Характеристика проекта:
- По количеству учащихся: групповой
- По времени: краткосрочный
- По теме: предметный
- По уровню усвоения учебного материала: ознакомительный
Цели:
- Обучающие: познакомить учащихся с симметричными фигурами через организацию самостоятельной познавательной деятельности
- Развивающие: формировать навыки самостоятельной и коллективной работы; формировать у учащихся логическое и абстрактное мышление, умение выделять главное, обобщать наблюдения.
- Воспитательные: воспитывать интерес к математике, чувство взаимовыручки, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование:
- 4 коробки с предметами:
- с объемными фигурами (книжка, лампочка, пупс, крючок, пчелка, рукавица);
- с плоскими геометрическими фигурами (ромб, трапеция, прямоугольник, круг, квадрат, четырехугольник);
- с печатными буквами (х, м, ж, п, н, ч);
- с изображениями достопримечательностей Санкт-Петербурга (Нарвские ворота, Исаакиевский собор, Смольный собор, Казанский собор, Спас-на-Крови) (Приложение 1)
- жетоны (по количеству учащихся)
- 4 изображения симметричных фигур (бабочка, равнобедренный треугольник, буква А, Московские ворота) – на доску (Приложение 2)
- 4 конверта с заданием (зашифрованная пословица)
- 4 конверта с симметричными фигурами.
Ход занятия
1. Организационное начало.
– Сегодня на занятии мы будем работать в группах. Возьмите по жетону и рассаживайтесь за столы, согласно картинке на жетоне. (На столах флажки с соответствующими жетонам картинками)
– Садитесь поудобнее. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы.
2. Основная часть занятия.
– Посмотрите внимательно на доску. Что вы можете сказать о всех предметах, изображения которых находятся на доске. Есть ли у них одно общее свойство? Какое? (Состоят из двух одинаковых половинок)
Если с ответом дети затрудняются:
– Я вам дам одну маленькую подсказку.
Учитель поочередно прикладывает линейку к середине всех изображений.
– Вы что-нибудь увидели? Что? (Линейка разделила 1, 2, 3, 4 изображения на две одинаковых половинки)
– Так что же объединяет все эти предметы?
– Правильно. Все эти предметы имеют одно общее свойство – состоят из двух одинаковых половинок. В геометрии фигуры, обладающие таким свойством, называются симметричными.
– Сегодня мы с вами станем на время исследователями. Каждый из вас проведет свой мини эксперимент, обсудит свои наблюдения с товарищами по группе, исправит возможные ошибки, а капитан команды доложит о результатах исследований всем нам по плану:
какие предметы симметричные 1. (/)
какие предметы несимметричные 2. не (/)
как вы это доказали 3. Как?
– Выберите капитанов команд. Капитаны представьтесь.
– У вас на столах лежат коробочки с различными предметами. Каждый возьмет один объект исследования и с помощью подручных средств проверит симметричный он или нет.
(Учащиеся выполняют задания. Учитель консультирует, координирует их работу, стимулирует деятельность.)
Капитаны команд поочередно докладывают о результатах исследований.
3. Физкультминутка.
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Восемь раз ногами топнем.
Прибавляем три к семи –
Столько мы присесть должны.
4. Продолжение работы по теме.
– Зная такое свойство предметов, как симметрия, попробуйте прочитать зашифрованное послание, находящееся в конверте № 1. (Приложение 3)
(Один ум хорошо, а два лучше. Один за всех и все за одного.)
(Отмечается команда, выполнившая задание первой)
– Достаньте из конверта № 2 заготовки и, пользуясь полученными знаниями, попробуйте вырезать симметричные фигуры. (Приложение 4)
– Повторим правила техники безопасности при работе с ножницами.
5. Рефлексия.
Молодцы. Сегодня мы с вами были исследователями. Понравилась ли вам такая работа в группах? Хотели ли вы, чтобы такие занятия у нас были чаще?
– Что новое узнали?
– Какие новые термины запомнили?
6. Домашнее задание.
Дома выясните у взрослых, что общего между симметричными геометрическими фигурами и окружающими нас предметами? (Почти все предметы, окружающие нас, симметричны)