Цели:
- создать условия для формирования представления учащихся о Красной книге как государственном документе;
- развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесенных в Красную книгу КБР;
- воспитание любознательности, бережного отношения к природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя.
Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.
Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу.
Что такое Красная книга, для чего она создана, мы узнаем на уроке. Попытаемся понять, почему некоторые виды растений и животных занесены в неё, самостоятельно издадим несколько страниц.
3. Погружение в проблему.
Ученик 1. Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них- за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека.
Ученик 2. Многие растения и животные, которые встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.
Учитель. Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга?
Ученик 3. Красный цвет – это цвет опасности, означает «стоп, не губи»
Учитель. Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжелых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.
Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.
Ученик 1. Первыми попали в Красную книгу морские коровы и странствующие голуби. Проблема появилась очень давно. Это было почти 250 лет назад. Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, интересных животных, которые паслись в зарослях морской капусты. Их назвали морскими коровами. Эти животные напоминали современных тюленей, но были очень доверчивы, людей они не боялись, близко подплывали к лодкам. А люди их безжалостно убивали, и уже к 1968 году истребили всех.
Ученик 2. В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли их странствующими. Люди убивали их ради вкусного мяса, и охота не прекращалась до тех пор, пока на планете не осталось ни одного голубя. Так по вине человека погибло много видов птиц, насекомых и растений.
Ученик 3. Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так, в нашей стране Красная книга появилась в 1974 году. Ученые и краеведы КБР ведут свою «Красную книгу Кабардино-Балкарской Республики». Закон « О Красной книге КБР» принят 17 апреля 2003г.
4. Практическая работа.
- Как устроена Красная книга?
Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета?
– черная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби)
– красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр)
– желтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран)
– зеленая – восстановленные виды (речной бобр, лось)
Красная книга – документ, постоянно изменяющейся по мере того как пополняются наши знания о природе; она должна пополнятся новыми сведениями и совершенствоваться.
- Красная книга КБР.
Перед нами макет Красной книги КБР (см.приложение). Почему его страницы пустые?
Учащиеся. Мы сами должны их заполнить.
Учитель. А где мы возьмем данные?
Учащиеся. Из книг, зададим вопросы другим, поработаем с компьютером.
Учитель. Открываем первую страницу книги. О чем же мы будем говорить?
Учащиеся. О растениях.
Учитель. Среди растений, занесенных в Красную книгу России, в КБР встречается 26 видов. Как редкие и исчезающие виды занесены берёза Радде, колокольчик доломитовый, камнеломки колончатая и Динника, волчник баксанский, рододендрон, тис, облепиха и др.
Открываем другие страницы. На территории нашей республики наиболее охраняемые виды:
Птицы: беркут, бородач, могильник, пустельга, тетерев кавказский, улар кавказский.
Млекопитающие: волк, горностай, леопард, лисица, рысь, складчатогуб широкоухий, тур кавказский, шакал.
Пресмыкающиеся: гадюка степная, ящерица скальная.
Земноводные: жаба зелёная, лягушка малоазиатская.
- Создание проекта «Страницы Красной книги КБР»
I этап проекта – образование групп:
1-я группа – «исследователи»
2-я группа – «наблюдатели»
3-я группа – «художники»
«Исследователи» собирают нужную информацию о животных и растениях, занесенных в Красную книгу, используя компьютер.
«Наблюдатели», используя свой жизненный опыт, создают правила поведения в природе.
«Художники» создают экологические знаки в поддержку исчезающих животных и растений.
II этап проекта – самостоятельное исследование.
III этап проекта – защита проекта.
Учитель. Подведем итоги нашего поиска. «Исследователи» защищают свои проекты исследований.
Первая группа: звери.
Тур кавказский.
В КБР обитают 3 популяции тура: чегемо-безенгийская, безенгийско-балкарская и суганская. Флегматичность, громадные рога, массивное туловище и сравнительно короткие ноги – все это создает обманчивое впечатление неуклюжести взрослых самцов. Действительно, козлы не обладают большой скоростью бега по прямой. Но великолепное чувство равновесия, цепкость копыт и отличная реакция делают их замечательными скалолазами. Малейших зацепок и шероховатости скал достаточно им для передвижения по отвесам и карнизам. Более легкие и стройные самки в этом отношении превосходят самцов. Туры чрезвычайно неприхотливы. Они поедают практически все растения высокогорья. Зимой они вполне обходятся высохшими кочками овсяницы пестрой, которую овцы обходят и летом – настолько она груба. Густой и теплый зимний пух позволяет турам выдерживать жестокие морозы высокогорья. Благодаря крупным размерам (в среднем самцы весят 120 кг, самки – 70 кг) самцы имеют более выгодный энергетический баланс, чем самки. Это позволяет им держаться на верхнем пределе обитания, где условия хотя и более суровые, но гораздо безопаснее, чем внизу. Самки с молодняком занимают нижние “этажи” и придерживаются сложных скальных участков. Старые козлы часто выходят на осыпи и луговые склоны далеко от скал. Рысь, основной враг турьего молодняка, а возможно и самок, обходит этих мощных рогачей, а они спокойно рассматривают кошку с расстояния 5–7 м.
