Цели и задачи урока
- Активизировать познавательную сторону учебной деятельности
- Формировать навыки самостоятельной работы с дальнейшей самопроверкой
- Познакомить с алгоритмом действий и отработать их последовательность
- Сохранить позитивный настрой в работе
Специфика работы на уроке
Урок разработан для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, которые в силу своих особенностей пишут крайне медленно. Поэтому все карточки максимально заполнены печатным материалом, учащимся надо будет выполнить ограниченное количество действий. В общеобразовательной школе такие карточки могут и не пригодиться. Но для облегчения проверки и оценивания удобнее все практические работы выполнять не в тетради, а на листочках.
Оборудование
- Материал презентации
- Карточки для самостоятельной работы
- Таблица "Алгоритм. Определяю тип подчинительной связи в словосочетании"
Система оценивания работы на уроке
За каждое самостоятельно и правильно выполненное задание ученик получает баллы, которые в конце урока суммируются и переводятся в оценку по заранее известной учащимся шкале.
- "5" = 11 - 10 баллов
- "4" = 9 - 8 баллов
- "3" = 7 - 6 баллов
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие и готовность к уроку
Проверяем наличие алгоритма, предложенного на предыдущем уроке
II Разминка
Сможете ли вы придумать любое словосочетание по данной модели, так чтобы тип связи в нем был примыкание:
- У::. + у:::
(Для выполнения задания понадобиться вспомнить материал предыдущего урока: какой частью речи должно быть выражено зависимое слово при примыкании)
Вариант ответа: уютно устроиться. (1 балл)
III Работа над материалом урока
Вся работа идет на фоне слайдов презентации. (Приложение 6)
Тема нашего урока (Слайд 1-2) (Приложение 1)Значение многих терминов можно понять, вдумавшись в их строение, ведь все морфемы в русском языке значимые, то есть имеют свое значение. Попробуем. (Слайд 3-4)
Кто сможет догадаться, что будет происходить с зависимым словом при изменении главного? (Слайд 5)
Закрепим теорию, проговорив правило /"При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова, отвечающего на вопрос какой?"/ (Слайд 6)
Практическая работа. (Слайд 7) Изменяем форму главного слова и наблюдаем, что будет происходить с формой зависимого. Учащиеся работают на карточках. (Приложение 2) - 2 балла
Самопроверка. (Слайд 8)
6. Мы убедились, что главное и зависимое слово изменяются вместе. Теперь надо определить, какой частью речи должно быть выражено зависимое слово. Для этого надо вспомнить, на какой вопрос оно должно отвечать. (Слайд 9-10)
7. Работа с учебником. Убедимся, что мы все сделали правильно. Учебник, стр. 32, 1 и 2 абзац правила, прочитайте его про себя, сформулируйте для товарища вопрос по теории.
Вариант ответа:
- Какой частью речи выражено главное слово при согласовании?
- Что происходит с зависимым словом при изменении главного?
8. Практическая работа (Слайд 11-13)
9. Работа с алгоритмом. Убедимся, что этот материал есть в нашем алгоритме. (Приложение 3)
10. Практическая работа (слайд 14) с самопроверкой (слайд 15). Учащиеся работают по карточкам (Приложение 4) - 4 балла
IV Обобщение материала
- С каким типом подчинительной связи мы сегодня познакомились?
- На какой вопрос должно отвечать зависимое слово?
- Что происходит с ним при изменении главного?
Выполним практическую работу (найдем в предложении два словосочетания со связью согласование) (Слайд 16) - 4 балла
V Подведение итогов урока
Какие из использованных образов вам запомнились?
Какое количество баллов вы набрали за урок? (Приложение 5)
VI Запись домашнего задания (повторить теорию, придумать 2 словосочетания со связью согласование, составить с ними предложения) (Слайд 17)
- Приложение 1. Изображение слайдов презентации.
- Приложение 2. Карточки для практической работы.
- Приложение 3. Алгоритм "Определяю тип подчинительной связи"
- Приложение 4. Карточки для практической работы.
- Приложение 5. Песня о веселой лошади.
- Приложение 6. Презентация в PowerPoint