Обоснование выбора темы проекта создания экологической газеты “ЭкоДом” |
Главный постулат устойчивого
развития страны – гармонизация взаимоотношений
человека с окружающей средой. Это возможно, когда
экологические проблемы становятся
личностно-значимыми. Важным направлением этой
работы является развитие экологической
культуры. Экологическая культура – это целостное свойство личности, которое обуславливает ее мировоззрение, нравственные качества, ориентацию, социальную позицию, деятельность, направленную на неразрывную связь человека с настоящим и будущим природы. Экологическая культура определяется как сложное системное образование личности, включающее не только знания и взгляды, но и оценки, убеждения. Высоко развитая личность способна действовать в сложных ситуациях по собственному убеждению и принимать на себя всю ответственность за последствия. Процесс формирования ценностных ориентаций включают три компонента: Знания – система знаний, законов, оценок, норм поведения, ценностей, усвоенных личностью на уровне экологических убеждений. Мотивации – используемые для способа ориентировки мотивации, личностный смысл. Используемые операции – обобщенные приемы познавательной деятельности, которые включают приемы анализа и оценки экологической ситуации, а также выбор способов экологически оправданного поведения. Они взаимосвязаны. Экологическая культура выступает высшей формой мотивационной нравственности, способствуя применению экологических знаний в личном способе социоэкологической ориентировки. При этом важную роль играет эмоциональная сфера. Экологически нравственно-ценностные принципы и нормы усваиваются, если они переживаются как личностно-значимые. Большое значение имеет практический опыт общения с природой, в том числе учебные исследования региональных экологических проблем. При этом развивается воображение, наблюдательность, а приемы нерационального природопользования вызывают внутренний протест, желание и готовность охранять окружающую среду. Когда знания проходят через сферу чувств и переживаний человека, в ходе размышлений, анализа, сопоставлений с собственным опытом, они перерастают в убеждения. У человека вырабатывается свое отношение к происходящим явлениям, уверенность в необходимости улучшения окружающей природной среды. Возникает внутренняя потребность действовать в соответствии с имеющимися научными знаниями, умениями и навыками, а также готовность воплотить свои рекомендации в реальные дела по решению региональных экологических проблем. В ходе организации экологических экскурсий и практического общения с природой, выполнения конкретных работ по изучению состояния окружающей среды и его улучшению, а также знакомства с примерами рационального природопользования, человек приобретает опыт этического и эстетического отношения к природе. Формируется рачительное отношение к природным ресурсам, а также понимание необходимости выработки разумных потребностей. Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. |
Педагогические задачи |
|
Технология, формы и методы работы над газетой | Наблюдение – метод познания и
исследования, который использую при изучении
внешних проявлений поведения ученика без
вмешательства в протекание его деятельности.
Только систематическая, тщательно продуманная
фиксация поступков и высказываний может вскрыть
действительные особенности личности и
закономерности её становления. Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путём опроса испытуемых. Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определённые стандартизированные задания. Беседа – является важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания её затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени её подготовленности; от умения выстраивать беседу. Диагностика – общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. |
Методические рекомендации | Чтобы газета производила на читателя
приятное впечатление, у нее должно быть:
|
Возможные варианты выпуска газеты | ГАЗЕТА-ПРИЛОЖЕНИЕ. Это газета-спутник,
которую выпускают ребята, работающие по
определенным направлениям (спорт, краеведение,
национальная культура и т.д.) ГАЗЕТА-МОЛНИЯ. Особый тип газеты. Она содержит экстренную информацию об одном или нескольких событиях в жизни района (т.е. “молния” – экстренный выпуск газеты с сообщением о важном событии). Информация “молнии” требует немедленного реагирования. БОЕВОЙ ЛИСТОК. Оперативная газета, выпускаемая на месте происходящего события. В самом названии заложена суть этих выпусков – боевитость, быстрота, действенность. “ЖИВАЯ ГАЗЕТА”. “Живая газета” - это газета тематическая, показывает насущные проблемы. Она может быть посвящена проблемам мира, экологии. Для “живой газеты" важны актуальность и злободневность. <Приложение 1> ПРЕСС-БЮЛЛЕТЕНЬ. Это такая газета, которая информирует читателя о ходе какого-то события, освещая самые важные его моменты, давая оценку, подводя итоги. Пресс-бюллетень выпускается на слетах, фестивалях, во время соревнований, экологических пресс-конференций и т.д. ОБМЕННЫЙ НОМЕР. Это газета, которую делают для своих друзей, коллектива ребят, с которым вы дружите. Готовится обычно совместно в редколлегией газеты другой школы. Цель – помочь друзьям выпускать хорошую газету, поучиться самим. |
Область применения | Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, информатика, технология, экология. |
Возраст участников | 1–4-е классы <Приложение 3> |
ИКТ-составляющая проекта | Приложения Microsoft Office 2003 и Microsoft Publisher 2003 для создания презентаций, буклетов, кроссвордов, дидактического материала; графический редактор Paint для создания рисунков; Microsoft Power Point 2003 и Flash CS3 для разработки презентаций; Adobe Photoshop для обработки растровых изображений. |
Представление школьной газеты |
|
Критерии оценки школьной газеты |
|
Литература |
|
О создании экологической газеты "ЭкоДом"
Разделы: Экология