О создании экологической газеты "ЭкоДом"

Разделы: Экология


Обоснование выбора

темы проекта создания экологической газеты “ЭкоДом”

Главный постулат устойчивого развития страны – гармонизация взаимоотношений человека с окружающей средой. Это возможно, когда экологические проблемы становятся личностно-значимыми. Важным направлением этой работы является развитие экологической культуры.

Экологическая культура – это целостное свойство личности, которое обуславливает ее мировоззрение, нравственные качества, ориентацию, социальную позицию, деятельность, направленную на неразрывную связь человека с настоящим и будущим природы.

Экологическая культура определяется как сложное системное образование личности, включающее не только знания и взгляды, но и оценки, убеждения. Высоко развитая личность способна действовать в сложных ситуациях по собственному убеждению и принимать на себя всю ответственность за последствия.

Процесс формирования ценностных ориентаций включают три компонента:

Знания – система знаний, законов, оценок, норм поведения, ценностей, усвоенных личностью на уровне экологических убеждений.

Мотивации – используемые для способа ориентировки мотивации, личностный смысл.

Используемые операции – обобщенные приемы познавательной деятельности, которые включают приемы анализа и оценки экологической ситуации, а также выбор способов экологически оправданного поведения. Они взаимосвязаны.

Экологическая культура выступает высшей формой мотивационной нравственности, способствуя применению экологических знаний в личном способе социоэкологической ориентировки. При этом важную роль играет эмоциональная сфера. Экологически нравственно-ценностные принципы и нормы усваиваются, если они переживаются как личностно-значимые.

Большое значение имеет практический опыт общения с природой, в том числе учебные исследования региональных экологических проблем. При этом развивается воображение, наблюдательность, а приемы нерационального природопользования вызывают внутренний протест, желание и готовность охранять окружающую среду. Когда знания проходят через сферу чувств и переживаний человека, в ходе размышлений, анализа, сопоставлений с собственным опытом, они перерастают в убеждения.

У человека вырабатывается свое отношение к происходящим явлениям, уверенность в необходимости улучшения окружающей природной среды. Возникает внутренняя потребность действовать в соответствии с имеющимися научными знаниями, умениями и навыками, а также готовность воплотить свои рекомендации в реальные дела по решению региональных экологических проблем.

В ходе организации экологических экскурсий и практического общения с природой, выполнения конкретных работ по изучению состояния окружающей среды и его улучшению, а также знакомства с примерами рационального природопользования, человек приобретает опыт этического и эстетического отношения к природе. Формируется рачительное отношение к природным ресурсам, а также понимание необходимости выработки разумных потребностей.

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы.

Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей.

Педагогические задачи
  1. Создавать среду для развития познавательных и творческих способностей детей, навыков проектной деятельности.
  2. Углублять знания о природе и роли человека в ней. Повысить интерес учащихся к природе родного края. Способствовать получению новых знаний в области экологии, биологии, охраны окружающей среды, информатики.
  3. Приобщать учащихся к практической деятельности по охране природы через организацию акций и трудовых десантов.
  4. Развивать навыки межличностной коммуникации с использованием ИКТ.
  5. Обмениваться опытом между учителями (школами) – участниками проекта по организации эколого-просветительской и природоохранной деятельности в своём районе.
  6. Формировать у детей элементарные представления о растениях и животных организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за её сохранение
  7. Использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру.
  8. Содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять всё живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.
Технология, формы и методы работы над газетой Наблюдение – метод познания и исследования, который использую при изучении внешних проявлений поведения ученика без вмешательства в протекание его деятельности. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности её становления.

Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путём опроса испытуемых.

Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определённые стандартизированные задания.

Беседа – является важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания её затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени её подготовленности; от умения выстраивать беседу.

