Цели урока:
- Образовательные: познакомить учащихся и научить, правильнописать окончания прилагательных с мягким согласным на конце основы в Родительном падеже.
- Развивающие: содействовать развитию у школьников умения распознавать имена прилагательные Р. п., развивать орфографическую зоркость, творческую мыслительную деятельность.
- Воспитательные: воспитывать творческую личность, интерес к овладению навыками грамотного письма.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карточки, схемы, компьютер для показа презентации, экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
«С русским языком можно творить чудеса» – писал К. Паустовский. (Слайд № 1).
– Сегодня мы продолжим постигать неизвестные для нас чудеса русского языка. Проведем наблюдение и сделаем открытие в написании окончаний имен прилагательных. При этом вам надо быть очень внимательными.
– Открыли тетради, записали число, классная работа.
принцип ведущей роли теоретических знаний
2. Орфографическая минутка.
– Посмотрите на слова, записанные на доске.
– Что вы заметили?
Н.чной, в.чернее, .сенний, з.лёный, х.лодное.
(В словах пропущены безударные гласные).
– Как проверить безударную гласную?
– Вставьте пропущенные буквы. Один ученик работает у доски, а все остальные у себя в тетрадях.
3. Актуализация знаний.
– Что вы можете сказать об этих словах?
(Это имена прилагательные).
– Давайте вспомним все, что знаем об имени прилагательном.
– На какие группы можно разделить данные прилагательные?
- По родам на две группы:
м. р. ср. р.
ночной вечернее
осенний холодное
зеленый
(В м. р. прилагательные имеют окончания –ый, -ой, -ий; в ср. р. имеют окончания –ое, -ее)
- По основам на две группы:
основы на тв. согл. основы на мягк. согл.
ночной вечернее
зеленый осенний
холодное
(Основа – это часть слова без окончания. Если после согласного на который оканчивается основа имени прилагательного стоят гласные ы, о , то на конце основы твердый согласный звук; если гласные е, и , то на конце основы имени прилагательного мягкий согласный звук).
4. Постановка проблемы.
свойство коллизии
– Подберите к данным именам прилагательным имена существительные и запишите словосочетания в Р. п.
Ночной, зеленый, холодное, вечернее, осенний.
(У ночного поезда, около зеленого луга, холодного утра, вечернего солнца, осеннего листа).
– Что вы заметили?
– От чего это зависит?
– Постарайтесь определить тему нашего урока.
(Окончание имен прилагательных м. и ср. рода с мягким согласным на конце основы в Р. падеже). (Слайд № 2)
– Так какие окончания имеют им. прилагательные м. и ср. рода в Р.п.?
(Окончание -ого у прилагательных с твердым согл. на конце основы. Окончание -его у прилагательных с мягким согл. на конце основы).
Вывешиваю таблицу:
м. р. |
-его |
||
Р. п. |
|
какого? |
|
ср. р. |
-ого |
принцип осознания школьниками процесса учения
– Сегодня будем учиться правильно писать окончания имен прилагательных м. и ср. рода в Р. п.
5. Физминутка.
6. Изучение нового материала.
принцип ведущей роли теоретических знаний
1) Коллективная работа по цепочке с комментарием.
Вставить пропущенные окончания.
С высок… здания
до соседн… дома
у дальн… озера
у весен…ручья
с ясн… неба
с ранн… утра.
– Так какие имеют окончания прилагательные м. и ср. рода в Р. п.?
принцип систематической работы над развитием учащихся, в том числе и наиболее слабых
2) Разноуровневая работа по карточкам.
1 уровень.
Вставить пропущенные окончания, указать род и падеж.
С ранн… утра до поздн… вечера; от зимн…морозца; порывы ледян… ветра; лучи весен… солнца.
2 уровень.
Дописать прилагательные, указать род и падеж.
С _______его утра до ________его вечера трудились на колхозном поле ребята. Порывы _________ого ветра обжигали лица моряков. От ______его морозца щеки ребят покраснели. Лучи ________его солнца разбудили спящего кота. (Слайд № 3. Проверка).
свойство многогранности
3) Работа по учебнику, упр. 295.
– Сравните окончания прилагательных в В. п. и Р. п.
– Какой вывод сделаем?
(В. п. -ее Р. п. -его с мягким согласным на конце основы.
В. п. -ое Р. п. -ого с твердым согласным на конце основы.
В. п. какой?
Р. п. какого?)
4) Тест.
Вставить нужное окончание.
1. возле развесист… дерева
а) -его б) -ого
2. до соседн… дома
а) -его б) -ого
3. без алмазн… кольца
а) -его б) -ого
4. около син… моря
а) -его б) -ого
5. от летн… дождя
а) -его б) -ого
6. возле махов… болота
а) -его б) -ого
(Слайд № 4. Ответы на тест: 1-б, 2-а, 3-б, 4-а, 5-а, 6-б).
5) Творческая работа.Восстановить предложения, определить род и падеж имен прилагательных.
- На, закате, мы, тропе, по, шли, летнего, дня.
- Вечернего, солнца, в, лучах, вокзала, виднелось, здание.
(Слайд № 5.)
а) Разобрать 1 предложение по членам предложения и частям речи.
б) Продолжить рассказ, используя словосочетания скорый поезд, дальнее путешествие, поставив их в Р.п.
Зачитываем два-три рассказа детей.
– Какова роль прилагательных в нашей речи?
7. Обобщение.
– Какое открытие на уроке вы для себя сделали?
– Какой вывод сделаем по уроку?
8. Дифференцированное домашнее задание.
принцип систематической работы над развитием учащихся, в том числе и наиболее слабых
- Составить мини рассказ на любую тему с прилагательными м. и ср. рода в Р. п.
- Упражнение 293.