Цель: учить построению предложений, выбору союзов и постановке знаков препинания при однородных членах.
Задачи:
- обобщить знания об однородных членах предложения;
- закрепить умение выделять однородные члены предложения;
- помочь осознать значение конструкций с однородными членами предложения, их возможности для повышения точности, богатства и выразительности речи, учить построению таких конструкций;
- наблюдать за значением союзов при однородных членах, учить их правильному выбору и постановке запятых в простых случаях.
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, таблички и схемы, листки с проверочной работой, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания (9 мин.)
У. Какие члены предложения вы знаете? (слайд 1)
Д. Члены предложения бывают главными и второстепенными.
У. Назовите главные члены.
Д. Подлежащее и сказуемое.
У. Назовите второстепенные.
Д. Определение, дополнение, обстоятельство.
У. Какие члены предложения мы считаем однородными?
Д. Члены предложения, которые связаня с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос.
У. Вы должны были дома подготовить сообщение об однородных членах предложения по плану, данному в учебнике на стр. 472. (слайд 2)
(Заслушиваются 2-3 ответа)
Раздаются листочки с проверочной работой.
Фамилия, имя______________________________ 1 вариант
|
|
Фамилия, имя______________________________ 2 вариант
|
|
У. В данных предложениях обозначьте однородные члены, выделите союзы и поставьте где надо запятые. Справа нарисуйте схемы однородных членов (работа выполняется 5 мин.).
Листки с работой собираются. Далее следует проверка данной работы на доске. Вывешиваются листы с предложениями в большом формате, дети рассказывают, как выполняли работу. Либо идёт проверка с помощью слайда 3.
3. Сообщение темы урока. Постановка цели. Чистописание (3 мин.)
У. Сегодня мы продолжим работать над темой «Однородные члены предложения» и дополним памятку анализа предложения (слайд 5).
На минутке чистописания мы пропишем союз, который связывает однородные члены в предложении (указывает на предложение: В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой смолой.)
Назовите этот союз. Что вы можете сказать про него?
Д. Союз «и». Его работа соединять однородные члены предложения. Перед союзом «и» ставится запятая только при его повторении.
У. На первой строке мы пропишем элементы буквы и, а на второй соединение заглавной и строчной букв с переходом на другую строку.
4. Работа над темой урока. Учебник (19 мин.)
У. Сейчас мы для закрепления знаний поработаем с учебником.
Упражнение 473.
(читает часть задания) Помнишь рассказ Носова? Что в нём произошло? (слайд 6)
Дети вспоминают рассказ.
У. Прочитайте написанную часть предложения и решите, как его надо закончить.
Д. Надо добавить однородные члены предложения: мыло, книги, полотенце, очки, тетради (слайд 7).
У. Какой из данных союзов точнее передаст мысль?
Д. Союз «но», т. к. по смыслу надо противопоставить, а не соединить.
У. Запишите предложение, закончив его и выбрав подходящий союз. Помните о правилах постановки запятых при однородных членах предложения.
Дети записывают предложение в тетради.
У. Подчеркните однородные члены. Сколько вы увидели групп однородных членов?
Назовите.
Д. Групп – 2. Однородные сказуемые и однородные второстепенные члены.
У. Как соединены однородные сказуемые?
Д. Союзом «но».
У. Как соединены однородные второстепенные члены?
Д. Второстепенные члены соединены перечислительной интонацией.
У. Где пришлось поставить запятые?
Д. Перед союзом «но» и между однородными второстепенными членами.
У. Рассмотрите схему. Какие изменения следует в неё внести? (слайд 8)
У. Дайте характеристику данному предложению (устно).
Дети анализируют предложение.
У. Обратите внимание на памятку «Как характеризовать предложение».
Назовите новый пункт анализа.
Д. В памятке добавляется вопрос: Есть ли в предложении однородные члены?
У. Мы будем записывать анализ предложения так. (Записывает образец анализа на доске).
Упражнение 474.
У. Познакомьтесь с текстом упражнения. Для начала проведём орфографическую подготовку. Запишите слова с пропущенными буквами по столбикам: орфограммы корня, орфограммы окончания.
2 ученика работают у доски, выписывают и доказывают написание букв. Или проверка осуществляется слайдом 9.
У. Какие слова не попали ни в один, ни в другой столбик? Почему?
Д. …гребали – орфограмма в приставке; прав…, влев… - орфограмма в суффиксе.
У. Как изменить наречия. Чтобы на конце писался суффикс а?
Д. Изменить приставку: слева – справа.
Далее работа проводится в тетрадях на печатной основе.
У. Теперь поработайте в ТПО. Соедините однородные члены предложений перечислительной интонацией или подходящими союзами. Не забывайте про запятые. Если союз не использовали, приготовленное место должно остаться пустым.
Устная проверка.
5. Самостоятельная работа 5 мин.)
Упражнение 477.
У. Ребята, вы хорошо работали на уроке со мной, а теперь пришло время самостоятельной работы. В упражнении вы должны поработать с 1 и 2 зарисовками. С 3, 4 и 5 зарисовками вы поработаете дома. Вам нужно списать данные отрывки, поставить, где нужно, запятые и обозначить однородные члены предложения.
6. Подведение итогов урока.
Слайд 10.
Слайд 11.