"Как построить новый дом" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Основные цели:

  1. Обобщив знания детей о понятиях, что из чего состоит сформировать умение учащихся выделять группы предметов необходимых для строительства дома;
  2. Повысить интерес к изучению предмета посредством применения дополнительного материала и использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать способность к умению выделять строительные материалы и технику из группы предметов, давать им характеристику
  • Формировать способность к осмыслению информации.
  • Дать представление, каким образом можно вести строительство.

Развивающие:

  • Продолжить развитие умения общаться, выступать перед аудиторией
  • Развивать навык исследовательской деятельности
  • Способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы, продолжить формирование умений работать с учебником, рисунками, текстовыми документами на основе обобщения уже известных сведений делать выводы, предупреждать неправильное толкование этого вопроса.
  • Развитие навыков самостоятельной работы, работы по алгоритму, под руководством учителя, работы в парах, адекватной самооценки, умения планировать свою деятельность на уроке.

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать в коллективе, взаимодействовать со сверстниками
  • Формировать способность целостного восприятия окружающей среды.
  • Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: гуманизм, товарищество, этические нормы поведения.
  • Формировать правильное отношение к окружающему миру.

Демонстрационный материал: презентация к уроку Power Point 2003 г.

Раздаточный материал:

  • Вопросы для групп учащихся, необходимые на этапе:
  • Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
  • Таблица для заполнения данных
  • Информация, приготовленная учителем о строительных материалах, технике, профессии (из энциклопедии)

Авторский медиапродукт – презентация 18 слайдов (среда Power Point 2003).

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  • Недостаточное количество информационного материала в учебно-методическом пособии по окружающему миру
  • Эффективность индивидуально подхода к работе обучающихся на данном уроке (самостоятельная исследовательская деятельность детей)
  • Формирование информационной культуры и компетентности школьников
  • Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности
  • Возможность изучения материала на примере своих ровесников

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности:

Задачи:

  1. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность посредством “яркого пятна”;
  2. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
  3. установить тематические рамки урока: жилище человека

– Повернемся друг к другу и покажем, с каким настроением мы пришли на урок. Пожелаем всем удачи на уроке. (Приложение. Слайд 1.)

– На каждом уроке мы встречаемся с трудностями.

– Будут ли сегодня трудности? (Будут.)

– Сумеем их преодолеть?

– Послушайте отрывок из стихотворения А.Л.Барто. (Слайд 2.)

Перед школой, утром рано,
Я на стройку захожу.
За большим подъемным краном
По утрам теперь слежу.
– Ты опять торчишь на стройке?

– Что скажете? (Интересно узнать, что будет дальше?)

– Кто готов начать работу на уроке?

– Вспомним правила работы на уроке. (Если я не знаю ответа на вопрос, то стараюсь найти его самостоятельно.) (Слайд 3.)  – Ну – в путь!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Задачи:

  1. повторить знания, полученные на предыдущем уроке о материалах, используемых для изготовления различных предметов;
  2. активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
  3. мотивировать учащихся к выполнению пробного учебного действия;
  4. организовать выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
  5. организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия.

Игра “Зарядка для ума”.

Правила игры:

  1. Отгадайте загадки. Найди слова в кроссворде. Слова должны не пересекаться.
  2. Каждая пара получает по 1 вопросу.
  3. При обсуждении выбирается верный ответ и участник группы, который сможет дать четкий обоснованный ответ. Для обсуждения 2 минуты.
Б У Р А Т И Н О К С Д
У В М Ь О Р О К Р А В
Р Ы Т И Н Р П П Ь Ь Е
Д К А Р А Н Д А Ш Р Р
Ж Н Э Б П Е А Й З Ы Ь
Р А О С П И Ч К И Ч Я
А У Ц Й Г Л Д Д К И Т

Работа в парах.

1. На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло ... Буратино

2. Кто в дом не идет,
Меня за ручку берет.
(Дверь.)

3. Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом ведет,
Там заметку кладет.
 (Карандаш.) (Слайд 4.)

– Молодцы, вы справились с заданием, сегодня у нас в гостях первобытные люди. Они хотели задать Вам несколько вопросов. (Слайд 5.)

Из какого материала сделаны все эти предметы? (Древесина.)

Они жили очень давно и не знают, что за предметы встречаются вокруг них. Помогите им ответить на данный вопрос. Что вы видите? (Дома.) (Слайд 6.)

Не так давно у нас был урок, когда мы выясняли, где лучше жить и пришли к выводу, что с точки зрения здоровья лучше жить………(в деревне). (Слайд 7.)

Наши человечки следят за своим здоровьем, правильно питаются, физически развиты, хотят пожить некоторое время в деревенском доме. Помогите им построить дом. Перед вами чистые листочки напишите, что надо для строительства дома.

Подведем итоги. Что у вас получилось?

3. Выявление места и причины затруднения.

Задачи:

  1. организовать проведение учащимися пошагового анализа своих действий;
  2. согласовать тему урока;
  3. организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Как устроен дом?

– Почему не успели выполнить задание?

Давайте узнаем, что необходимо для строительства нового дома?

Надо знать, какие материалы необходимы для строительства.

Как будет выглядеть дом.

Понадобиться техника, инструменты?

Кто будет выполнять строительные работы? (Слайд 8.) Рассмотрим части дома.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Задачи:

  1. согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
  2. построить план и определить средства достижения цели.

– Как звучит темы урока: “КАК ПОСТРОИТЬ НОВЫЙ ДОМ?” (Слайд 9.)

