Современные изменения, происходящие в информационном обществе, предполагают ориентацию образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности обучающихся, развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. В связи с этим один из первоочередных планируемых результатов образования в новых образовательных стандартах второго поколения является личностное развитие – готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности. Поэтому наряду с усвоением определенного объема знаний на передний план в образовательных учреждениях выдвигаются задачи создания условий для развития творческих способностей, актуализации творческого потенциала учащихся, способствующего их дальнейшему саморазвитию и непрерывному самообразованию. Особого внимания требует решение заявленных задач в начальной школе, поскольку именно в младшем возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельностей, способствующих самоактуализации учащихся.
С поступлением ребенка в школу перед учителем стоит задача обучать ребенка чтению, прививать любовь к чтению, а значит к родной литературе. Здесь возникает вопрос об организации интересных форм уроков чтения. Младшим школьникам интересно может быть только в том случае, если он сам будет принимать активное участие на уроке. Одной из таких форм организации САМОдеятельности ученика могут быть творческие уроки, которую учащиеся могут успешно реализовать на уроках родного языка.
Богат и певуч наш родной якутский язык. Это язык матери, который ребенок впитывает вместе с материнским молоком. Знание родного языка с малых лет способствует пробуждению лиры, развитию ребенка как личности, формирует лучшие качества человека, помогает строить и творить, создавать мировые шедевры. Родной язык – это дух народа, нации, это история и быт. Мастера слова создавали множество прекрасных литературных произведений на родном языке, которые несли воспитывающий характер. Перед учителем стоит задача воспитать любовь, уважение к родному языку и обогатить словарный запас учащихся, зная, что именно родной язык является основой для изучения других языков, ключом для знания культуры и быта других народов.
Организация уроков чтения в интересной форме может повысить мотивацию у младших школьников. И один из способов – стихосложение. В программе начальных классов не изучается теория стихосложения. Тем не менее, педагог, самостоятельно прибегнув к поиску информации, может найти большое количество источников, которые помогут ему в этом благом деле. Общеизвестно, что в младшем школьном возрасте большинство детей пытаются сочинять стихи, рассказы, сказки, не обращая особого внимания на то, как это получается. Народный поэт Якутии М. Тимофеев на страницах газеты «Кэскил» (10.02.09, № 10) в своей статье поднял вопрос об улучшении качества сочинения стихов. Он отметил, что в стихах, которые публикуются, не придержана форма стихов, хотя сочинение белого стиха не составляет особого труда. Обращаясь к юным читателям, поэт призывает к изучению теории стихосложения.
В якутской поэзии существуют аллитерационная и силлабическая формы стихосложения. Аллитерационная форма основывается на законах созвучия гласных и согласных звуков и имеет два вида: вертикальный, горизонтальный. При горизонтальной аллитерации одинаковые и близкие по звучанию звуки повторяются на одной строке, а при вертикальной аллитерации рифмуются начальные слоги строк. Силлабическая форма стихосложения имеет ритм и рифму.
Если ребенок основывается на теории стихосложения, то успех сочинения может окрылить начинающего автора. Если ребенок будет воспевать на родном языке то прекрасное, которое его окружает, то, несомненно, из него вырастит нравственно здоровый человек с высокой культурой, пусть даже не поэт и не писатель, но хорошо понимающий литературу и искусство. Важно не упустить это время, поддержать ребенка в его начинаниях, найти то лучшее, что есть в них, и стараться развить.
Чтобы ребенок усвоил теорию стихосложения, можно использовать ее при анализе прочитанных стихотворений на уроках чтения, так как творчество без участия умственной работы невозможно. Таким образом, осуществится связь теории с практикой.
Ведение на уроках регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную творческую деятельность существенно может повлиять на формирование культуры мышления, создаст условия для развития у детей творческого потенциала, стремления к размышлению и поиску.