У наших воспитанников слабое развитие интеллектуальной сферы, низкая мотивация к обучению. Учитывая данную специфику, необходимо определить условия, способствующие их самореализации в учебном процессе.
Для успешной работы целесообразно использовать разнообразные приёмы, способствующие обеспечению максимального охвата воспитанников различными формами деятельности.
В качестве одного из таких приёмов использую при повторении учебного материала конкурсы детских творческих работ. Такая форма работы помогает вовлечению учащихся в учебный процесс и повышению мотивации получения необходимых знаний.
Данный вид деятельности обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием конкурсной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и осмысление результатов. Возможности данного метода для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
К организации проводимого конкурса предъявляются определённые требования. Перечислю некоторые из них.
Конкурс должен основываться на свободном творчестве.
Конкурс должен вызывать у учащихся только положительные эмоции.
В конкурсе обязателен элемент соревнования между отдельными участниками.
Необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся. В противном случае занятие превращается в развлечение.
Конкурс проводится на дополнительных занятиях по физике.
Подобного рода деятельность способствует развитию наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни.
На базе полученных знаний решаются задачи по конструированию и сборке моделей технических устройств с помощью конструкторов “LEGO”.
В процессе своей деятельности ученик разрабатывает идеи, выбирает лучшее решение; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; самостоятельно осуществляет поиск нужной информации; выступает перед аудиторией; оказывает помощь товарищам и принимает их помощь; планирует процесс и деятельность – время, ресурсы; принимает решение; получает результат своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
- развитие познавательных интересов, творческих способностей на основе опыта самостоятельной работы;
- воспитание духа сотрудничества;
- сознательное самоопределение относительно профиля профессиональной деятельности;
- в процессе исследовательской деятельности школьники учатся анализировать полученные результаты и делать из них выводы.
Содержание конкурса “Пути поисков и открытий” по теме “Закон сохранения и превращения энергии”
Занятие № 1.
- Учитель знакомит с положением о конкурсе (приложение № 1).
- На экране показана схема с основными видами энергии и цепочка возможных энергетических превращений.
- С учащимися обсуждается ряд вопросов по данной теме.
- Каждому участнику предлагают изготовить с помощью набора конструкторов “LEGO” установку или прибор, принцип действия которого основан на применении “Закона сохранения и превращения энергии”.
- На листе формата А-4 участники конкурса изображают схемы установок, которые будут изготавливать.
Занятие № 2-3.
- После обсуждения с учителем полученной схемы ученик приступает к изготовлению выбранной установки.
- Ученик самостоятельно, либо с помощью учителя или своих товарищей готовит презентацию своей работы.
- Выполненные установки и их презентации сдаются учителю.
Занятие № 4.
- Проводятся заключительные этапы конкурса:
- Презентационный
- Оценочный
- Подведение итогов и награждения участников
Структуру данного мероприятия можно представить в следующем виде:
Этапы | Деятельность | |
Ученика | Учителя | |
I. Подготовительный | Повторяет теоретический материал по теме | Актуализирует знания, полученные на уроках |
II. Целеполагающий | Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
III. Проектировочный | Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
IV. Конструкционный | Разрабатывает, собирает и исследует устройство. | Создает условия для активности школьника |
V. Презентационный | Показывает знание закона сохранения и
превращения энергии; объясняет принцип действия
устройства; приводит примеры практического применения; указывает на преимущества и недостатки |
Анализирует результат работы ученика |
VI. Оценочный | Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
VII. Подведение итогов и награждения участников |