Урок-мастерская по русскому языку по теме "Однокоренные слова" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Триединая цель:

  • через развитие умения рассуждать и делать выводы, рассмотреть понятия “родственные слова” и “корень слова”;
  • развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе работы с однокоренными словами;
  • воспитывать умение работать в кол-ве: дружно, слаженно, выслушивая мнение другого, умение договариваться.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Отбор содержания, форм и методов обучения производился в соответствии с целью урока.

Методы: словесный, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

Приемы: рассуждение

Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент

Настрой учащихся на работу. (Приложение 1)

– Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская. (слайд 1)

– Как вы понимаете, что такое мастерская? Кто в ней работает?

– Давайте обратимся к “Толковому словарю” Дмитрия Николаевича Ушакова. (слайд 2)

Слово МАСТЕРСКАЯ имеет следующие значения:

1) помещение, приспособленное для какого-нибудь специального производства;
2) предприятие большого заводского или фабричного производства, часть цеха.

– Ребята, а как вы думаете, в первом или во втором значении мы будем употреблять наше слово Мастерская?

2. Знакомство с многозначностью слова “КОРЕНЬ”

– В нашей мастерской русского языка мы будем с вами САМИ ДОБЫВАТЬ знания по русскому языку.

И работать мы в ней будем сегодня со словом КОРЕНЬ. Как вы думаете какое значение имеет это слово? (корень дерева, корень зуба, корень слова…). Значит это слово какое? (многозначное) (слайд 3)

– А как вы думаете, с каким корнем мы будем работать на уроке русского языка?

– Конечно, с КОРНЕМ СЛОВА.

III. Проблемная ситуация

1. Работа с отрывком из сказки (слайд 4)

Учитель: Жил-был медовый пряник. Он был круглый, блестящий и ароматный, и решил он по белу свету побродить, родственников своих поискать. Ведь он знал, что слова на Земле живут семьями. Долго ли, коротко ли он шел и встретил медную монетку. Она тоже была кругленька и блестящая.
Медовый пряник улыбнулся монетке и сказал:
– Привет! Как мы с тобой похожи! Значит, мы родственники!
– Хоть мы с тобой и похожи, но родственниками не являемся!, – отвечает медная монетка.

Учитель: Ребята, как вы думаете, медная монетка и медовый пряник родственники или нет? Докажите.

(Дети определяют правильно, что эти слова не являются родственниками.)

2. Подбирают самостоятельно слова, от которых они образованы: медная – медь, медовый – мед.

3. Объяснение значения “медная” (сделанная из меди) и медовый (сделанный из меда).

– Сколько получилось групп? (2)
– В первую группу входят какие слова? А во вторую?
– Почему слова каждой группы можно назвать родственными? (общее значение)

4. Выделить общую часть в каждой группе слов. (мед-)

– Общая часть и в первой, и во второй группе одинаковый. Значит, мы неправильно предположили, что эти слова не родственники?

(Дети формулируют два условия, при которых слова являются родственными или однокоренными: общая часть(корень) и общее значение.)

Давайте послушаем продолжение диалога наших героев.

– Почему мы не родственники?! Ведь у нас есть общая часть- корень!- возмутился пряник.
– Совершенно верно, если хочешь понять слово, – смотри в корень!

Бывает так, что внешне слова похожи, а смысл у них совсем разный.
Так что никакие мы не родственники.
Мало ли кто на кого похож!!!

5. Заполнить памятку “Родственные слова” (слайд 5)

– Ребята, давайте составим сейчас памятку, с помощью которой вы сможете определить родственные слова перед вами или нет. (Приложение 2)

Дети делают вывод, что родственные слова – это слова, которые имеют общую часть, которая называется корень) и общее (близкое по смыслу) значение . И только когда эти два условия совпадают, то слова называют родственными или однокоренными.

– Значит давайте сделаем вывод, что такое корень? (слайд 6)

IV. Первичное закрепление.

Работа в группе. (слайд 6)

Корень слова –
Значимая часть,
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.

– Ребята, как вы думаете, какое задание нас ожидает?
Составьте и запишите как можно больше слов с корнем того слова, который предложат вашей группе.

1-я группа. Снег (слайд 8)
2-я группа. Гриб (слайд 9)
3-я группа. Дом (слайд 10)
4-я группа. Сад (слайд 11)

– Обсудите, что у вас получилось в группе. Сумейте доказать, обосновать ваш выбор. Запишите ваши варианты.

Представитель от группы у доски проверяет и доказывает свой выбор.

(Доказывая выбор слов, ученики всех групп опираются на два условия, при которых слова являются однокоренными: общая часть(корень) и общее значение. Верно исключают слова, имеющие другое значение или другой корень.)

V. Зарядка для глаз

(слайды 12–17)

VI. Коллективная работа в группе

(слайд 18)

1. Распределить слова на две группы. Выдели корень.

ГОРА горит

Горка
Горение
Горный
Горелка
Горняк
Загорелся
Гористый

Сделайте вывод, почему слова с одним и тем же корнем мы разделили на две группы?

2. Игра-тест “Четвертый лишний” Обоснуй ответ.

  1. Носильщик, носатый, нос, носишко (слайд 19)
  2. Печурка, печатать, печка, печник (слайд 20)
  3. Завесить, обвесить, веселый, довесок (слайд 21)
  4. Лисица, лисьи, лисенок, листик (слайд 22)

VII. Подведение итогов

(слайд 23)

Домашнее задание

(слайд 24)

1.

– Какие слова мы называем родственными?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Как по-другому называются родственные слова?
– Где нам могут пригодиться знания об однокоренных словах?

1) Для умения точно и образно выражать свои мысли;
2) Для умения правильно писать безударные гласные в корне слова.

Ведь для проверки безударной гласной в корне слова надо подобрать родственные слова, в которых безударная станет ударной.

2. Подобрать однокоренные слова к слову мастерская. Составить предложения с этими словами.

VIII. Рефлексия

– Кому было трудно?
– Кому было интересно?
– Кто научился выделять корень и ни разу не ошибся?
– За что ты можешь себя похвалить? (Помогал товарищу!)
– Пригодятся ли вам эти знания?
– Всем спасибо за работу.