Цель:
- обобщить правила сложения рациональных чисел в форме обзора творческих работ учащихся,
- развитие творческих способностей учащихся.
Ход урока
Сегодня на уроке мы должны обобщить правила сложения рациональных чисел в форме обзора ваших творческих работ. В ходе изучения темы вы готовили иллюстрированные задачи, писали стихи и сказки, рисовали портрет отрицательного числа с его секретами, даже некоторые выпустили книжки об отрицательных числах. В конце урока будет проведена самостоятельная работа по карточкам, составленная вами же.
Итак, для начала пройдемся по вашим сказкам. Я взяла выдержки из многих ваших работ, и вот что получилось.
Однажды жили-были натуральные числа. Они жили мирно и не ссорились, пока однажды не ослушались старших и не вышли за пределы государства. Начало отсчета. Попали они в новую страну и заблудились.
Вопрос: Давайте подскажем, где они оказались? Что это за страна? (Рациональные числа.)
– Скажите, как теперь разобраться положительным и отрицательным числам, кто где живет?
Отрицательные числа воображали себя красивее положительных и всегда ссорились с ними. Но как– то положительные числа догадались, что их противники не могут даже измерить расстояние между домами. Пришлось им объединяться. И стал извечный вопрос: кто главнее? Встали они парами и разбились на несколько групп.
Вопрос: Какие случаи сложения могут при этом возникнуть?
7 + 3 7 + (-3) |
-7 + 3 -7 + (-3) |
_+ 5 = 9 _+ (-5) = -9 |
_+ 3 = -8 _+ (-3) = -8 |
Подберите примеры к каждому правилу: | |||
+ = -8 | - + = -8 | + (-) = -8 | - + (-) = -8 |
Вопрос: Как еще можно сложить рациональные числа?
Что такое координатная прямая?
Что мы знаем о векторах? (Виды векторов.)
Чему равна сумма двух векторов?
→ ОА = 5 → АВ = 4 → ОВ = ? |
→ ОА = -3 → АВ = 4 → ОВ = ? |
→ ОА = ? → АВ = -2 → ОВ = -5 |
→ ОА = 5 → АВ = ? → ОВ = -3 |
Вы сочинили много стихотворений о правилах сложения рациональных чисел. Мы их отредактировали и вот что из этого получилось.
Числа отрицательные, новые для нас
Лишь совсем недавно изучил наш класс
Сразу же прибавилось всем теперь мороки –
Учат-учат правила дети все уроки.
Если уж захочется очень вам сложить
Числа отрицательные, нечего тужить:
Надо сумму модулей быстренько узнать,
К ней потом знак “минус” взять и приписать.
Если числа с разными знаками дадут,
Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут.
Больший модуль быстро очень выбираем
Из него мы меньший модуль вычитаем.
Самое же главное – знак не позабыть:
– Вы какой поставите? – мы хотим спросить.
Вам секрет откроем, проще дела нет,
Знак, где модуль больше, запиши в ответ.
Вопрос:
В каком случае модули складываются?
В каком случае модули вычитаются?
К какому случаю отнести сложение противоположных чисел?
Почему в последнем случае ответ получается без знака?
Воспользовавшись правилами, найдите правило, по которому составлена таблица:
2 | -3 | 4 | -12 |
-5 | 3 | -2 | -8 |
-7 | 6 | -5 | 4 |
Теперь найдите правило составления и найдите ошибку.
Следующий этап работы – самостоятельная работа. Все ответы зашифрованы, вам нужно подобрать ключ к следующему заданию.
-5,6+(-2,4) -1,75+(-8,25) +ڤ− = -ڤ – + = -1 + = + (-0,5) = -1 |
5-т -0,5-и - в
-1- р - а
|
Вопрос: Скажите, какое правило здесь применялось?
Сказка наша продолжается. Разобрались числа, как им объединяться, кто в какой ситуации главнее, но спор не утихает, кто старше.
Вопрос: Какие мы знаем правила сравнения?
число | >-3 | <7 | >0 | <0 |
положительное | ||||
отрицательное |
В ходе подготовки к уроку много было составлено иллюстрированных задач. Одну из них в форме стихотворения мы решим. Я буду читать, а вы составьте пример.
Прошу подумать в тишине,
Учтите, случай редкий.
Сидела белка на сосне
На самой средней ветке.
Потом вскочила вверх на 5,
Потом скатилась на 7.
Затем проворно белка вновь
Вскочила на четыре,
Потом еще на девять
И уселась на вершине.
Сидит и смотрит с высоты,
А ты скорей ответ скажи.
Приступим к следующему заданию:
-0,14 + 0,14 + = 4 + (-1) + = 0 1,68 + (-1,4)
|
д
у м а й |
-а -0,28 – й 0,1 – к 0-д - у - м
|
Вопрос: Какое правило здесь используется?
- Самостоятельная работа по карточкам
- Обмен кроссвордов
- Расставить в порядке возрастания:
-8,4; 0,5; -4; 3,12; -6; 0. Найти их сумму.
Домашнее задание: Вставить в таблицу любые числа, чтобы по вертикали и горизонтали получилось 0.
-3 | 5 | |
7 | ||
3 |