Тема: Раскрытие скобок.
Тема урока: раскрытие скобок.
Цели:
- формировать понятие «раскрытие скобок», научить способам раскрытия скобок, совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь обучающихся, интерес к математике;
- воспитывать чувство ответственного отношения к учению, любовь к народной мудрости, дружеские отношения в группах.
Технология проведения урока: технология творческого развития А.З. Рахимова, коррекция познавательной сферы обучающихся Н.К. Винокуровой.
Учебник: Н.Я. Виленкин «Математика 6».
Оборудование:технологические карты, карточки с «рассыпанными» на слоги пословицами, экран, м/проектор, компьютер.
Ход урока
Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)
I. Ориентировочно-мотивационный этап (выравнивание знаний, ориентировка в пройденном материале)
1. Приветствие урока математики
- Итак, урок математики - царицы всех наук. Давайте поприветствуем её. (Дети, стоя, улыбаются учителю. Учитель декламирует стихотворение наизусть.)
Математика! Даже в каменный век обращался к тебе человек.
Без тебя невозможно предметы считать, невозможно построить мосты.
Там, где сложное, новое надо создать, лучшим другом являешься ты.
Корабль с тобой дорогу в море находит,
С тобой штурман по трассе ведёт самолёт,
Строитель плотину для ГЭС возводит,
И спутники свой совершают полёт.
- Математика помогает тем, кто её умеет её применять. А умеет применять обычно кто? Кто хорошо её знает.
- Что нам надо для того, чтобы тоже хорошо знать математику?
• Желание учиться, знать новое.
• Внимание.
• Наблюдательность.
• Прилежание.
• Уверенность в себе.
• Организованность и т.д.
- Над развитием многих из этих качеств мы работаем на каждом уроке, поработаем и сегодня на ориентировочно-мотивационном этапе.
2. Интегративная разминка (На развитие внимания, наблюдательности, скорости и гибкости мышления.)
- Какое сегодня число? Чем знаменателен этот день?
- Сколько концов у двух палок? (4) А у двух с половиной? (6)
- Какие числа называются отрицательными? Положительными?
- В какой республике мы живём? В каком городе?
- Стоят 2 барана. Один смотрит на юг, другой на север. Видят ли они друг друга? (Да, если стоят лицом друг к другу.)
- Какое число получится в результате сложения двух отрицательных чисел? (-) … умножения? (+) … деления? (+)
- Какой сегодня день недели? Какой он по счёту в неделе? В месяце?
- Кто вам папа вашей мамы? (Дед.)
- Что значит, вычесть одно число из другого?
- Как называются числа при сложении?.. умножении?
- Какой по счёту в году нынешний месяц?.. последний месяц учебного года?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц, ответь скорей? (5)
- Какие числа называют противоположными?
- Назовите число, противоположное числу -5; 5; 13; -1/2; 25/60.
3. Упражнение на внимание
- Внимательно посмотрите на слайд. Вам даётся одна секунда, после чего изображение будет убрано. Вы должны будете сложить три числа, которые на нём написаны, и назвать сумму этих чисел.
Слайд 1.
После 1-й секунды просмотра задаются вопросы.
- Какие геометрические фигуры вы запомнили?
- Какое число записано внутри круга? Треугольника? Квадрата?
- Чему равна сумма крайних чисел? Сумма всех чисел?
4. Решение примеров
Слайд 2.
Примеры на выравнивание знаний по темам: «Сложение и вычитание чисел с разными знаками», «Вычитание», «Сложение отрицательных чисел».
-12 + (-8) = |
|
37 + (-56) = |
|
48 - (-15) = |
После группы примеров на одно правило задаётся вопрос: Какой способ вычислений использовали?
Самооценка.
5. Постановка учебной задачи
Игра «Прочитай»
На группу раздаются карточки. Задача детей - собрать разбросанные слоги в слова, слова в предложения. На задание даётся 1-2 минуты.
- Прочитайте. Что это такое? Можно ли их объединить в одну группу? Найдите «лишнее» предложение.
