Цели:
- Обучающая: учить учащихся описывать помещение, его внутреннее пространство, характеризуя его обитателя;
- Развивающая: формировать учебные умения и навыки через составление текста описания помещения; развивать речь и мышление учащихся;
- Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к миру вещей, которые их окружают;
Оборудование: репродукция картины Т.Н. Яблонской “Утро”, раздаточный материал, презентация.
Эпиграф к уроку: “Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…” (М.Рощин)
Урок сопровождает презентацией (См. Приложение 1.)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Тема нашего урока “Описание помещения как приём характеристики его обитателя (хозяина)”, сегодня на уроке мы будем с вами учиться описывать помещение, его внутреннее пространство.
3. Вступительное слово учителя
– Помещение – тот кусочек действительности в пространстве которого чаще всего находится человек, оно постоянно его сопровождает. Это и квартира, комната, школа, класс, дача, кинотеатр, музеи, магазины, театры, Дома творчества и т.д. Человек очень часто оказывается в такой ситуации, когда возникает необходимость описать помещение: купили новую квартиру – она какая; пришли в театр – какое прекрасное фойе, открыли новый магазин – необычный интерьер; школа первого сентября – всё в ней ново и неожиданно. Помещение может поразить, удивить, а может и разочаровать, оно может что-то сказать об авторе и обитателе.
4. Работа с ключевым словом “интерьер”
– Каждое помещение имеет свой интерьер. С французского языка это слово обозначает “внутренний”. Этот термин пользуется в архитектуре и подразумевает внутреннее пространство здания. Различаются следующие типы интерьера: общественный, жилой, театрализованный, спортивный и т.д.
Рассмотрим домик Барби:
– Какой он? (Красивый, двухэтажный… То что находится внутри домика и будет составлять интерьер домика Барби.)
5. Работа с картиной Т.Н. Яблонской “Утро”
“Обратим внимание на интерьер комнаты на картине Яблонской “Утро”. Высокий потолок, высокая балконная дверь, окно необычной формы придают ей простор, уют, не так много предметов: деревянная кровать, стул и стол, но во всём ощущение домашности, может быть от того, что нет в комнате строго порядка: постель ещё не заправлена, на стуле лежит форма девочки, на столе кувшин, хлебница, ещё что – то, оставленные там накануне…
6. Работа с эпиграфом к уроку
– Обратим внимание на эпиграф к нашему уроку: “Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…”:
У писателей есть даже такой приём: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам. Через художественное описание (комнаты, кабинета, дома) автор раскрывает особенности характера героя, его привычек, занятий, показывает свое отношение к персонажу.
Работа с текстами из художественной литературы в форме игры “Кто в домике живёт?”:
Текст 1. “И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с зелеными ставенками и маленьким крылечком. Малышу захотелось как можно скорее войти в этот домик и своими глазами увидеть все паровые машины и все картины с изображением петухов, да и вообще все, что там находилось.
В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик, который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но паровой машины пока что-то не было видно.
– Ну, а где твои картины с петухами? Они что, тоже взорвались?
– Нет, они не взорвались. Вот, гляди. И он указал на пришпиленный к стене возле шкафа лист картона. На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок. “Очень одинокий петух”, – так называлась картина.
Вопросы к тексту:
- Кто он, этот герой? (Карлсон – маленький сказочный человечек – озорник, мечтатель, выдумщик.)
- Какие детали интерьера (обстановки) помогают нам понять характер героя? – Какими языковыми средствами обозначены говорящие детали? (В тексте преобладают слова с оценочным значением, уменьшительно – ласкательные суффиксы берут на себя смысловую нагрузку.)
- Определите порядок следования слов, почему автор выбирает предложения типа Что? – Где?
Текст 2. Жил-был в норе под землей…. (хоббит, но имени пока не нужно называть)
Нора начиналась идеально круглой, как иллюминатор, дверью, выкрашенной зеленой краской, с сияющей медной ручкой точно посередине. Дверь отворяется внутрь, в длинный коридор, похожий на железнодорожный, но туннель без гари и дыма и тоже очень благоустроенный: стены там были обшиты панелями, пол выложен плитками и устлан ковром, вдоль стен стояли полированные стулья, и всюду были прибиты крючочки для шляп и пальто, так как хозяин норы очень любил гостей…”
Вопросы к тексту:
- Кто живет в этом помещении?
- Какие детали обстановки помогают вам понять характер героя?
(Ответ: Да, ребята, это хоббит из сказки Джона Роналда Толкиена “Хоббит, или туда и обратно”. Герой её – удивительный и трогательный народец хоббит. Во всем любит порядок и основательность. Одеваются они ярко, преимущественно в зеленое и желтое, башмаков не носят. У хоббитов длинные ловкие темные пальцы на руках, добродушные лица; смеются они густым утробным смехом (особенно после обеда), а обедают они, как правило, дважды в день, если получится).
Текст 3. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся…
Учитель: Представьте себе: повесть “Муму” вам ещё неизвестна. Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?
7. Работа над планом описательного текста
– Любое сочинение-описание пишется по плану. Составим план предыдущего текста (описание каморки Герасима).
Краткий план может быть таким:
I.
II.
1.
2.
3.
4.Каморка.
Кровать.
Сундук.
Столик.
Стул.
Развёрнутый план описания может быть таким:
I.
II.
1.
2.
3.
4.Маленькая, тесная комната.
Кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах.
Дюжий сундук.
Столик такого же крепкого свойства.
Прочный приземистый стул на трёх ножках.
8. Орфографическая работа по карточкам:
Карточка 1
Вставить пропущенные буквы:
Комн..та, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино, т..лефон, п..лас, т..ршер, п..ртер, к..ртина, п..т..лок.
Карточка 2
Прочитайте и запомните написание слов:
Письменный; зеркало, справа, слева, направо, налево, неподалёку, здесь, здесь же, тут же, посреди, посредине.
9. Работа с памяткой
Памятка “Как написать сочинение-описание помещения”.
Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала! Очень часто учащиеся допускают ошибки, "перескакивая" при описании с предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, описание того, что висит на стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем систематизируйте собранные материалы (т.е. приведите все записи в определенный порядок, сгруппируйте в соответствии с планом).
Примерный план описания
I. Помещение.
- Размеры комнаты.
- Стены.
- Окно.
- Полы.
II. Мебель.
- Стол.
- Стулья.
- Диван.
- Шкаф.
III. Вывод (в зависимости от замысла пишущего: "Я очень люблю свою комнату", "Вот в таком доме хотелось бы мне жить", "Вот так выглядит моя комната в новой квартире" и т.п.).
10. Итоги урока
– Что мы узнали сегодня на уроке? (Ответы учещихся.)
Выставление оценок.
11. Домашнее задание
– Напишите сочинение-описание помещения, включите в него “говорящие детали”, чтобы можно было увидеть и понять героя.