Проектное внеклассное занятие по математике в 1-м классе "Симметрия"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Характеристика проекта:

  • По количеству учащихся: групповой
  • По времени: краткосрочный
  • По теме: предметный
  • По уровню усвоения учебного материала: ознакомительный

Цели:

  • Обучающие: познакомить учащихся с симметричными фигурами через организацию самостоятельной познавательной деятельности
  • Развивающие: формировать навыки самостоятельной и коллективной работы; формировать у учащихся логическое и абстрактное мышление, умение выделять главное, обобщать наблюдения.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к математике, чувство взаимовыручки, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование:

  • 4 коробки с предметами:
    • с объемными фигурами (книжка, лампочка, пупс, крючок, пчелка, рукавица);
    • с плоскими геометрическими фигурами (ромб, трапеция, прямоугольник, круг, квадрат, четырехугольник);
    • с печатными буквами (х, м, ж, п, н, ч);
    • с изображениями достопримечательностей Санкт-Петербурга (Нарвские ворота, Исаакиевский собор, Смольный собор, Казанский собор, Спас-на-Крови) (Приложение 1)
  • жетоны (по количеству учащихся)
  • 4 изображения симметричных фигур (бабочка, равнобедренный треугольник, буква А, Московские ворота) – на доску (Приложение 2)
  • 4 конверта с заданием (зашифрованная пословица)
  • 4 конверта с симметричными фигурами.

Ход занятия

1. Организационное начало.

– Сегодня на занятии мы будем работать в группах. Возьмите по жетону и рассаживайтесь за столы, согласно картинке на жетоне. (На столах флажки с соответствующими жетонам картинками)

– Садитесь поудобнее. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы.

2. Основная часть занятия.

– Посмотрите внимательно на доску. Что вы можете сказать о всех предметах, изображения которых находятся на доске. Есть ли у них одно общее свойство? Какое? (Состоят из двух одинаковых половинок)

Если с ответом дети затрудняются:

– Я вам дам одну маленькую подсказку.

Учитель поочередно прикладывает линейку к середине всех изображений.

– Вы что-нибудь увидели? Что? (Линейка разделила 1, 2, 3, 4 изображения на две одинаковых половинки)

– Так что же объединяет все эти предметы?

– Правильно. Все эти предметы имеют одно общее свойство – состоят из двух одинаковых половинок. В геометрии фигуры, обладающие таким свойством, называются симметричными.

– Сегодня мы с вами станем на время исследователями. Каждый из вас проведет свой мини эксперимент, обсудит свои наблюдения с товарищами по группе, исправит возможные ошибки, а капитан команды доложит о результатах исследований всем нам по плану:

какие предметы симметричные        1. (/)

какие предметы несимметричные    2. не (/)

как вы это доказали                            3. Как?

– Выберите капитанов команд. Капитаны представьтесь.

– У вас на столах лежат коробочки с различными предметами. Каждый возьмет один объект исследования и с помощью подручных средств проверит симметричный он или нет.

(Учащиеся выполняют задания. Учитель консультирует, координирует их работу, стимулирует деятельность.)

Капитаны команд поочередно докладывают о результатах исследований.

3. Физкультминутка.

Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Восемь раз ногами топнем.
Прибавляем три к семи –
Столько мы присесть должны.

4. Продолжение работы по теме.

– Зная такое свойство предметов, как симметрия, попробуйте прочитать зашифрованное послание, находящееся в конверте № 1. (Приложение 3)

рис.1

(Один ум хорошо, а два лучше. Один за всех и все за одного.)

(Отмечается команда, выполнившая задание первой)

– Достаньте из конверта № 2 заготовки и, пользуясь полученными знаниями, попробуйте вырезать симметричные фигуры. (Приложение 4)

– Повторим правила техники безопасности при работе с ножницами.

5. Рефлексия.

Молодцы. Сегодня мы с вами были исследователями. Понравилась ли вам такая работа в группах? Хотели ли вы, чтобы такие занятия у нас были чаще?

– Что новое узнали?

– Какие новые термины запомнили?

6. Домашнее задание.

Дома выясните у взрослых, что общего между симметричными геометрическими фигурами и окружающими нас предметами? (Почти все предметы, окружающие нас, симметричны)