Цели урока:
- показать особенности модернистских литературных направлений;
- воссоздать колорит эпохи Серебряного века в личностях поэтов и их творчестве.
Задачи:
- Обучающая: систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках.; учить оценивать ответ одноклассников, используя убедительные доказательства.
- Развивающая: развивать речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность, пополняя лексикон новыми терминами; совершенствовать монологическую и диалогическую речь, навыки выразительного чтения.
- Воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, интерес к урокам литературы через коллективную деятельность и применение передовых технологий в учебном процессе.
Предварительная подготовка: разделиться на группы, распределить обязанности между участниками, создать мультимедийную презентацию.
Оборудование: мультимедийная презентация «Серебряный век»; диск П.И. Чайковского «Концерт № 1 для фортепьяно с оркестром»; выставка книг: А. Блок, Н.Гумилев, А.Ахматова, В. Брюсов, К. Бальмонт, В. Маяковский, И. Северянин; оценочные бланки.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Учитель сообщает тему и цели урока.
Эпиграфом к уроку стал отрывок из поэмы А.
Ахматовой «Поэма без героя».
Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку
стали именно эти строки?
Размышления учащихся.
Термин «Серебряный век» появился в начале 30-х
годов в статье поэта и критика русского
зарубежья Н. Оцупа, который обыграл строчки
поэтессы из «Поэмы без героя».
На перевале времен, когда век девятнадцатый
сменялся новым веком, и предчувствие великого
слова ощущалось буквально во всем, русская
культура неожиданно и мощно расцвела. Этот
короткий, но поразительный по насыщенности
художественными достижениями и их мировому
резонансу отрезок эпохи – с начала 1880-х до
середины 1910-х годов – принято называть
Серебряным веком.Это звучное имя родилось по
аналогии с популярным тогда определением
“Золотой век” русской литературы. “Мятежный”,
”бредивший красотой”, Серебряный век объединил
самых разных поэтов, художников, артистов,
музыкантов, философов в попытке найти некий
новый стиль творчества и жизни.
Для начала 20 века характерно многообразие
литературных направлений. Наиболее известны
среди модернистских течений символизм, акмеизм,
футуризм.
Начало 20 века, мы на литературном вечере…
II. Выступление групп учащихся
Каждая группа обобщает и систематизирует
материал о модернистском литературном
направлении, показывая его отличительные
особенности и своеобразие поэзии. Выступления
сопровождаются показом мультимедийной
презентации, она используется для того, чтобы
учащиеся смогли на большом экране наглядно
продемонстрировать дополнительные материалы к
своему сообщению.
2-3 ученика читают выразительно наизусть
стихотворения, делая его краткий анализ (тема,
идея, основные образы, символы, особенности
литературного направления, отразившиеся в
стихотворении).
1. Символизм
Выступление докладчика
Первым по времени возникновения и самым
значительным из литературных течений
Серебряного века был символизм. Символизм – это
литературное направление, считавшее целью
искусства интуитивное постижение мира через
символы
Цель символизма – «рядом сопоставленных образов
как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем
ответное чувство» (В. Брюсов).
Его история начинается с двух литературных
кружков, возникших почти одновременно в Москве и
Петербурге. В петербургскую группу входили
Д.Мережковский, З.Гиппиус, Н.Минский, соединившие
поиски новых путей в искусстве с идеей
“религиозной общественности”. В отличие от
них московские символисты – В.Брюсов,
К.Бальмонт, сосредоточились на вопросах поэтике,
самоценности искусства. Русский символизм
всегда хотел быть не только искусством или
мировоззрением, но и жизнетворчеством –
программой жизни по законам Красоты.
Представители символизма: Д.Мережковский,
З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Белый, А.Блок
и др.
Чтение стихотворений под музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский «Концерт № 1 …»). Краткий анализ стихотворений.
В. Брюсов «Юному поэту», «Сонет к форме»; К. Бальмонт «Безглагольность».
2. Акмеизм
Выступление докладчика
Название группы образовано от греческого «acme»
– высшая точка, пора расцвета. Акмеизм -
модернистское течение, провозгласившее
предметно-чувственное восприятие мира, возврат
слову его изначального, несимволического
значения.
Символистскому слову, устремленному в
запредельное, акмеисты противопоставили слово,
рисующее мир в его разнообразных, конкретных
проявлениях, а человека – не бесплотной духовной
абстракцией, а жизнелюбивым современником.
Сергей Городецкий определил это движение так:
“Опять назвать имена мира и тем вызвать всю
тварь из влажного сумрака в прозрачный воздух”.
«У акмеистов роза опять стала хороша сама по
себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не
своими мыслимыми подобиями и мистической
любовью или еще чем-нибудь» (С. Городецкий).
Чтение стихотворений под музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский «Концерт № 1 …»). Краткий анализ стихотворений
Н.Гумилев «Шестое чувство», А. Ахматова «Сжала руки под темной вуалью…», «Творчество».
3.Футуризм
Выступление докладчика
В начале 1910-х годов возникло направление, резко
отрицавшее эстетические концепции и поэтическую
систему символизма. Футуризм - литературное
течение, отрицавшее художественное и
нравственное наследие, призывавшее к разрушению
форм и условностей искусства ради его слияния с
жизнью.
Оно представлено, прежде всего, группой
кубофутористов. В нее входили братья Давид и
Николай Бурлюки, Елена Гуро, Владимир Хлебников,
Василий Каменский, Владимир Маяковский. «Новые
пути литературы они связывали с экспериментами в
области словотворчества». «Только мы – лицо
нашего времени. Прошлое тесно. Сбросим Пушкина,
Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода
современности» («Пощечина общественному вкусу»).
Первым совместным выступлением в печати стал
поэтический сборник «Садок судей».
Кубофутуристы уделяли особое внимание
коллективным манифестам и сборникам, выставкам
левого искусства.
Чтение стихотворений, краткий анализ.
И. Северянин «Кензель», В. Хлебников «Бобэоби пелись губы».
III. Дискуссия
Во время выступления представители
противоположных литературных направлений
формулируют вопросы с целью проверки знаний по
изученной теме. Вопросы задают каждой группе.
Ответы оценивают, результаты заносят в
оценочные листы.
Например:
1. Основные принципы поэтики символизма?
2. Где зародилось литературное направление
акмеизм?
3. Почему Маяковский и Хлебников не приняли
первую мировую войну?
4. Как назывался первый футуристический сборник?
5. Что общего у символизма и акмеизма?
6. Чье творчество повлияло на литературные
взгляды К.Бальмонта?
IV. Заключительное слово учителя
Совместно с учениками делается вывод о роли и
значении Серебряного века в истории и теории
русской литературы.
Серебряный век сформировал высокую культуру
стиха и научил поэтов пользоваться не только
новыми рифмами, формами и звуками, но и с
уверенностью использовать старые, классические
формы поэзии.
V. Подведение итогов
Подсчет баллов по оценочным листам. Сообщение результатов. Оценивание.