Цели:
- закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека. Познакомить учащихся с особенностями графического портрета.
- систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.
Задачи:
- Обучающие: изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.
- Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.
- Воспитательные: воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.
Оборудование: презентация, таблица пропорций головы, выставка портретов (подготовленная учащимися), текст стихотворения Н.Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”, музыка (“Гитарные мотивы”).
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя (слайд1, см. Приложение 1)
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно
– Кто, ребята, узнал эти строки? Правильно, это строки из стихотворения Заболоцкого “Портрет”.
Сегодня мы продолжим наш разговор об этом жанре искусств. Научимся рисовать человека графическими средствами, передавая в портрете его характер и настроение.
II. Систематизация и закрепление знаний
Вспомним, что мы с вами знаем об этом жанре. С
этой целью решим кроссворд, который поможет нам
обобщить наши знания о портрете (слайд 2). Вопросы к кроссворду.
|
В ходе решения кроссворда на полях слайда появляются примеры разновидностей портрета, которые сопровождаются комментарием учителя.
Так, что же такое портрет. Вспомните значение этого слова (слайд 3)
В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. “На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека”. Портрет – это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.
III. Проверка домашнего задания
(Слайд 4 – пустой)
Посмотрите на галерею портретов, которую вы приготовили (на доске открывается выставка репродукций портретов разных видов, приготовленная детьми)
Обратимся к ней. Какие портреты вы выбрали? Охарактеризуйте их.
Посмотрите еще раз на портреты нашей галереи.
Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Н. Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Работа с текстом стихотворения (текст у каждого на парте)
Какие лица описал художник слова? Что он имел в виду, сравнивая лица с домами?
Задание: найти и подчеркнуть слова, которые раскрывают эмоциональное состояние человека
IV. Введение в тему
Вступительное слово учителя: “Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Не только образ, но и внутренний мир, раскрыть свое духовное я. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций, и он строит свой образ, стремится воплотить свои представления и находит нужные средства выразительности”.
V. Беседа по картинам
(слайд 5)
Перед вами картины М. Врубеля. Кто узнал и может назвать полотна великого художника, которые стали классикой в изображении добра и зла (“Демон” и “Царевна Лебедь”).
Какие средства выразительности использовал автор картин для передачи внутреннего мира героев? (композиционное и цветовое решение, ритмичность мазка художника и поза героя и т. д.)
Я обратилась к этим картинам, чтобы показать вам как человеческая природа побеждает и колдовские чары, и демонические силы. Вера в человека, в господство разума, дали художнику возможность передать неповторимость и яркость образов. Рисуя портреты этих героев, рисуя красоту внешнего облика, он оставляет их лица спокойными.
Для выполнения этих картин художник рисует много эскизов, зарисовок и набросков –он в поиске, но карандашные работы не передают нам целостности картины, это лишь подготовительный материал для творчества мастера.
VI. Объяснение нового материалаУчитель. Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика. Графический портрет стал отдельным видом искусства. VII. Работа с текстом учебника(стр.112-115) |
Найдите в тексте ответы на вопросы.
- Почему портретный графический рисунок стал популярным? (Дает возможность более быстрыми в исполнении средствами передать индивидуальность человека)
- Какие особенности графики позволяют художнику выявить самое главное в индивидуальности человека? (Условность и лаконичность графического языка)
Рассмотрите репродукции на страницах учебника. Какими материалами работают в графике? (сангина, пастель, карандаш и уголь, а так же восковые мелки и тушь) Прочитайте из учебника, что является основными средствами выражения в графике? (линия и пятно, в том числе штриховое.)
Сегодня на улицах города можно встретить художников, которые пишут графические портреты с натуры (слайд №6)
Какое состояние души передают данные портреты?
Что помогает художнику передать настроение?
Это эмоции, которые мы узнаем по мимике лица.
VIII. Физкультминутка
(Слайд 7 – пустой)
- Встали дети, вышли из дома (из-за парты).
- Закрыли дом – (руки завели за спину, сложили замок на лопатках, одна рука заводится снизу другая сверху – потом наоборот).
- Встретили друга, поздоровались с ним (одной рукой, затем другой).
- Друг угостил вас лимоном (без слов покажите друг другу, какой он кислый).
- Вы обиделись – (показали мимикой лица обиду).
- Друг дает вам цветок – вы удивились (показали мимикой лица удивление).
- Улыбнулись друг другу.
– Молодцы, садимся! Открывается слайд 8.
Посмотрите на следующий слайд. Он показывает нам лица детей. Они, как и ваши минуту назад, выражают различные эмоции.
Теперь найдите эти эмоции на схематической таблице (слайд№9)
А знаете ли вы, что ….. Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходится задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!
IX. Актуализация знаний
Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить графический портрет, который будет отражать настроение. Вы должны представить, каким он будет: лирическим, героическим, задумчивым и т.д.. Главное, делая зарисовки, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица (вывешивается таблица пропорций).
X. Практическая работа
(Звучит музыка.)
Во время практической работы учитель делает целевые обходы.
- Контроль организации рабочего места.
- Контроль правильности выполнения приемов работы.
- Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
- Контроль объема и качества выполняемой работы.
XI. Итог урока
Проводится выставка работ учащихся. Особое внимание обращается на то, что большая часть детей рисует улыбающиеся лица, что выражает их позитивное отношение к миру.
– Сегодня на уроке мы познакомились с графическим портретом. Эпиграфом к уроку были строки из стихотворения Н.Заболоцкого.
Любите живопись, поэты! ведь ей единственной дано
Души изменчивой приметы переносить на полотно.
Потому что слово “живопись” – живо писать в портретном искусстве показала возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений и по праву может считаться “зеркалом” человеческой души. Одновременно, созданный графическими средствами портрет дает нам возможность передать характерные черты человека и его индивидуальность более быстрыми в исполнении средствами.