Диагностика – общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Методические рекомендации Чтобы газета производила на читателя приятное впечатление, у нее должно быть:
  1. Оригинальное и свежее содержание. Прежде всего, у вас должно быть, что сказать ценного и нового.
  2. Самостоятельные взгляды. Очень важны убеждения газеты, ее позиция по тому или иному вопросу.
  3. Привлекательный голос. Голос газеты - это тон, заданный общим стилем ее материалов.
  4. Чёткое планирование. Задача – быть всегда в гуще событий, сделать школьную газету актуальной и злободневной. План газеты состоит из двух частей: структуры, то есть порядка, в котором идет ее содержание, и дизайна - облика газеты. К тому моменту, как вы начнете детально обдумывать эти вещи, следует определиться относительно содержания, формата, “лица” газеты, формы и объема.
  5. Используйте в газете игры, забавы, шутливые мистификации, розыгрыши или конкурсы (например, на самый короткий юмористический рассказ).
  6. За помощью в финансировании можно обратиться к родительскому комитету.
  7. Рекламируйте свою газету. <Приложение 2>
  8. Не забывайте о благотворительности.
Возможные варианты выпуска газеты ГАЗЕТА-ПРИЛОЖЕНИЕ. Это газета-спутник, которую выпускают ребята, работающие по определенным направлениям (спорт, краеведение, национальная культура и т.д.)

ГАЗЕТА-МОЛНИЯ. Особый тип газеты. Она содержит экстренную информацию об одном или нескольких событиях в жизни района (т.е. “молния” – экстренный выпуск газеты с сообщением о важном событии). Информация “молнии” требует немедленного реагирования.

БОЕВОЙ ЛИСТОК. Оперативная газета, выпускаемая на месте происходящего события. В самом названии заложена суть этих выпусков – боевитость, быстрота, действенность.

“ЖИВАЯ ГАЗЕТА”. “Живая газета” - это газета тематическая, показывает насущные проблемы. Она может быть посвящена проблемам мира, экологии. Для “живой газеты" важны актуальность и злободневность. <Приложение 1>

ПРЕСС-БЮЛЛЕТЕНЬ. Это такая газета, которая информирует читателя о ходе какого-то события, освещая самые важные его моменты, давая оценку, подводя итоги. Пресс-бюллетень выпускается на слетах, фестивалях, во время соревнований, экологических пресс-конференций и т.д.

ОБМЕННЫЙ НОМЕР. Это газета, которую делают для своих друзей, коллектива ребят, с которым вы дружите. Готовится обычно совместно в редколлегией газеты другой школы. Цель – помочь друзьям выпускать хорошую газету, поучиться самим.

Область применения Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, информатика, технология, экология.
Возраст участников 1–4-е классы <Приложение 3>
ИКТ-составляющая проекта Приложения Microsoft Office 2003 и Microsoft Publisher 2003 для создания презентаций, буклетов, кроссвордов, дидактического материала; графический редактор Paint для создания рисунков; Microsoft Power Point 2003 и Flash CS3 для разработки презентаций; Adobe Photoshop для обработки растровых изображений. 
Представление школьной газеты
  1. Название школьной газеты
  2. Создание собственной эмблемы и девиза
  3. Концепция газеты
  4. Адресная направленность
  5. Редакционная позиция
  6. Год основания газеты
  7. Редакционно-издательский состав
  8. Наличие редакционного оборудования в школе
  9. Наличие спонсоров, профессиональной поддержки
  10. Наименование образовательного учреждения, почтовый адрес образовательного учреждения, телефон (контактный телефон), при наличии – номер факса, адрес электронной почты, район
Критерии оценки школьной газеты
  1. Концепция издания: осмысленность задачи, оригинальность замысла и его воплощение.
  2. Литературно-художественный уровень опубликованных материалов Соблюдение норм современного языка.
  3. Разнообразие газетных жанров. Литературно-художественный уровень опубликованных материалов.
  4. Оформление издания (дизайн, вёрстка, полиграфическое исполнение). Использование фотоматериалов.
  5. Разнообразие и оригинальность рубрик
  6. Редакционно-издательский состав (какими силами делается издание).
Литература
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.-478с.
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд. МГУ, 1981.-459с.
  4. Николина В.В. Формирование ценностного отношения школьников к природе в процессе обучения географии. – Н. Новгород: Изд-во ГПИ, 1992.