттестация (в новой форме) типовые тестовые задания). Данная тема проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX класса общеобразовательных учреждений по математике. В первой части уровень трудности – базовый, вид деятельности – знание/понимание, примерное время выполнения – 2 минуты. Во второй части уровень трудности – повышенный, примерное время выполнения – 20 минут. (Приложение 4)

Слайды 9 - 13.

V. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктажа о его выполнении

На этом этапе подводится итог урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся. Затем идет мотивация домашнего задания:

  • усовершенствование навыков (тренировочные задания);
  • пробуждение интереса (познавательные задания).

Домашние задание: п.18, № 309, 391,407(а)

Слайд 14.

Дополнительное задание. (Приложение 5)

Литература

Слайд 15.

  1. Алгебра-9 под редакцией Теляковского С.А. Москва «Просвещение» 2003г.
  2. Ершова А.П., Голобородько В.В., Крижановский А.Ф. Тетрадь конспект по алгебре 9. Илекса. Москва. 2004г.
  3. Кропотова Л.А. Современные подходы к проектированию урока. Новокузнецк 2004г.
  4. Минаева С.С., Колесникова Т.В. Математика 9 класс Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. Издательство «Экзамен» Москва 2010г.
  5. Саранцев Г.И. Методология методики обучения математики. – Саранск: Красный Октябрь, 2001г.
  6. http://www.problems.ru
  7. http://www.future4you.ru/

Презентация