Урок изобразительного искусства по теме "Маска"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

- дать представление об истоках театра;

- рассказать о специфике работы художника в театре – помочь актеру раскрыть содержание спектакля;

- показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске – контрастность, яркую декоративность;

- формировать навыки работы в материале, в конструировании;

- развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы;

- осуществлять межпредметные связи (ИЗО, литература).

Оборудование:

Для учителя: иллюстрации сказок; мультимедийный проектор, афиши, занавес сцены; шаблоны.

Для учащихся: гуашь; кисть; тряпочка; цветная, белая и золотистая бумага; перья, ленты, мишура.

Зрительный ряд: слайды карнавального действия; античные маски народов Востока, Африки и т.д.; рисунки лиц (в виде схем), выражающие эмоциональное состояние, характер персонажа; таблицы с изображением цветов, животных, птиц; детские работы; работы театральных художников. (Маски 1–10)

Литературный ряд: стихотворения А. Л. Барто, З. Александровой, фольклор.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация первичного опыта учащихся.
  3. Постановка темы урока.
  4. Работа учащихся по выбору.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Выставка работ.
  7. Оценивание.
  8. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Надевай скорее маску!
Забегай скорее в сказку!
В нашей сказке,
В нашей сказке
Посреди
Веселой пляски,
Расписной
Волшебный снег
Опускается
На всех!

(Отрывок из стихотворения "Новогодний карнавал", автор Ю. Кушак)

2. Актуализация первичного опыта учащихся.

Учитель. Новогодний праздник красив своей необычностью. С ним связывают свои мечты и надежды и взрослые и дети.

Вспомните и назовите: Каковы главные признаки новогоднего праздника? Над чем приходится потрудиться художникам, чтобы новогодний карнавал состоялся?

Верно: все, чем нам дорог этот праздник - плоды творчества художников-дизайнеров, которые придумывают все новые и новые игрушки, гирлянды. Это художники-модельеры, которые создают эскизы костюмов для карнавала. Это художники-конструкторы, превращающие эскизы в реальные вещи.

Выступление учащихся:

Литературное слово.

ДЕД МОРОЗ

Шёл по лесу Дед Мороз
Мимо клёнов и берёз.
Мимо просек, мимо пней.
Шел по лесу много дней.
На полянках тишина,
Светит полная луна!
Все деревья в серебре.
Звёзды пляшут на горе,
На пруду сверкает лед,
Наступает Новый год.

3. Александрова

В ЗАЩИТУ ДЕДА МОРОЗА

Мой брат (меня он перерос)
Доводит всех до слёз.
Он мне сказал, что Дед Мороз -
Совсем не Дед Мороз!
Он мне сказал: - В него не верь!
Но тут сама открылась дверь,
И вдруг я вижу - входит дед.
Он с бородой, в тулуп одет,
В тулуп до самых пят!
Он говорит: - А ёлка где?
А дети разве спят?
С большим серебряным мешком
Стоит, осыпанный снежком,
В пушистой шапке дед.
А старший брат твердит тайком:
- Да это наш сосед!
Как ты не видишь: нос похож!
И руки, и спина! -
Я отвечаю: - Ну и что ж!
А ты на бабушку похож,
Но ты, же не она!

А. Барто

Колядки:

Ангел с неба к нам спустился,
И сказал: - Христос родился.
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить!
С Рождеством Христовым!
Открывайте сундучки! Доставайте пятачки!

Учитель: В народе говорят: “Не все, то радует, что покупается” и “Своего дела чужим не заменишь”.

- Поясните пословицы.

3. Постановка темы урока.

- Сегодня на уроке мы совершим небольшую прогулку - побываем в театре.

- Давайте вспомним, как надо одеваться для похода в театр? (Ответы детей)

- Итак, мы у театра.

- Войдем в театр. Как нужно себя вести? (Ответы детей)

- Давайте рассмотрим убранство театра. Просторное фойе, мраморные лестницы - красиво.

- Как вы думаете, кто устроил так, чтобы нам было уютно в театре?

- Да, верно, это работа художника-оформителя.

- А теперь пройдем в зрительный зал. Занавес пока опущен, и мы можем его рассмотреть.

- Что же вы видите? (Ответы детей)

- Наконец начинается представление. Перед нами сцена — великолепные декорации, актеры в замечательных костюмах. Кто же оформил сцену, сделал костюмы? Верно, постарался художник-декоратор.

- Давайте вглядимся в лица актеров. Узнаете ли вы кого-нибудь из тех, кто был на фотографиях в фойе? На сцене Иван-царевич, сестрица-Аленушка, Баба Яга... Но ведь это обыкновенные люди. Как же актеры превратились в сказочных героев?

Да, им помог художник - гример.

- О человеке, профессия которого художник-гример, мы поговорим подробнее. В чем заключается его работа? (Ответы детей)

- Как вы думаете, что помогает художнику - гримеру из молодого сделать старика, из красавца - обезображенного? (Ответы детей)

- Любая задумка художника должна начинаться с эскиза - с предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное, “черновик” художника.

4. Работа учащихся по выбору.

Попробуйте придумать эскизы карнавальных масок для себя и своих друзей. Но сначала рассмотрите, как это делают художники.

- В каком облике может предстать участник карнавала?

- Костюм может передавать облик исторического героя. Он может превратить человека в персонажа былины или сказки. А еще с помощью карнавального костюма можно вдруг, как в сказке, преобразиться в цветок, птицу или необычные предметы.

- Вот и мы с вами сегодня попробуем себя в роли художника - гримера. Из простого лица вам предстоит сделать маску сказочного героя.

- С чего же начать?

Последовательность работы:

1) Расположение альбомного листа.

2) Наметить размеры будущей маски.

3) Придумать героя, выделить характерные признаки, можно их даже усилить.

4) Прорисовать детали простым карандашом, усиливая линию контура.

5) Проработка деталей.

6) Выполнить работу в цвете.

7) Проработать мелкие детали мелкой кисточкой, фломастерами

8) Дать название рисунку.

5. Самостоятельная работа учащихся. (Маска)

Задание: конструирование выразительных острохарактерных масок.

Маска 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

6. Выставка работ.

Экспресс-выставка работ.

- Какой “гример” лучше выполнил свою работу? Чей герой выглядит, как настоящий?

- А у кого, что не получилось?

7. Оценивание работ.

Требования к работам:

- соблюдение пропорций;

- работа над мелкими деталями;

- общая завершенность, выразительность;

- цветовое решение;

- аккуратное исполнение.

8. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Где работает художник-гример?

- Какие театры есть в Уфе? В каких из них вы бывали?

Домашнее задание: сделать другие варианты масок.