Урок математики во 2-м классе по теме "Табличное умножение и деление чисел 2, 3 и соответствующие случаи деления, закрепление"

Разделы: Начальная школа


Введение

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по математике для 2 класса начальной школы по программе “Школа России”.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как основной задачей является создание условий для итогового закрепления материала.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с рабочей тетрадью способствуют достижению образовательных целей урока, стимулируют познавательные интересы учащихся.

На протяжении всего учебного занятия, на всех его этапах был подобран материал, который позволил нам проверить насколько усвоена таблица умножения и деления в пределах 3. Задания устного счёта направлены на проверку знаний табличного умножения и деления, логическое мышление и знание геометрического материала. Целью устного счёта: выявить насколько активны учащиеся, как они умеют делать умозаключения, установить взаимосвязь “учитель-ученик- учитель”.

Следующий этап – это индивидуальная работа со слабыми учениками и развитие логического мышления у остальных. Работа у доски с листочками носит характер успешности для слабоуспевающих, так как форма разреза не одинакова и ученики, если им трудно восстановить по памяти зависимость, умножение с делением, могли собрать оба элемента листочка по этой подсказке. После чего проследить взаимосвязь.

Решение задач основано на ситуации, которая позволила учащимся самостоятельно прийти к выводу о двух видах задач и анализа их решения. Отсутствие алгоритма выполнения, который заключается во фразе “только так и никак иначе”, позволило более глубокому пониманию содержания и решения задач, являющихся основой умножения и деления.

Тестовое задание – первый шаг к ЕГЭ. Оно носит характер закрепления и повторения, в котором учащиеся могли сами себя оценить по шкале успешности. Вопросы учителя перед саморефлексией носят характер доверия. Ученик, даже если он допустил ошибку, может оценить себя по самому высокому баллу, так как для него возможно одна ошибка – это отлично. Наша задача научить ребёнка не только отметочной системе, но и реально оценивать свои способности, создавая при этом комфортную среду для каждого учащегося.

Цели: закрепить знания таблицы умножения чисел 2,3 и соответствующих случаев деления, совершенствовать умение решать задачи на умножение и деление.

Оборудование: тетрадь для ученика, карточки с заданиями в форме разрезанных листиков, ПК, мультимедийный проектор, экран, геометрические фигуры, линейки.

Ход урока

1. Организационный момент

У. Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики. Сядьте удобно и правильно. Покажите готовность по рядам.
По строкам стихотворения определите наши действия на уроке. Будьте внимательны.

Долгожданный дан звонок
Начинается – … урок!
Начинается урок –
Он пойдёт ребятам впрок!
Будем правильно считать
И делить, и умножать.

2. Определение темы урока

У. На предыдущих уроках вы познакомились с таблицей умножения и деления каких случаев? (Умножения и деления на 2, 3.)

2 • 1 2 • 2 2 • 3 2 • 4 2 • 5 2 • 6 2 • 7 2 • 8 2 • 9 2 • 10 (на доску)

Соотнесите примеры с ответами.

З

А

К

Р

Е

П

Л

Я

Т

Ь

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

Прочитайте хором ещё одно слово, которое охарактеризует наше действие на уроке. (Закреплять.)
– Опираясь на выполненные задания, кто-нибудь догадался, какая у нас будет тема урока? (Закрепление таблицы умножения и деления на 2 и на 3.)
Действительно, сегодня мы будем закреплять знания таблицы умножения на 2 и 3 и соответствующие случаи деления.

3. Устный счёт

А) У. Используя таблицу умножения на доске, назовите примеры на деление с ответом 2.

(4:2, 6:3, 8:4, 10:5, 12:6, 20:10, 14:7, 18:9, 2:1, 16:8) – (индивидуально.)

Б) У. Рассмотрите и продолжите закономерность.

3, 6, 9,12, … 15, 18, 21, 24, 27, 30 – (хором)

Что заметили? (Результаты таблицы умножения на 3.)
Для тех, кто испытывает затруднения, эта таблица будет хорошим помощником во время урока.
Молодцы, ребята! Таблицу повторили. Давайте решим задачи. Но будьте внимательны.

В) Решение задач.

– У стола 4 ножки.

А вопрос таков:

– Сколько вместе будет ножек
У трёх таких столов? (12 ножек.)

– Сколько ушей у двух зайчат? (4)

– Сколько ножек у двух кошек? (8)

– А кто согласен, что у шести петухов 14 ног? (12)

Геометрическая задача

У. На столе у каждого из вас лежит фигура, рассмотрите её. 1 ряд (треугольник со стороной 3 см), что можете о ней рассказать, 2ряд (квадрат со стороной 3 см), что можете вы сказать о своей фигуре, 3 ряд (пятиугольник со стороной 2 см), а что вы можете рассказать о фигуре? (Дети называют особенности фигур.)

Найдите периметр фигуры.