1-я группа - «Была бы охота, заладится всякая работа».
2-я группа – «Даром ничего не даётся».
3-я группа – «Без муки нет науки».
4-я группа – «Раскрытие скобок».- «лишнее» предложение. (*)
5-я группа – «Набирайся ума в учении, храбрости – в сражении».
6-я группа – «Ум хорошо, а два - лучше».
- Докажите, почему (*) «лишнее»? Правильно, это тема урока.
- Что понимаете под раскрытием скобок? Какая учебная задача урока может быть сформулирована?
УЗ: усвоить способы раскрытия скобок.
- Для выполнения учебной задачи выполним задание 1 из технологической карты.
II. Операционно-исполнительский этап. Моделирование. Решение учебной задачи
На каждую группу раздаются одинаковые технологические карты. На выполнение каждого задания даётся определённое время. Переход от одного задания к другому выполняется под руководством учителя. После самостоятельного выполнения задания - проверка со слайдов.
Технологическая карта
Задание 1
Вычислить удобным способом:
а) 150 + (50 + 7) =
б) 180 + (20 + 3) =
Сравните левую и правую части каждого выражения. Что изменилось? Что осталось неизменным?
Слайд 3.
Сформулируйте вывод 1: что значит, раскрыть скобки? (Высказывания детей.)
Повторение вывода 1 в группах, хором: Раскрыть скобки – значит, записать выражение без скобок.
Из истории раскрытия скобок
Слайды 4-6.
Пронаблюдайте: Что осталось неизменным? Какой знак стоит перед скобкой?
Сформулируйте вывод 2: как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»?
Вывод 2: Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит «+», надо:
1) сохранить знаки слагаемых в скобках;
2) записать выражение без скобок.
Повторение вывода 2 в группах, хором. Моделирование (построение схемы-опоры).
Слайд 7.
Самооценка.
Задание 2
Раскрыть скобки:
а +(б + с) =
а + (б - с) =
а + (-б + с) =
а + (-б - с) =
Самооценка.
Задание 3
Вычислить удобным способом:
а) 18 - (8 + 3) =
б) 199 - (9 + 50) =
в) 190 - (90 - 40) =
Сравните левую и правую части каждого выражения: Чем они отличаются? Что осталось неизменным? Какой знак стоит перед скобкой?
Слайд 8.
Сформулируйте вывод 3: Как раскрыть скобки, если перед ними стоит знак «-»?
Повторение вывода 3 в группах, хором: Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит «-», надо:
1) поменять все знаки на противоположные у слагаемых в скобках;
2) записать выражение без скобок.
Моделирование (заполнение схемы-опоры).
Слайд 9.
Самооценка.
Задание 4
1. Раскрыть скобки:
а - (б + с) =
а - (б + с) =
а - (-б + с) =
а + (-б - с) =
Моделирование (заполнение схемы-опоры).
Слайд 10.
Самооценка.
Задание 5
Выполнить №1234, с. 216 из учебника.
- Какой способ раскрытия скобок использовали?
Проверка - учитель открывает запись на доске. Самооценка.
Задание 6
Выполнить №1235 из учебника.
- Какой способ раскрытия скобок использовали?
Проверка. Самооценка.
III. Рефлексивно-оценочный этап
- Какая учебная задача была поставлена на урок?
- Вспомнить и проговорить в группах, вслух, что значит, раскрыть скобки.
- Какие способы раскрытия скобок вы узнали. Сколько их?
- А как мы этого добились? Как мы пришли к этому умному выводу? (Сравнивали, решали, наблюдали, делали выводы, мыслили.)
- Поднимите руку, кто выполнил учебную задачу. Что нам в этом помогло? (Желание знать новое, прилежание и т.д.)
- Оцените, как усвоили учебный материал, и согласуйте самооценку в группах.
Оценивание учителем.
IV. Домашнее задание
Первый уровень: №1238 из учебника, модель знать.
Второй уровень: перевести буквенные равенства из модели на язык знаков, используя геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
Третий уровень: придумать задачу на одно из буквенных выражений модели.