Урок по теме "Предельные и непредельные углеводороды"

Разделы: Химия


Цели:

  • отработать теоретические и практические навыки, закрепить знания полученные на предыдущих уроках:
  • уметь составлять изомеры и давать название предельным и непредельным углеводородам;
  • определять классы органических веществ по формулам;
  • уметь составлять химические уравнения реакций:
  • решать задачи на определение химической формулы органического вещества.

Методы: беседа; индивидуальный опрос (дифференцированный контроль знаний): фронтальный опрос.

Методическая литература: “Проверочные работы по органической химии”. Н.П. Гаврусейко, М-1990г; “Мы изучаем химию” А.Л. Тыльдсепп. М-2000; “Библиотека школьника”. А.Е. Хасанов, М-1999г.: “Рабочая тетрадь для уч-ся”. О.С.Габриелян.

Приложение 1

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка и закрепление знаний, умений и навыков учащихся

(работа у доски 4 уч-ся) (дифференцированный контроль ЗУН уч-ся)

1. Задание:
Ответить на вопросы кроссворда, ключевым словом является одно из положений теории строения органических веществ А.М. Бутлерова.

Вопросы:

  1. Как называются реакции, в которых от молекулы органического вещества отщепляются молекулы водорода?
  2. Как называется реакция, в которой из исходного вещества – мономера образуется продукт – полимер?
  3. Как называется углеводород с молекулярной формулой C9H20?
  4. Как называется реакция между предельными углеводородами (метан) и хлором?
  5. Как называется углеводороды с общей формулой CnH2 n?
  6. Как называется частица, имеющая одну свободную химическую связь?

Ключевое слово: ИЗОМЕР.

2. Задание:
Составьте молекулярные формулы по названиям веществ:

3. Задание:
Составьте структурные формулы по названию углеводорода:

А) 4 – метилпентин – 2
Б) 3 – метилгекcен – 2
В) 2 – этил – 4 – метилгексан

Ответить на вопрос к какому классу органических соединений относятся данные углеводороды?

4. Задание:
Из перечисленных формул выпишите предельные и непредельные углеводороды, дайте им название (устно):

(Работа с классом):

– работа по карточкам на местах (4 уч-ся):
– фронтальный опрос

Химический диктант
“Согласен ли ты с утверждением?”

да “+” нет “ – ”

  1. Предельные углеводороды имеют общую формулу СnH2n+2? (+)
  2. Вы согласны с утверждением, что полимер является исходным веществом реакции полимеризации? (–)
  3. Молекулярная формула пропана C3H8? (+)
  4. Непредельные углеводороды гомологического ряда первого представителя этилена имеют общую формулу Сn Н2n + 3? (–)
  5. Изомеры – это вещества, которые имеют один и гот же качественный и количественный состав, но отличаются по строению и свойствам? (+)
  6. Молекулярная формула ацетилена С2Н4? (–)
  7. Теорию химического строения органических веществ создал А.М. Бутлеров? (+)
  8. Реакция в которой от молекулы органического вещества отщепляется молекула водорода называется реакцией замещения? (–)

(Химический диктант проверяют сами учащиеся в парах) – ответы диктанта на доске. Карточки проверяют экспертная группа или учащиеся.

– проверка заданий учащихся, которые работали у доски.

Вопрос к классу: Какие реакции характерны для предельных и непредельных углеводородов? Составим химические уравнения реакций на примере составленного превращения на доске.

(Одновременно у доски ученик решает задачу.)

Задача: Определите молекулярную формулу органического вещества, если известна массовая доля С – 52,17 %, Н – 13,05 %. О – 34,78. плотность по водороду этого вещества равна 23.

Ответ: С2ОНб или С2Н5ОН – этиловый спирт

(Сообщаю учащимся, что сданным органическим веществом мы познакомимся на следующем уроке).

Цель урока достигнута, мы с вами повторили и закрепили знания по классам предельных и непредельных углеводородов.

III. Домашнее задание

П. 31-35

А) стр. 166 №3
Б) стр. 1 60 №5
В) стр. 1 60 №6 (задание творческое).

IV. Закрепление (самостоятельная работа)

на 3: А) Закончите уравнения реакций:

на 4: Б) Осуществите превращения:

на 5: С) С какими из перечисленных веществ взаимодействует пентен – 1. Составьте уравнения реакций:

Игра “Третий – не лишний”

Формулы, каких веществ не достает для написания уравнений реакций?