Цели:
- отработать теоретические и практические навыки, закрепить знания полученные на предыдущих уроках:
- уметь составлять изомеры и давать название предельным и непредельным углеводородам;
- определять классы органических веществ по формулам;
- уметь составлять химические уравнения реакций:
- решать задачи на определение химической формулы органического вещества.
Методы: беседа; индивидуальный опрос (дифференцированный контроль знаний): фронтальный опрос.
Методическая литература: “Проверочные работы по органической химии”. Н.П. Гаврусейко, М-1990г; “Мы изучаем химию” А.Л. Тыльдсепп. М-2000; “Библиотека школьника”. А.Е. Хасанов, М-1999г.: “Рабочая тетрадь для уч-ся”. О.С.Габриелян.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка и закрепление знаний, умений и навыков учащихся
(работа у доски 4 уч-ся) (дифференцированный контроль ЗУН уч-ся)
1. Задание:
Ответить на вопросы кроссворда, ключевым словом
является одно из положений теории строения
органических веществ А.М. Бутлерова.
Вопросы:
- Как называются реакции, в которых от молекулы органического вещества отщепляются молекулы водорода?
- Как называется реакция, в которой из исходного вещества – мономера образуется продукт – полимер?
- Как называется углеводород с молекулярной формулой C9H20?
- Как называется реакция между предельными углеводородами (метан) и хлором?
- Как называется углеводороды с общей формулой CnH2 n?
- Как называется частица, имеющая одну свободную химическую связь?
Ключевое слово: ИЗОМЕР.
2. Задание:
Составьте молекулярные формулы по названиям
веществ:
3. Задание:
Составьте структурные формулы по названию
углеводорода:
А) 4 – метилпентин – 2
Б) 3 – метилгекcен – 2
В) 2 – этил – 4 – метилгексан
Ответить на вопрос к какому классу органических соединений относятся данные углеводороды?
4. Задание:
Из перечисленных формул выпишите предельные и
непредельные углеводороды, дайте им название
(устно):
(Работа с классом):
– работа по карточкам на местах (4 уч-ся):
– фронтальный опрос
Химический диктант
“Согласен ли ты с утверждением?”
да “+” нет “ – ”
- Предельные углеводороды имеют общую формулу СnH2n+2? (+)
- Вы согласны с утверждением, что полимер является исходным веществом реакции полимеризации? (–)
- Молекулярная формула пропана C3H8? (+)
- Непредельные углеводороды гомологического ряда первого представителя этилена имеют общую формулу Сn Н2n + 3? (–)
- Изомеры – это вещества, которые имеют один и гот же качественный и количественный состав, но отличаются по строению и свойствам? (+)
- Молекулярная формула ацетилена С2Н4? (–)
- Теорию химического строения органических веществ создал А.М. Бутлеров? (+)
- Реакция в которой от молекулы органического вещества отщепляется молекула водорода называется реакцией замещения? (–)
(Химический диктант проверяют сами учащиеся в парах) – ответы диктанта на доске. Карточки проверяют экспертная группа или учащиеся.
– проверка заданий учащихся, которые работали у доски.
Вопрос к классу: Какие реакции характерны для предельных и непредельных углеводородов? Составим химические уравнения реакций на примере составленного превращения на доске.
(Одновременно у доски ученик решает задачу.)
Задача: Определите молекулярную формулу органического вещества, если известна массовая доля С – 52,17 %, Н – 13,05 %. О – 34,78. плотность по водороду этого вещества равна 23.
Ответ: С2ОНб или С2Н5ОН – этиловый спирт
(Сообщаю учащимся, что сданным органическим веществом мы познакомимся на следующем уроке).
Цель урока достигнута, мы с вами повторили и закрепили знания по классам предельных и непредельных углеводородов.
III. Домашнее задание
П. 31-35
А) стр. 166 №3
Б) стр. 1 60 №5
В) стр. 1 60 №6 (задание творческое).
IV. Закрепление (самостоятельная работа)
на 3: А) Закончите уравнения реакций:
на 4: Б) Осуществите превращения:
на 5: С) С какими из перечисленных веществ взаимодействует пентен – 1. Составьте уравнения реакций:
Игра “Третий – не лишний”
Формулы, каких веществ не достает для написания уравнений реакций?