Рысь.
Рысь в заповеднике живет повсюду, кроме нивального пояса, но предпочитает верхнюю часть леса и субальпийский пояс. Следы рыси попадаются на всех тропах и дорогах заповедника, а зимой и на всех гопных гребнях. По приблизителъным подсчетам, в заповеднике и в его охранной зоне обитает не менее 30 рысей.
Бурый медведь.
Обычен в заповеднике и бурый медведь. В марте, выйдя из берлог, медведи обследуют все лавинные выносы в поисках погибших за зиму туров. Случаи нападения медведя на туров неизвестны. Индивидуальные участки медведей выходят за пределы заповедника и охранной зоны. Постоянно заповедник посещают 10–12 медведей; половина этого числа приходится на лесистое Верхне-Балкарское ущелье.
Вторая группа: птицы.
Кавказский улар – эндемик Кавказа. Эта птица весьма обычна в заповеднике. Улары в общем обитают выше тетеревов, но зимой и в начале весны и тех, и других можно встретить в одних местах, часто – рядом, в субальпийском поясе выше криволесья. На лето и осень улары поднимаются в альпийский и субнивальный пояса. Осенью улары объединяются в стаи до 20–30 птиц. Крупнейшая из известных в заповеднике стая, около сотни птиц, была отмечена после внезапного ноябрьского снегопада в Тютюн-су. По средним расчетам, общая численность уларов в заповеднике и охранной зоне, на площади около 50 000 га, составляет примерно 3000 птиц.
Самая заметная птица высокогорья – альпийская галка. Они встречаются в горах повсюду, от верхней границы леса до самых вершин, и часто парят над скалами крупными стаями. Обычно вместе с галками летают и более редкие клушицы. Гнезд галок в заповеднике не найдено, а вот с клушицами повезло больше. У одного из гнезд бородача были обнаружены два гнезда клушицы, метрах в 30 друг от друга. Рядом выводила птенцов пустельга.
Пустельга – самая многочисленная хищная птица заповедника – держится в субальпийском и альпийском поясах. Гнездится пустельга на скалах.
Третья группа: растения и грибы.
История формирования флоры заповедника уходит в глубь третичного периода. До наших дней дошло 27 третичных реликтовых видов. Встречаются в заповеднике и реликты ледниковой эпохи, своего рода индикаторы границ древних ледников. Обнаружено уже 7 таких видов. Как редкие и исчезающие виды занесены в Красную книгу СССР береза Радде, колокольчик доломитовый, петрокома Гефта, камнеломки колончатая и Динника, стеллеропсис кавказский. Неподалеку от границ заповедника встречен еще один “краснокнижный” вид – волчник баксанский.
Леса заповедника типологически подразделяются на пойменные, буковые, сосновые и субальпийские. В пойменных лесах выделяются сырой сероольшаник и сырой облепишник. В сероольшанике подлесок состоит из бересклета бородавчатого, калины обыкновенной, смородины Бибер-штейна и др., а хорошо развитый травяной покров – из папоротника страусника обыкновенного, белокопытника белого, крапивы двудомной и др. В облепишнике подлеска нет; травяной покров не сплошной, в его составе рогоз малый, хвощ полевой, мята кавказская, осоки и др.
Буковые леса представлены небольшими участками в долине Черека Балкарского и распространены до абсолютной высоты 1550 м. Подлесок образован бузиной черной, лещиной обыкновенной, калиной, а густой травяной покров – недотрогой обыкновенной, снытью обыкновенной, страусником и др.
Субальпийские леса заповедника подразделяются на влажные сосново-березовые, влажные субальпийские березняки и субальпийское криволесье. В первом типе нет подлеска или он редкий, из рододендрона и разных видов ив. Травяной покров развит слабо, состоит из вейника тростниковидного, черники обыкновенной, брусники; местами выражен моховой покров. Во втором типе подлесок представлен куртинами рододендрона желтого.
Учитель. «Наблюдатели» защищают свой проект. Они должны были составить правила поведения в природе.
Примерные правила поведения в природе:
- Не рвать и не уничтожать названные растения
- Говорить о бережном отношении к растениям и животным другим людям, даже взрослым.
- Радоваться растениям, животным, любоваться ими, бывая на природе.
- Не губить животных и растения в природе!
Учитель. Третья группа («художники») защищает свой проект. Ребята должны были создать экологические знаки в поддержку исчезающих животных и растений.
5. Итоги урока.
– Что нового узнали, работая на уроке?
– Какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги?
Наш урок подошел к концу.
Любите родную природу:
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Литература:
- Р. А. Бураев «География Кабардино-Балкарии»
- М. К. Господникова и др. «Проектная деятельность учащихся»
- А. А. Плешаков «Мир вокруг нас»
- С. Х. Шхагапсоев «Растительный покров Кабардино-Балкарии и его охрана»