Урок окружающего мира по теме "Пресные водоемы. Река. Части рек", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: расширить знания детей о реках и морях; познакомить с природными источниками воды, используемые в быту; способствовать бережному отношению к воде и водоёмам.

ХОД УРОКА

1. Мобилизующее начало

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю
Если спросят, отвечаю.

2. Повторение

– О чем начали разговор на прошлом уроке? (О воде)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,                                                                                                                                                И стеклянной быть могу. (Вода)

(Слайд 1. Приложение 1).

Сказали что вода есть везде. Высоко в небе и глубоко под землёй.
Землю часто называют водной планетой, на ней находится почти вся вода Солнечной системы. Из космоса она кажется голубым шаром.
– Можно ли прожить без воды?
– Сколько человек может прожить без воды? (3 дня)
– Вспомните, откуда берётся и где хранится вода на Земле.

Это огромный водоём
Вода в нём солёная
Бывает шторм
В нём живут киты и акулы. (Океан)

(Слайды 2-7)

Кругом вода
А с питьём беда. (Море)

На свете нет её сильнее,
На свете нет ее вольней.
В руках ее не удержать,
И на коне не обогнать. (Река)

Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока. Кочки, мхи
Нет опоры для ноги. (Болото)

Ребус (Озеро)

– Как можно назвать одним словом?  (Водоемы)
– Что это такое? (Хранилища воды)
– На какие две группы можно разделить все водоемы? (Соленые и пресные)
– Что можете рассказать об океанах?
– Сколько океанов на Земле?
– Назовите.
– Расскажите о каждом.
– Что такое море?
– Расскажите о море…
– Чем богато море?
– Какие морские обитатели вам известны?
– Расскажите о дельфине, об акулах. (Слайды 8-9)
– Дома вы готовили аппликацию  «На море». Покажите, что у вас получилось.
– Молодцы!
– Обратите внимание на другую группу водоемов.
– Чем вода в этих водоемах отличается от морской?
– Как можно эти водоемы разделить на две группы? (Река – озеро; болото = питьевая)
(Озеро – болото; река = течение)

3. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня начнем разговор о пресных водоемах.

Без ног бежит,
Не лес, а шумит. (Река)

– Что вы уже знаете о реках? (Вода пресная, течение, можно пить)
– У всех рек течение одинаковое?
– От чего зависит течение? (От местности)
– У какой реки течение быстрее? (У горной) 
(Слайды 10-11)
– То есть, реки бывают горные, которые текут между гор, и равнинные – по равнине.
– А какие части есть у реки?
– Тема урока: Пресные водоемы. Река. Части реки.
(Слайд 12)

4. Объяснение новой темы

– Все живое на земле имеет начало и конец. Начало жизни человека это его рождение, конец жизни это смерть; у растения начинается жизнь из маленького семечка, появляется зеленый росток; заканчивается – когда растение погибает.
Так и реки имеют начало и конец. Чаще всего реки начинают свое путешествие в горах. В месте таяния ледников или из родников.

Опыт

– У меня получилась гора из песка. Я медленно направлю струю воды на верхушку горы. Что происходит? (Вода медленно стекает по склонам и смывает часть песка)
– Так начинается река.
– Ямка родника наполняется все больше и больше водой. Вот она бежит через край и образуются ручейки. Из многих ручейков составляется река. Несколько маленьких речек постепенно впадают одна в другую и получается многоводная большая река. Там, где река берет свое начало называется ИСТОКОМ.
– Что может служить истоком? (Родник, ледники в горах, озеро, болото)
– Все реки несут свои воды в море, океан, в другую реку. Место, где река впадает в море, океан или озеро называется УСТЬЕМ. Углубление в земле, по которому течет река называется РУСЛОМ реки.
– Что еще есть у любой реки? Как будут называться стороны? (Берега)
– Как определить, где у реки правый берег, а где левый?
– По пути к устью в реку вливаются ПРИТОКИ – реки поменьше и маленькие речушки.

5. Закрепление

– Из каких частей состоит река?
– Учебник на стр. 45 и прочитайте еще раз про себя.

Задание 2

– Откуда реки могут брать начало? Отметьте буквой «И».
– Покажите стрелкой течение реки.
– Что еще есть у реки? Отметьте буквой «П» – приток.
– Куда впадают реки? Как называется место впадения? Отметьте буквой «У» – устье.
– Какая река протекает в нашей области? (Урал, Сакмара…)

Рассказ об Урале.  (Слайд 14)

– Выполняем задание 1, стр. 44.

6. Итог урока

– О каких водоемах говорили?
– Что называется истоком, устьем, …?