Урок-презентация "Типы подчинительной связи в словосочетании. Согласование" (8-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели и задачи урока

  • Активизировать познавательную сторону учебной деятельности
  • Формировать навыки самостоятельной работы с дальнейшей самопроверкой
  • Познакомить с алгоритмом действий и отработать их последовательность
  • Сохранить позитивный настрой в работе

Специфика работы на уроке

Урок разработан для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, которые в силу своих особенностей пишут крайне медленно. Поэтому все карточки максимально заполнены печатным материалом, учащимся надо будет выполнить ограниченное количество действий. В общеобразовательной школе такие карточки могут и не пригодиться. Но для облегчения проверки и оценивания удобнее все практические работы выполнять не в тетради, а на листочках.

Оборудование

  • Материал презентации
  • Карточки для самостоятельной работы
  • Таблица "Алгоритм. Определяю тип подчинительной связи в словосочетании"

Система оценивания работы на уроке

За каждое самостоятельно и правильно выполненное задание ученик получает баллы, которые в конце урока суммируются и переводятся в оценку по заранее известной учащимся шкале.

  • "5" = 11 - 10 баллов
  • "4" = 9 - 8 баллов
  • "3" = 7 - 6 баллов

Ход урока

I Организационный момент

Приветствие и готовность к уроку

Проверяем наличие алгоритма, предложенного на предыдущем уроке

II Разминка

Сможете ли вы придумать любое словосочетание по данной модели, так чтобы тип связи в нем был примыкание:

  • У::. + у:::

(Для выполнения задания понадобиться вспомнить материал предыдущего урока: какой частью речи должно быть выражено зависимое слово при примыкании)

Вариант ответа: уютно устроиться. (1 балл)

III Работа над материалом урока

Вся работа идет на фоне слайдов презентации. (Приложение 6)

Тема нашего урока (Слайд 1-2) (Приложение 1)

Значение многих терминов можно понять, вдумавшись в их строение, ведь все морфемы в русском языке значимые, то есть имеют свое значение. Попробуем. (Слайд 3-4)

Кто сможет догадаться, что будет происходить с зависимым словом при изменении главного? (Слайд 5)

Закрепим теорию, проговорив правило /"При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова, отвечающего на вопрос какой?"/ (Слайд 6)

Практическая работа. (Слайд 7) Изменяем форму главного слова и наблюдаем, что будет происходить с формой зависимого. Учащиеся работают на карточках. (Приложение 2) - 2 балла

Самопроверка. (Слайд 8)

6. Мы убедились, что главное и зависимое слово изменяются вместе. Теперь надо определить, какой частью речи должно быть выражено зависимое слово. Для этого надо вспомнить, на какой вопрос оно должно отвечать. (Слайд 9-10)

7. Работа с учебником. Убедимся, что мы все сделали правильно. Учебник, стр. 32, 1 и 2 абзац правила, прочитайте его про себя, сформулируйте для товарища вопрос по теории.

Вариант ответа:

  • Какой частью речи выражено главное слово при согласовании?
  • Что происходит с зависимым словом при изменении главного?

8. Практическая работа (Слайд 11-13)

9. Работа с алгоритмом. Убедимся, что этот материал есть в нашем алгоритме. (Приложение 3)

10. Практическая работа (слайд 14) с самопроверкой (слайд 15). Учащиеся работают по карточкам (Приложение 4) - 4 балла

IV Обобщение материала

  • С каким типом подчинительной связи мы сегодня познакомились?
  • На какой вопрос должно отвечать зависимое слово?
  • Что происходит с ним при изменении главного?

Выполним практическую работу (найдем в предложении два словосочетания со связью согласование) (Слайд 16) - 4 балла

V Подведение итогов урока

Какие из использованных образов вам запомнились?

Какое количество баллов вы набрали за урок? (Приложение 5)

VI Запись домашнего задания (повторить теорию, придумать 2 словосочетания со связью согласование, составить с ними предложения) (Слайд 17)