Цели:
- дать представление о Бородинской битве – решающем сражении Отечественной войны, нанесшем смертельную рану армии захватчиков;
- выяснить в чем заключался ее народный характер;
- воспитывать у детей чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
- развивать навыки работы с картой, умение объяснять понятия, сравнивать.
Оборудование:
- карта Отечественной войны 1812 года;
- схема Бородинского сражения;
- индивидуальные учебники.
Новые термины и даты:
- 26 августа 1812 г. – Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение.
Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят наизусть отрывки из поэмы “Бородино” М.Ю. Лермонтова.
План урока:
- Активизация урока;
- Изучение нового материала: “Вторжение Наполеона в Россию”;
- Бородинское сражение;
- совет в Филях и оставление Москвы;
- партизанская война;
- гибель “Великой армии”.
- Итог урока.
Ход урока
Детям предлагается педтехника “Ладошка к ладошке” (эмоциональный настрой на уроке).
1. Активизация урока
Учитель: Ребята, вы читаете книги, смотрите фильмы о войне, скажите, что вы понимаете под словом “война”, что это такое?
(Ответы детей.)
– Сегодня тема нашего урока: “Гроза 1812 года”. А что значит “гроза”?
(Ответы детей.)
– Любая война – это бедствие для народа,
поскольку ведет к большой гибели людей, к
большому количеству сирот, вдов, к разорению сел,
городов.
Ни один раз отстаивала наша Родина свою
независимость и всегда на борьбу с врагом
поднимался народ.
А кто руководил народом во время сражений?
(Ответы детей: полководцы.)
Учитель: Я предлагаю разгадать Вам кроссворд “Русские полководцы”.
1. Полководец, командовавший русскими войсками в Полтавской битве (1709 г.).
3. Великий русский полководец, говоривший “Тяжело в учении, легко в бою”, “Дисциплина – мать победы”.
4. Почетное прозвище полководца Древней Руси, разбившего войско Мамая на Куликовом поле (1380 г.)
2. Изучение нового материала
Учитель: А на два оставшихся вопроса,
мы ответим, выучив новую тему.
И так, сегодня на уроке мы будем говорить о
Бородинском сражении, познакомимся с некоторыми
героями Отечественной войны и ответим на вопрос:
“Каково значение Бородинской битвы”?
“Почему война 18112 года называется
Отечественной”?
Учитель: Жил во Франции император Наполеон I. Он был опытным полководцем, и его армия была самой сильной в мире. Он завоевал очень много стран.
Посмотрите на карту и скажите, какие страны
завоевал Наполеон?
А какие не завоевал (Англию и Россию)?
Что оберегало Англию от французской армии? (Ее
расположение, отделял пролив Ла-Манш).
Но Наполеон хотел всемирного господства.
И вот, в июне 1812 года без объявления войны огромная полумиллионная армия Наполеона напала на Россию.
В начале войны Наполеон сказал (найдите его высказывание в учебнике 2-й абзац стр. 80).
Ученик: “Если я возьму Киев – я схвачу Россию за ноги, если Петербург – за голову, если же я войду в Москву – поражу Россию в самое сердце”.
Учитель: Наполеон был уверен в своей победе, он даже взял свою статую, чтобы поставить в Москве. (На доске висит фотография статуи).
Русскую армию возглавил опытный полководец Михаил Илларионович Кутузов. Именно Кутузов выбрал для генерального сражения Бородинское поле, так как оно было очень большое, на нем могло расположиться большое количество войск.
(Работа с картой Бородинского сражения.)
Кутузов расположил войска так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву. Центр русских войск защищала курганная батарея под командованием генерала Раевского.
Левый фланг защищали войска прославленного героя 1812 года Петра Ивановича Багратиона.
Правый фланг защищали войска Барклая-де-Толли.
На Бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии: 120 тысяч русских и 140 тысяч французских солдат.
Утро 7 сентября. С восходом солнца прозвучали первые выстрелы. Ударили более ста французских орудий, с русской стороны ответили.
Бородинская битва началась.
Ученик (читает): “Сквозь дым летучий, французы двинулись как тучи”.
Учитель: Что же происходило на Бородинском поле?
(Ученики читают 2-й абзац стр. 81 учебника.)
Учитель: главный удар французы направили на левый фланг, где стояла армия Багратиона. Французы направили туда 4 тысячи орудий, 45 тысяч штыков. Но Багратион разгадал замысел врага. 7 раз ходили в атаку французские войска, но русские стояли насмерть.
(Дети читают выдержку из учебника: “Сражение длилось весь день от восхода до заката. Наполеон стремился разбить нашу армию на части и уничтожить, но русские стойко держались, отбивая все атаки”. стр. 81).
