1. Психологический настрой на урок.
— Признайтесь, вам давно уже хотелось заняться чем- то интересным. Тогда считайте, что вам сегодня повезло. Сегодня вам предстоит проявить все свои способности.
2. Интеллектуальная разминка.
— Проведем разминку. Начнем ее с игры «Найди и угадай».
Загадайте объект — историческую личность, называя его положительные и отрицательные качества и дела. Четко их проговорите. Остальные должны угадать, о ком идет речь.
— А теперь прочитайте имена исторических деятелей и события. Соотнесите их друг с другом.
Рюрик первый русский царь
Александр Невский Куликовская битва
Дмитрий Донской основание древнерусского государства
Иван Грозный Ледовое побоище
Ермак покорение Сибири
— Найдите лишнюю историческую личность в данной группе. Объясните выбор.
— Что объединяет остальных государственных деятелей? (правители)
— Среди них выделите лишнюю персону. (Иван Грозный) Объясните выбор. (царь)
3. Введение в тему урока.
— Рассмотрите рисунки.
На каком, по вашему мнению, изображен русский царь?
Назовите причину, по которой вы не назвали царем человека со второго рисунка?
В чем его необычность?
На основании сказанного, сформулируйте тему нашего урока.
(«Петр 1, царь и человек».)
Что вы подумали, когда прочитали тему урока?
4. Самоконструкция.
Как бы необычно ни выглядел Петр, он был законным наследником царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. Сегодняшний урок будет посвящен особенностям правления и нововведениям Петра, этого необычного русского царя и человека.
Появление на свет Петра связано с таинственным предсказанием. Два монаха по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр и что именно он один из всех детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.
— На уроке вашей опорой станут рабочие листы (Приложение 1).
Прочитайте текст №1.
Что интересного узнали из него?
Прочитайте текст №2.
Закончите его последнее предложение, найдя в тексте подсказку.
— Проверим.
А теперь обратитесь к тексту №3.
— Подумайте и выберите правильный вариант развития последующих событий.
Выскажите свое мнение.
Не бойтесь ошибиться, помните, что в классе вам всегда помогут.
Действительно, Петр с матерью вынуждены были переселиться в село Преображенское. Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъемным мостом.
— Вы узнаете название крепости, которую построили Петру, если с помощью стрелочек найдете пару к слову «забавный».
Текст №4.
— Как называлась эта крепость?
— Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы два потешных полка- Семеновский и Преображенский. Потешные солдатики Петра со всей точностью настоящих выполняли все команды своего маленького командира.
— Как вы думаете, какие полки в будущем стали настоящей и верной опорой для взрослого царя?
— Почему?
Обратитесь к тексту №5.
Прочитайте его.
Рассмотрите рисунок ботика и парусного корабля русского флота.
— Выберите, как впоследствии Петр называл этот старый ботик, если известно, что Россия при Петре стала сильной морской державой. (дедушка русского флота)
Но это будет еще не скоро.
В 1689 году Петр устраняет от власти сестру- соперницу.
Петр не сразу начал свои преобразования в государстве. Еще несколько лет у него ушло на потехи и увеселения. Вблизи Преображенского располагалась Немецкая слобода, где жили иностранцы. И поэтому все в ней было непривычно для русского человека: и язык, и обычаи , и наряды.
Учебник стр. 85.
Рассмотрите и сравните внешний вид русского боярина и дворянина, одетого в европейское платье.
В слободе проживали и механики, и военные, и врачи. Общаясь с ними, молодой царь понимал, насколько он необразован.
— Какое последствие это имело, вы узнаете, послушав разговор двух купцов.
(Мини-сценка.)
Савелий: Кузьма, я узнал намедни неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края, да еще под именем и в одежде простого дворянина.
Кузьма: Скажи, Савелий, а на что ж ему это?
Савелий: Да, говорят, учиться всем ремеслам: и плотницкому делу, и кузнечному, и корабельному, и морской науке.
Кузьма: Не царское это дело, а мужицкое.
— Зачем Петр I отправился за границу?
А. С. Пушкин посвятил Петру I замечательные строки:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющий душой
На троне вечный был работник.
— Что в описании царя показалось необычным?
Действительно, царь владел 14 ремесленными специальностями. Среди них была одна очень интересная.
Посмотрите отрывок из фильма, определите эту специальность.
После смерти царя остался целый мешочек с выдернутыми им зубами.
— Сразу по возвращении царя из-за границы русских людей ждали большие перемены и преобразования.
— Пользуясь схемой, расскажите о переменах и преобразованиях, которые произошли сразу по возвращении Петра I из-за границы.
Схема.
Дополнить схему поможет исторический документ.
Обратимся к нему.
Подойдите к ребятам, которые готовили его чтение.
Какие нововведения следует дописать в схему?
Опираясь на предыдущую схему, достройте следующие предложения.
Текст №6.
Петр еще не раз выезжал за границу, и каждый раз по его возвращении из Европы,
Россия все больше и больше становилась похожей на европейскую страну.
— Давайте еще раз вспомним некоторые преобразования Петра I. Нам поможет этот мешочек. Из него будут извлекать разные предметы, а вы связывайте их с какими-либо преобразованиями. (ребенка вызвать)
ножницы
календарь — (ввел в 1700 году новый календарь, нов. год начинался с 1 янв.)
картофель
кофе
газета
кольцо
кость — (приказывал собирать разные диковинки, создал первый музей)
С реформами необычного царя мы продолжим знакомиться на следующем уроке, а сейчас я предлагаю сыграть в «Черное и белое».
Белый круг — называете положительные моменты преобразований Петра I .
Черный — отрицательные.
То, что вы нашли в реформах Петра I отрицательные черты подтверждают факты. За годы его правления против царя были организованы четыре боярские заговора и произошло несколько крестьянских восстаний.
Еще раз обратимся к рабочему листу.
Ваше домашнее задание:
- Прочитайте текст в учебнике на стр. 82-84;
- Ссоставьте от лица Петра I рассказ о его нововведениях в государстве. Начните свой рассказ со слов: «Я, Петр I, законный сын царя Алексея Михайловича,…»
5. Рефлексия.
Молодцы! Вы хорошо работали. Давайте подведем итоги. Понравился ли вам наш совместный урок? Чем?
Как достигнуть успеха в освоении знаний?
Кому мы можем сказать: «Спасибо!»