– Какую цель перед собой поставим? (Научиться вести строительство.)

– Составьте план работы по достижению сформулированной вами цели:

  1. Материалы необходимы для строительства
  2. Техника и инструменты
  3. Кто будет выполнять строительные работы
  4. Дополнения После составления плана он появляется перед глазами детей.

Физкультминутка.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

5. Реализация построенного проекта.

Задачи: 1) организовать исследование детьми новой группы животных;

Исследовательская работа. (Работа в группах.) Каждая группа отвечает на вопросы плана. Работа бригады строителей. Для этого учащийся может использовать информацию учебника (стр. 110–113), взять дополнительную информацию, приготовленную учителем, на рабочем столе.

Информация, приготовленная учителем:

Остов – твердый каркас сооружения, внутренняя опорная часть предмета, на которой укрепляются другие его части.

Кирпич – прямоугольный брусок из обожженной глины, используемый в качестве строительного материала. Используют для строительства стен, печей, для отделочных работ.

Столяр – ремесленник , занятый изготовлением мебели, дверей, окон, лестниц и других изделий из массива древесины. Столяр выполняет более точную, тонкую работу, чем плотник.

Печник – кладет печи, кухонные плиты, трубы, камины. Ремонтирует печи, очаги, трубы, заменяет кирпич. Приготавливает растворы из разных видов глины, использует лопату для перемешивания раствора. Должен обладать физической силой и выносливостью, гибкостью и подвижностью тела и особенно рук, развитым чувством равновесия, отсутствием боязни высоты; точный глазомер.

Песок – горная порода. Широко используется в составе строительных материалов, при возведении дорог, насыпей, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства, в дорожном строительстве. При производстве бетона, а также при производстве тротуарной плитки, бордюров, колодезных колец.

Каменщик – участвует при строительстве и ремонте жилых домов, фундамента, мостов и других сооружений. Производит монтаж железобетонных плит, устанавливает оконные и дверные коробки, подоконные доски, производит заливку швов.

Гвоздь – крепежное изделие, изготовленное из металла. В древности человек изготавливал гвозди из костей рыб, шипов растений, из древесины твердых пород.

Цемент (в переводе с латинского “битый камень”) – один из основных строительных материалов; вещество, используемое при изготовлении бетона. Набор прочности и затвердевание происходит в присутствии воды; полученные из цементных минералов и воды твердые соединения нерастворимы в воде.

Плотник – одна из самых нужных востребованных профессий в строительстве и быту. Работа плотника, как правило связана с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы. В своей работе использует молоток, пилу, топор, рубанок.

Руба́нок – ручной инструмент, используемый для ручного строгания древесины. Рубанки используются для выравнивания поверхности деревянных изделий, уменьшения их толщины, а также для создания выемок различной формы. Обычно, рубанок состоит из заостренного металлического лезвия (“резца”), расположенного под углом к обрабатываемой поверхности. При каждом прохождении по поверхности, рубанок срезает слой материала. Рубанок – достаточно древнее изобретение человека. В настоящее время применяются электрорубанки.

Крыша – верхняя часть строения для защиты от дождя и снега. Для покрытия кровли (крыши) используют различные материалы: шифер, рубероид, черепица…

Проверка происходит постепенно по мере рассказа детьми о строительстве дома. Выслушав ответы детей, учитель подводит итог.

Материалы Техника, инструменты Строители
Кирпич
Песок
Цемент
Рамы
Бревна
Доски
Рамы
Шифер
Самосвалы
Землеройные машины
Лопата
Пила
Молоток
Топор
Рубанок
Каменщик
Плотник
Кровельщик
Печник
(Слайд 10–12.)

Сравнение результатов учащихся, заполненная таблица. (Слайд 13.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задачи:1) создать условия для выполнения учащимися заданий на новый способ действий с проговариванием во внешней речи.

Глядя на таблицу, заполненную самим уч-ся, работая в парах, дети проговаривают друг другу название материалов, техники, инструментов, необходимых для строительства.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Задачи:1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;

2) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.

Стр. 21 тетрадь. (Слайд 14.)

Физкультминутка.

Комплекс упражнений для улучшения зрения.

Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

Частое моргание глазами.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Задачи: организовать повторение темы: “КАК ПОСТРОИТЬ НОВЫЙ ДОМ?”.

Работа в группах.

Бригада строителей – Человечки предлагают: Собери и раскрась из частей дом

.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задачи:

  1. зафиксировать степень соответствия цели и результата учебной деятельности;
  2. зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;
  3. организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
  4. определить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– Человечки интересуются

– Какова была цель урока? (Научиться различать группы строительных материалов, техники, инструментов, строителей.)

– Достигли цели? Докажите. (Да, мы учились давать характеристику каждой группе.)

– Что нам делать с теми знаниями, которыми вы сегодня обогатили себя?

– Над чем еще надо поработать? Как вы будете это делать?

– Сможем ли мы ответить на вопрос: Какие профессии людей нас окружают?(однозначно ответить на вопрос пока нельзя)

– Этим вопросом мы займемся на следующих уроках.

– Кто сегодня собой доволен? Почему?

– Что понравилось на уроке? Что бы вы изменили?

– Оцените свою работу на уроке. (Приложение. Слайд 15.)  

У меня все получилось. Были ошибки, но я все исправил сам. Ничего у меня не вышло.

Домашнее задание:  учебник стр. 50–54 Тетрадь стр. 22.

Творческая работа, по желанию.