Ученик (читает):
“Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой”.
Учитель: Прочитайте, что сказал Наполеон об этой битве.
(Дети читают на стр. 82 “Французы сражались так, как сражаются победители, но русские доказали свое право быть непобежденными”).
Учитель: За 15 часов сражения линия обороны русских была не прорвана, и русская армия и французская остались на своих позициях. К ночи бой стих.
“Все смерклось. Были все готовы
Заутро бой затеять новый
И до конца стоять”.
Учитель: Какие качества проявили русские солдаты в этой битве?
(Ответы детей.)
– Какое же значение имело Бородинское сражение?
(Ответы детей: Бородинское сражение нанесло мощный удар по главным силам противника и тем самым приостановило его наступление на Москву.)
– Генерал Ермолов писал: “Французская армия расшиблась о русскую армию”.
Учитель: в этом сражении погибло 44 тысячи русских солдат и 50 тысяч французских солдат. Бородинское сражение закончилось. “Недаром помнит вся Россия про день Бородина”.
3. Физкультминутка
4. Перед русским командованием встал вопрос: Что делать дальше?
13 сентября в деревне Фили собирается военный совет. Большинство генералов считает – лучше умереть, чем сдать древнюю столицу. Выслушав генералов, Кутузов принимает решение – отступать. Он сказал: “С потерей Москвы, еще не потеряна Россия.”. Он отдает приказ, оставить Москву без боя, чтобы сохранить армию.
“...сие есть военный маневр”, – сказал Кутузов.
Учитель: Ребята, как вы думаете, для чего нужно сохранить армию?
(Ответы детей) (Подготовиться к последующим битвам).
Под печальный звон колоколов русская армия
покидает Москву, и вместе с войсками уходят люди.
Наполеон гордо стоял на Поклонной горе и
любовался златоглавой Москвой.
“Вот она, азиатская столица, сказочный город. Он
у моих ног. Это не сон”, – воскликнул император.
Он ждал, что москвичи принесут ему ключи от
города, как это делали в других странах.
Пушкин писал: “Нет не пошла Москва моя к нему с
повинной головой...”.
Не знал тогда завоеватель, что гордая и
непокорная Москва станет закатом его славы и
побед.
14 сентября в Москву входят французские войска,
офицеры занимают роскошные дворцы, а солдаты
грабят дома, грузят на повозки картины,
скульптуры. Наполеон располагается в Кремле. В
ночь на 17 сентября Москва запылала. Пожар
продолжался 6 дней. Из 30 тысяч домов осталось 5
тысяч.
Для завоевателей, посягнувших на нашу Родину,
настало время расплаты. С врагом на борьбу
поднялся народ.
(Дети читают отрывок на стр. 82.)
Учитель: Французы жаловались, что русские воюют “неправильно”: неожиданно нападают на обозы с продовольствием, забирают оружие, и скрываются в лесах. Не прошло и месяца, как французская армия покинула Москву.
Наполеона одолевали мрачные мысли: “Что дальше?”
Оставался один выход: заключить мир. Он предлагал Кутузову трижды начать переговоры, но Кутузов отвечал отказом. Он писал: “Я буду проклят потомством, если меня сочтут зачинщиком какого-либо соглашения. Таковы в настоящий момент чувства моего народа”.
Выхода нет, и Наполеон бежит и оставляет свои войска. Так пронеслась над Россией гроза 1812 года.
“Чем страшна была эта гроза для нашего Отечества?”
(Ответы детей).
Учитель: возвращаемся к кроссворду.
“Назовите главнокомандующего русскими
войсками в войне 1812 года?”
“С каким генералом, героем Бородинского
сражения, мы познакомились?”
Учитель: Ребята, войну 1812 года называют Отечественной, почему?
В честь победы над французами и в память о погибших русских солдатах в Москве был воздвигнут Храм Хреста Спасителя.
Учитель: Была ли еще Отечественная война в России?
И Наполеон, и Гитлер верили, что их войны в России закончатся быстро и успешно, но они не знали... Как Вы думаете, чего?
Гордится славою своих предков не только можно, но и нужно.
5. Итог урока
Учитель: Мы сегодня с Вами говорили о войне 1812 года. Чтобы Вы хотели сказать?
Дети отвечают на вопросы по карточкам по желанию:
Самым интересным на занятии для меня было...
Теперь бы я хотел еще узнать...
Мне понравилось...
Мне не понравилось...
Я считаю полезным...
Я был бы рад...
Я хотел бы Вам сказать...
Я буду вспоминать о...
Я был бы рад, если бы...
6. Домашнее задание
Тема № 16. Ответы на вопросы.