Тема: С. Погореловский. «Апрельский дождь». Знакомство с обычаями русского народа. Пасха – главный христианский праздник.
Цели:
1) формировать представление о народной русской культуре, показать ее национальное своеобразие; познакомить с главным христианским праздником – Пасхой;
2) развивать речь учащихся, обогащая её новыми словами: пасха, куличи; благовест;
3) воспитывать уважение к Родине, причастности к родным истокам.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня наша встреча посвящена русскому народному празднику - Пасхе!
II. Знакомство с новым материалом
1. Вступительная часть
(Стук в дверь, входит девочка Весна.)
Учитель: Кто ты?
Весна-красна:
Я — Весна-красна,
Пришла к вам
С солнышком ясным,
С зеленой травой,
С талой водой,
С песнями да с плясками.
Учитель: Добро пожаловать, заходи к нам, дорогая гостья!
Весна-красна: Спасибо! Принесла я вам лукошко, полное яичек, подарков к Пасхе.
Учитель: Оставайся с нами, Весна-красна! Послушай вместе с нами о светлом празднике – Пасхе.
2. Рассказ учителя о Пасхе
- Пасха - это главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Этот праздник богат обрядами и обычаями. Его отмечают на Руси уже тысячу лет. Пасха - это праздник победы жизни над смертью, торжество весны, солнца, тепла над зимним холодом. Это праздник, когда добро побеждает зло.
К Пасхе с давних пор готовят особую еду: куличи, творожные пасхи, крашеные яйца. Вот какие красивые расписные яйца было принято дарить в этот праздник. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.
Пасхальные яйца считались чудесными, волшебными, ведь из яйца получается новая жизнь.
Расписывают и настоящие, и деревянные яйца. Каждое на свой лад. Делают это мастера. Еще на Руси расписывали пасхальные яйца из золота и драгоценных камней. (Показ иллюстраций.) Это были настоящие произведения искусства. Их дарили царской семье, а сейчас они хранятся в музеях. Вот это красивое белое яйцо с голубыми узорами — фарфоровое. Его сделали мастера из города Гжель.
На некоторых яйцах мы увидели картинки. Назовите, какие? (Домики, петушки, церкви…)
А другие яйца расписаны узорами, которые пришли к нам из далекой древности, когда люди не знали букв и не умели писать. С помощью узоров они передавали свои мысли. Самый главный элемент узоров - это изображение солнца, которое почти всегда рисовали на верхушке яйца. Почему?
Догадайтесь, какими знаками изображали солнце?
Что означает этот знак? (Воду.)
Без воды не будет жизни. Весной к нам возвращаются птицы. Как бы вы их изобразили в узоре?
По народным поверьям пожар потухнет, если бросить в него освященное яйцо.
3. Проверка индивидуального задания
В этот же день в церкви звонили в колокола по-особому торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест. (Звучит запись колокольного звона.)
А сейчас послушайте стихотворение С. Есенина, которое было написано под впечатлением колокольного звона. Оно так и называется «Пасхальный благовест».
Ученик выразительно читает стихотворение, которое было индивидуально задано в предварительной подготовке.
Колокол дремавший
Разбудил поля.
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
4. Физминутка
- Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние хороводы. И сейчас девочки исполнят нам хоровод с вербами.
(Учащиеся выполняют движения руками.)
Уже распались куколки,
Их бабочки прожгли.
Пушистые пуховочки
На вербах расцвели.
Пред вербным воскресением,
Всех тех, кто молодой,
Обрызгали водой.
Водою обливали их:
Пусть свежей будет грудь.
И вербой ударяли их:
Как верба нежна будь.
Втыкали вербу малую
За образа, в углах,
Чтоб силой смертно-алою
Не встал пожар в домах.
Свети нам, радость здешняя,
Цветы, земля, вода.
Цвети нам верба вешняя,
Цвети с весной всегда.
(К. Бальмонт, «Праздник вербы»)
5. Знакомство со стихотворением «Апрельский дождь», С. Погореловского
- А сейчас мы познакомимся со стихотворением о весне, которое называется «Апрельский дождь», С. Погореловского.
(Учитель читает стихотворение.)
- О чем это стихотворение? Прочитайте его плавно.
6. Плавное чтение стихотворения учащимися
- Зачем нужен земле дождик?
III. Итог
- С каким праздником русского народа познакомились?
- Что означают слова: куличи, благовест?
- Что дарили друг другу на Пасху русские люди?
IV. Домашнее задание
Читать выразительно стихотворение «Апрельский дождь», С. Погореловского.