Урок русского языка в 4-м классе по системе Л.В. Занкова "Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже с мягким согласным на конце основы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся и научить, правильнописать окончания прилагательных с мягким  согласным на конце основы в Родительном падеже.
  • Развивающие: содействовать развитию у школьников умения распознавать имена прилагательные Р. п., развивать орфографическую зоркость, творческую мыслительную деятельность.
  • Воспитательные: воспитывать творческую личность, интерес к овладению навыками грамотного письма.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карточки, схемы, компьютер для показа презентации, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

«С русским языком можно творить чудеса» – писал К. Паустовский. (Слайд № 1).

– Сегодня мы продолжим постигать неизвестные для нас чудеса русского языка. Проведем наблюдение и сделаем открытие в написании окончаний имен прилагательных. При этом вам надо быть очень внимательными.

– Открыли тетради, записали число, классная работа.

принцип ведущей роли теоретических знаний

2. Орфографическая минутка.

– Посмотрите на слова, записанные на доске.

– Что вы заметили?

Н.чной, в.чернее, .сенний, з.лёный, х.лодное.

(В словах пропущены безударные гласные).

– Как проверить безударную гласную?

Вставьте пропущенные буквы. Один ученик работает у доски, а все остальные у себя в тетрадях.

3. Актуализация знаний.

– Что вы можете сказать об этих словах?

(Это имена прилагательные).

– Давайте вспомним все, что знаем об имени прилагательном.

– На какие группы можно разделить данные прилагательные?

  • По родам на две группы:

м. р.                                         ср. р.

ночной                                     вечернее

осенний                                   холодное

зеленый

(В м. р. прилагательные имеют окончания –ый, -ой, -ий;  в ср. р. имеют окончания –ое, -ее)

  • По основам на две группы:

основы на тв. согл.                     основы на мягк. согл.

ночной                                          вечернее

зеленый                                        осенний

холодное

(Основа – это часть слова  без окончания. Если после согласного на который оканчивается основа имени прилагательного стоят гласные ы, о , то на конце основы  твердый согласный звук; если гласные е, и , то на конце  основы имени  прилагательного  мягкий согласный звук).

4. Постановка проблемы.

свойство коллизии

– Подберите к данным именам прилагательным имена существительные и запишите словосочетания в Р. п.

Ночной, зеленый, холодное, вечернее, осенний.

(У ночного  поезда, около зеленого  луга, холодного  утра,  вечернего  солнца, осеннего  листа).

– Что вы заметили?

– От чего это зависит?

– Постарайтесь определить тему нашего урока.

(Окончание имен прилагательных м. и ср. рода с мягким согласным на конце основы в Р. падеже). (Слайд № 2)

– Так  какие окончания имеют им. прилагательные м. и ср. рода в Р.п.?

(Окончание -ого у прилагательных с твердым согл. на конце основы. Окончание -его у прилагательных с мягким согл.  на  конце основы).

Вывешиваю таблицу:

м. р.

-его

Р. п.       

      

какого?

          

ср. р.

-ого

принцип осознания школьниками процесса учения

– Сегодня будем учиться правильно писать окончания имен прилагательных м. и ср. рода в Р. п.

5. Физминутка.

6. Изучение нового материала.

принцип ведущей роли теоретических знаний

1) Коллективная работа по цепочке с комментарием.

Вставить пропущенные окончания.

С высок… здания

до соседн… дома

у дальн… озера

у весен…ручья

с ясн… неба

с ранн… утра.

– Так какие имеют окончания прилагательные м. и ср. рода в Р. п.?

принцип систематической работы над развитием учащихся, в том числе и наиболее слабых

2) Разноуровневая работа по карточкам.

1 уровень.

Вставить пропущенные окончания, указать род и падеж.

С ранн… утра до  поздн… вечера; от зимн…морозца; порывы  ледян… ветра;  лучи весен… солнца.

2 уровень.

Дописать прилагательные, указать род и падеж.

С  _______его утра до ________его вечера трудились на колхозном поле ребята. Порывы  _________ого ветра обжигали лица моряков. От ______его морозца щеки ребят покраснели. Лучи ________его солнца разбудили спящего кота.  (Слайд № 3. Проверка).

свойство многогранности

3) Работа по учебнику, упр. 295.

– Сравните окончания прилагательных в В. п. и Р. п.

– Какой вывод сделаем?

(В. п. -ее  Р. п. -его с мягким согласным на конце основы.

В. п. -ое Р. п. -ого с твердым согласным на конце основы.

В. п. какой?      

Р. п. какого?)

4) Тест.

Вставить нужное окончание.

1. возле развесист… дерева

а) -его                б) -ого

2.   до соседн… дома

а) -его                б) -ого

3. без алмазн… кольца

а) -его                б) -ого

4. около син… моря

а) -его                б) -ого

5. от летн… дождя

а) -его                б) -ого

6. возле махов…  болота

а) -его                б) -ого

(Слайд № 4. Ответы на тест:  1-б, 2-а, 3-б, 4-а, 5-а, 6-б).

5) Творческая работа.

Восстановить предложения, определить род и падеж имен прилагательных.

  1. На, закате, мы, тропе, по, шли, летнего, дня.
  2. Вечернего, солнца, в, лучах, вокзала, виднелось, здание.

(Слайд № 5.)

а) Разобрать 1 предложение по членам предложения и частям речи.

б) Продолжить рассказ, используя словосочетания скорый поезд, дальнее путешествие, поставив их в Р.п.

Зачитываем два-три рассказа детей.

– Какова роль прилагательных в нашей речи?

7. Обобщение.

– Какое открытие на уроке вы для себя сделали?

– Какой вывод сделаем по уроку?

8. Дифференцированное домашнее задание.

принцип систематической работы над развитием учащихся, в том числе и наиболее слабых

  1. Составить мини рассказ на любую тему с прилагательными м. и ср. рода в Р. п.
  2. Упражнение 293.