Цели урока: расширить знания детей о реках и морях; познакомить с природными источниками воды, используемые в быту; способствовать бережному отношению к воде и водоёмам.
ХОД УРОКА
1. Мобилизующее начало
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю
Если спросят, отвечаю.
2. Повторение
– О чем начали разговор на прошлом уроке? (О воде)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. (Вода)
(Слайд 1. Приложение 1).
Сказали что вода есть везде. Высоко в небе и
глубоко под землёй.
Землю часто называют водной планетой, на ней
находится почти вся вода Солнечной системы. Из
космоса она кажется голубым шаром.
– Можно ли прожить без воды?
– Сколько человек может прожить без воды? (3
дня)
– Вспомните, откуда берётся и где хранится вода
на Земле.
Это огромный водоём
Вода в нём солёная
Бывает шторм
В нём живут киты и акулы. (Океан)
(Слайды 2-7)
Кругом вода
А с питьём беда. (Море)
На свете нет её сильнее,
На свете нет ее вольней.
В руках ее не удержать,
И на коне не обогнать. (Река)
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока. Кочки, мхи
Нет опоры для ноги. (Болото)
Ребус (Озеро)
– Как можно назвать одним словом? (Водоемы)
– Что это такое? (Хранилища воды)
– На какие две группы можно разделить все
водоемы? (Соленые и пресные)
– Что можете рассказать об океанах?
– Сколько океанов на Земле?
– Назовите.
– Расскажите о каждом.
– Что такое море?
– Расскажите о море…
– Чем богато море?
– Какие морские обитатели вам известны?
– Расскажите о дельфине, об акулах. (Слайды 8-9)
– Дома вы готовили аппликацию «На море».
Покажите, что у вас получилось.
– Молодцы!
– Обратите внимание на другую группу водоемов.
– Чем вода в этих водоемах отличается от морской?
– Как можно эти водоемы разделить на две группы?
(Река – озеро; болото = питьевая)
(Озеро – болото; река = течение)
3. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня начнем разговор о пресных водоемах.
Без ног бежит,
Не лес, а шумит. (Река)
– Что вы уже знаете о реках? (Вода пресная,
течение, можно пить)
– У всех рек течение одинаковое?
– От чего зависит течение? (От местности)
– У какой реки течение быстрее? (У горной)
(Слайды 10-11)
– То есть, реки бывают горные, которые текут
между гор, и равнинные – по равнине.
– А какие части есть у реки?
– Тема урока: Пресные водоемы. Река. Части реки.
(Слайд 12)
4. Объяснение новой темы
– Все живое на земле имеет начало и конец.
Начало жизни человека это его рождение, конец
жизни это смерть; у растения начинается жизнь из
маленького семечка, появляется зеленый росток;
заканчивается – когда растение погибает.
Так и реки имеют начало и конец. Чаще всего реки
начинают свое путешествие в горах. В месте таяния
ледников или из родников.
Опыт
– У меня получилась гора из песка. Я медленно
направлю струю воды на верхушку горы. Что
происходит? (Вода медленно стекает по склонам и
смывает часть песка)
– Так начинается река.
– Ямка родника наполняется все больше и больше
водой. Вот она бежит через край и образуются
ручейки. Из многих ручейков составляется река.
Несколько маленьких речек постепенно впадают
одна в другую и получается многоводная большая
река. Там, где река берет свое начало называется
ИСТОКОМ.
– Что может служить истоком? (Родник, ледники в
горах, озеро, болото)
– Все реки несут свои воды в море, океан, в другую
реку. Место, где река впадает в море, океан или
озеро называется УСТЬЕМ. Углубление в земле, по
которому течет река называется РУСЛОМ реки.
– Что еще есть у любой реки? Как будут называться
стороны? (Берега)
– Как определить, где у реки правый берег, а где
левый?
– По пути к устью в реку вливаются ПРИТОКИ – реки
поменьше и маленькие речушки.
5. Закрепление
– Из каких частей состоит река?
– Учебник на стр. 45 и прочитайте еще раз про себя.
Задание 2
– Откуда реки могут брать начало? Отметьте
буквой «И».
– Покажите стрелкой течение реки.
– Что еще есть у реки? Отметьте буквой «П» –
приток.
– Куда впадают реки? Как называется место
впадения? Отметьте буквой «У» – устье.
– Какая река протекает в нашей области? (Урал,
Сакмара…)
Рассказ об Урале. (Слайд 14)
– Выполняем задание 1, стр. 44.
6. Итог урока
– О каких водоемах говорили?
– Что называется истоком, устьем, …?