Методическое обоснование темы урока
- Среднее (полное) общее образование.
- Курс «Всеобщая история»; МХК.
- Базовый уровень; 10 класс.
- Заключительный урок по теме «Культура античного мира» в разделе III «Цивилизации Древнего мира».
- Актуальность и значимость данной темы определяется тем, что история религии и степень ее влияния на развитие политической и других сфер жизни общества в различные исторические эпохи является одной из центральных проблем современного гуманитарного знания. Неоценима также та роль, которую сыграла древнегреческая мифология и религия в становлении европейской культуры в ее последующем развитии.
- Обязательный минимум содержания образования: Мифологическая картина мира. Античные цивилизации Средиземноморья.
Развернутая целевая установка урока
Образовательная:
- уяснить роль религиозного фактора в жизни древних греков, значение жертвоприношений в контексте эпохи;
- раскрыть особенности некоторых религиозных традиций, их влияние на культуру, быт и повседневную жизнь людей;
- попытаться раскрыть идею связи богов и людей через архитектуру Пергамского алтаря;
- уяснить классификацию жертвоприношений в античности;
- познакомиться с религиозными ритуалами на примере празднования Панафиней;
- уяснить значение терминов по теме.
Воспитательная:
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями Древней Греции; выработать умение понимать людей иной эпохи, с иным культурным багажом, и иной ментальностью;
- формирование исторического сознания, воспитания чувства сопричастности прошлому, как истории народов мира, так и истории своей страны;
- общение с произведениями искусства поможет реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи;
- историко-культурный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию.
Развивающая:
- познакомить учеников с методами исторического исследования и языком исторической науки;
- показать многообразие исторических источников и возможности каждого из них;
- обучить учеников определённым приёмам работы с историческими источниками, способствуя тем самым углублению знаний и развитию творческих способностей учащихся;
- развитие способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов;
- самостоятельно анализировать и сопоставлять факты прошлого, делать аргументированные выводы и обобщения на основе изученного материала, владеть терминологическим аппаратом по изучаемому кругу вопросов и др.
- формирование развития логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов Древнего мира;
- развитие речи и памяти при работе с документами, выполнением различных познавательных заданий;
- формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;
- продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал через сопоставление с ранее изученным, а также умения выделять главное в источниках информации.
Визуальное сопровождение
Презентация (Приложение), иллюстрации: архитектурные сооружения, культовые и религиозные, мифологические сцены, древнегреческая скульптура, керамические сосуды, украшения, карты.
Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные познавательно-творческие, исследовательские карты.
Тип урока: урок-исследование.
Время занятия: Два урока по 45 минут.
Связь с другими предметами: МХК.
Настройка действия презентации: Переход к слайдам по щелчку мыши.
Урок проводится в мультимедийном кабинете.
Ход урока
Жертвоприношения совершаются ради людей.
Народ — владыка духов.
Сыма Цзы-юй из Сун.
План изучения новой темы
1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Человек, боги, судьба
2. Основная часть
а) Храмы и алтари.
б) Жертвы и жертвоприношения.
в) Приношения богам.
г) Украшения и ритуалы.
д) Танаис – город древних греков.
3. Итоговый контроль
4. Заключительная часть. Перспективы дальнейшего изучения вопроса
Описание работы
1. Титульный Гиперссылка на проигрыватель, окно потом свернуть. |
Слайд №1 |
2. Эпиграф. |
Слайд №2 |
3. План Гиперссылки на слайды № 4, 15, 17, 29, 36, 42, 44, на текстовый документ «Словарь» |
Слайд №3 |
4. а) Храмы и алтари Индивидуальное проблемное задание. |
Слайды №4-14 |
5. б) Жертвы и жертвоприношения Индивидуальное логическое задание. |
Слайды №15-16 |
6. в) Приношения богам Анализ источника (иллюстрации). Гиперссылка-слайд № 18 на текстовый документ «Пояснительный текст» |
Слайды №17-28 |
7. г) Украшения и ритуалы Групповое образное задание. |
Слайды №29-33 |
8. Интеллектуальное/логическое (индивидуальное) задание |
Слайды №34-35 |
9. д) Танаис – город древних греков Образное индивидуальное задание. Гиперссылка-слайд № 38 на текстовый документ «Танаис-город древних греков» |
Слайды №36-41 |
10. Итоговый контроль Трехкомпонентная система заданий по типу ЕГЭ. Гиперссылка-слайд № 43 на текстовые документы «ЕГЭ-А», «ЕГЭ-В», «ЕГЭ-С», «ЕГЭ-ответы». |
Слайд №42-43 |
11. Заключительная часть. Перспективы дальнейшего изучения вопроса Дискуссия. |
Слайды №44-45 |
Использованные материалы
1. Скржинская Марина «Деметре - свинью, а Дионису - козла»
«История», рубрика «Мастерская историка» №11, 2008 г.
2. Веряскина О.Г. «История Донского края» (с древнейших времен до конца XVI в.)
Ростов-на-Дону «Донской издательский дом», 2004.
3. Винокуров Н. И.«Феномен человеческих жертвоприношений в античное и средневековое время (по материалам ритуальных захоронений Крымского Приазовья)»
Боспорский феномен, 2002 (4). Погребальные памятники и святилища. Часть 1. Стр. 189-194.
4. Гладкий В. Д. "Древний Мир" Том 1.