(1 ряд – 9 см, 2 ряд – 12 см, 3 ряд – 10 см)

У. Молодцы, ребята. Вы очень хорошо считали. За это каждый из вас получает геометрическую фигуру как жетон. И далее правильный ответ будет отмечен жетоном. Вы его будете брать из коробки, но только те, кому я скажу “Молодец”. В конце урока подведём итог.

4. Работа в тетрадях

А) Взаимосвязь умножения с делением.

У. Посмотрите в окошко. Какое время года наступило? (Весна.)
– А какая весна в этом году на Кубани? (То холодная, то теплая.)

– Посмотрите на доску – здесь висят весенние листики, но не просто листики – злой и холодный циклон разорвал их на части. Вам надо собрать эти листики вновь. Для этого надо подобрать к каждой верхней части, где написан пример на умножение, нижнюю часть, соответствующие ему примеры на деление.

К доске пойдут четыре ученика: … (индивидуальная работа)

3 • 8 = 24
24 : 3 =
24 : 8 =
3 • 7 = 21
21 : 3 =
21 : 7 =
3 • 9 = 27
27 : 3 =
27 : 9 =
3 – 6 = 18
18 : 3 =
18 : 6 =

(Дети работают по одному у доски, выполняя запись с комментированием.)

У. Так как урок не совсем обычный, то и тетради, в которых вы будете работать, необычные. Откройте тетради. В них записано число и обозначено первое письменное задание. Не считая поставьте знаки >, <, =

а – 5 * а + а + а + а
3 • 6 – 3 * 3 • 5
2 • 3 * 3 • 2
2 • 7 * 2 • 4

Проверяем. 1 запись . Какой знак поставили? (>) Докажите.

2 запись? (=) Докажите. 3 запись? (=) Докажите.4 запись? (<) Докажите.

Поднимите руки те, у кого задание выполнено без ошибок. Молодцы. Возьмите по жетону.

5. Физкультминутка

(1 – упр. На расслабление мышц, сидя за столом,
2 – счёт через 2,3
3 – приседание)

У. Садитесь – девочки. Теперь мальчики.)

Б) Решение задач на деление по содержанию и на равные части.

У. Продолжим работу над решением задач на деление. (Приложение 1, слайд 1.)

Задача

  1. Восемь ребят разделились в группы по 2 человека. Сколько групп получилось?
  2. Восемь человек разместились в двухместных лодках.
  3. Восемь ребят разделились на 2 группы поровну. Сколько человек в одной группе?

У. Прочитайте записи. Все ли являются задачами? Докажите.

Прочитайте задачи. Одинаковые ли они?

Чем отличаются?

Рассмотрите рисунки.

Соотнесём задачу с рисунком.

– Читаем первую задачу… Найди соответствующий рисунок к ней.

OO I OO I OO I OO

Назови решение задачи и наименование. (8:2=4 гр.)

– Запишем решение с комментированием.

Прочитайте вторую задачу. Рассмотрите оставшийся рисунок. Он соответствует данной задаче. OOOO I OOOO

– Назовите решение этой задачи и наименование. (8:2=4 ч.)

– Решим задачу самостоятельно. (У доски решает ученик с последующей проверкой).

У кого так? Молодцы. Возьмите жетон.

На следующей странице расположен тест. Ваша задача прослушать внимательно задание и обвести правильный ответ. Приготовились . Начали.

В) Тест “Умножение и деление ”.

1. Сложение одинаковых слагаемых называется:

А) умножением;
Б) делением;
В) сложением

2. От перестановки множителей произведение :

А) увеличивается;
Б) уменьшается;
В) не изменяется.

3. При умножении на какое число ты всегда получишь это же число?

А) на 0;
Б) на 1;
В) на 5.

4. Деление – это действие, обратное:

А) сложению;
Б) умножению;
В) вычитанию.

5. К данной сумме 2+2+2+2+2+2 подберите произведение :

А) 6 • 2;
Б) 2 • 5;
В) 2 • 6

6. На полянке бегают цыплята . Всего у них 14 ножек. Сколько цыплят бегает по полянке?

А) 7;
Б) 6;
В)5.

(Ученики выполняют тест, после чего обмениваются в парах для проверки. Учитель на экране показывает правильные ответы. Сосед по парте отмечает + или – каждое задание. Работа возвращается хозяину для саморефлексии.)

(Слайд 2)

У. А теперь оцените каждый на сколько верно вы выполнили работу. Поставьте крестик на шкале. У кого крестик на самом верху? Молодцы! Возьмите жетон.

7. Итог урока

У. Наше занятие подошло к концу. Определите действия на уроке глаголами, завершив предложение:

“На уроке мы сегодня думали, … считали, умножали, делили, закрепляли…”

Посчитайте геометрические фигурки. У кого их 5 и больше? – отлично, 4 – хорошо, а у кого меньше – постарайтесь на следующем уроке.

8. Домашнее задание

У. Повторить таблицу на 2, 3. Наклеить заработанные фигуры в тетрадь, составив из них рисунок или узор.