- ЦЕЛЬ УРОКА:
- проверить умение учащихся решать качественные и расчётные задачи,
- провести тестирование,
- подготовить учащихся к контрольной работе по теме,
- уделить внимание экспериментальной работе учащихся.
ХОД УРОКА
1. ОРГ. МОМЕНТ
На уроке учителю помогают консультанты-лаборанты. Это сильные учащиеся, выполнившие эти задания на день раньше. На каждой станции, таким образом, есть свой консультант-лаборант. Учащиеся выбирают порядок прохождения станций произвольно, на каждой станции получая задание от консультанта.
2. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Каждый ученик за время урока должен пройти 3 станции и получить 2 оценки. Набравшие максимальное число баллов за работу на станциях " Решение задач " и " Тестирование" получают оценку 5. Работа на станции " Эксперимент " оценивается так:
а) оценка 3: выполнение пунктов 1-5
б) оценка 4: выполнение пунктов 1-6
в) оценка 5: выполнение всех пунктов.
1 станция "Решение задач".
Каждая задача оценена в баллах, ученик сам выбирает для решения одну или две.
1) Определить расстояние между вторым и пятым гребнями волны, если длина бегущей волны равна 0,6 м. (1 балл)
2) Груз, колеблющийся на пружине, за 8с совершил 32 колебания. Найти период и частоту колебаний. (2 балла)
3) Напишите уравнение гармонических колебаний, если за 1 мин совершается 60 колебаний. Амплитуда равна 8см, начальная фаза равна нулю. (3 балла).
4) Как изменится период колебаний математического маятника, если его длину увеличить в 4 раза? (4 балла)
5) Груз массой 2 кг подвешен на пружине и совершает гармонические колебания, график которых приведён на рисунке. Какова жёсткость пружины? (5 баллов )
2 станция "Тестирование"
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Буква ответа | А | Г | В | В | Д | В | Б | Б | А | Б |
1. Какое из перечисленных ниже движений является механическим колебанием?
1) Движение качелей. 2) Движение Мяча, падающего на землю.
А. Только 1.
Б. Только 2.
В. 1 и 2.
Г. Ни 1, ни 2.
2. За 4с маятник совершает 8 колебаний. Чему равен период колебаний?
А. 8с.
Б.4с.
В.2с.
Г.О,5с.
Д.32с.
3. По условию задачи 3 определите частоту колебаний.
А. 8 Гц.
Б. 4 Гц.
В. 2 Гц.
Г. 0,5 Гц
Д. Среди ответов А-Г нет правильного
4. На рисунке 1 изображен график зависимости координаты х колеблющегося тела от времени. Чему равен период колебаний?
А. 1 с.
Б. 2с.
В. 4с.
Г. 0.5 Гц.
Д. 0.25 Гц.
Е. 1 Гц.
5. По графику на рис. 1 определите частоту колебаний.
А. 1с.
Б.2с.
В.4с.
Г. 0.5 Гц.
Д. 0.25 Гц.
Е. 1 Гц.
6. Какой из графиков, представленных на рис. 2, соответствует колебанию с наибольшим периодом?
А. 1.
Б. 2.
В. 3.
Г. 4.
7. В каких направлениях совершаются колебания в продольной волне?
А. Во всех направлениях.
Б. Только по направлению распространения волны.
В. Только перпендикулярно распространению волны.
Г. По направлению распространения волны и вдоль этого направления.
8. От чего зависит громкость звука?
А. От частоты колебаний.
Б. От амплитуды колебаний.
В. От частоты и амплитуды.
Г. не зависит ни от частоты, ни от амплитуды.
9. Какое из приведённых ниже выражений определяет частоту колебаний математического маятника?
10. Как изменится период колебаний груза на пружине, если массу груза увеличить в 4 раза?
А Увеличится в 4 раза.
Б. Увеличится в 2 раза.
В. Не изменится.
Г. Уменьшится в 2 раза.
Д. Уменьшится в 4 раза.
3 станция "Эксперимент". Определение роста человека с помощью часов.
Погрешность измерения в этой работе не должна превышать 1 %, т. к. если рост учащегося 170см, то ошибка на 17см (Е=10%) окажется слишком большой. Зная свой рост, каждый старается получить как можно более точный результат.
Оборудование: часы с секундной стрелкой, маленький металлический шарик, Нитка, длинный штатив с муфтой, мерная лента.
Теория.
T = 2П
T =
l ср =
l - длина нити; g = 9,81 м/с?
N - число колебаний маятника
t - время колебаний
l ср - ваш рост.
Ход работы.
1. На конце 2-х метровой нити привяжите шарик и попросите консультанта измерить этой ниткой ваш рост.
2. На стол поставьте стул, а на стул установите штатив с кольцом. К кольцу привяжите нить, длина которой равна вашему росту.
3. Отклоните полученный маятник от положения равновесия на 5-10 см и отпустите его.
4. Измерьте время 20 полных колебаний.
5. Повторите измерения не менее 5 раз, не изменяя условий опыта, и найдите среднее значение времени:
6.Рассчитайте длину нити при g = 9,81 м/с2 (это и есть ваш рост)
7.Оцените погрешность измерения.
Ее =
3. ИТОГИ УРОКА.
На дом повторить главу 2, составить текст трех задач по данной теме. Все учащиеся сдают тетради в конце урока для выставления оценок.
ЛИТЕРАТУРА
1.А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика-9, М., Дрофа, 2008 г.
2. О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А Орлов, Задания итогового контроля знаний учащихся по физике 7-11. М., Просвещение, 2002 г.
3. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. Под ред. В. Г. Разумовского. М., Просвещение,1993 г.