Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество"

Разделы: Начальная школа


Основные цели:

Создание рефлексивно-познавательной среды на уроке для:

  • Осмысления и переосмысления содержания жанров устного народного творчества, сказочных образов и героев;
  • Совместного проживания содержания художественного материала;
  • Перехода от стереотипного восприятия художественного материала к рефлексивному;
  • Совместной групповой и коллективной работы;
  • Развития воображения и творчества учащихся.
  • Использование предметных практических приемов и упражнений для развития воображения учащихся.
  • Формирование навыков рефлексивного (образного, ассоциативного) мышления учащихся. Культивирование "рефлексивного" читателя.
  • Формирование и развитие в ходе урока новых ценностей и смыслов; актуальности и жизненности изречения: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"; личностное восприятие учащимися устного народного творчества; сопричастность сказочным образам и героям.
  • Повышения интереса к изучению предмета посредством применения дополнительного, игрового материала и использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал: презентация к уроку PowerPoint 2003г

Раздаточный материал: вопросы для групп учащихся, необходимые на уроке.

Задачи урока:

  • Активизировать и актуализировать знания учащихся по устному народному творчеству с целью их подготовки к восприятию программного материала.
  • Повторить и обобщить известные детям понятия по теории литературы.
  • Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания на примере русских народных сказок
  • Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.
  • Научить учащихся навыкам первичного (образного ассоциативного) рефлексивного мышления.
  • Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.
  • Научить ребят творчески решать проблемные задания.

Авторский медиапродукт - презентация 16 слайдов (среда PowerPoint 2003).

Целесообразность использования:

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
  • помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

Ход урока

Учащиеся сидят по заранее сформированным группам (принцип формирования групп произвольный).

1. Мотивация к учебной деятельности.

"Слово человеческое вылетает из-за городьбы зубов, как быстрая птичка, и уязвляет ненавистных врагов, как острая стрела: (Александр Николаевич Афанасьев).

"Оно льется как водный поток, и блестит как небесный свет:

:слову человеческому была присвоена та же всемогущая сила, какою обладают сближаемые с ним божественные стихии".

"Давай те же обратимся к истокам, чтобы, продвигаясь вслед за нашими предками, возделывающими в течение многих веков поле родной культуры, увидеть ее в развитии, узнать, как жили, о чем думали первосозидатели нашего языка и культуры".

Федор Иванович Буслаев (исследователь и собиратель произведений народной словесности)

Я желаю вам успехов и думаю, что вы хорошо поработаете.

Пожелайте друг другу удачи. Теперь в путь!

2. Постановка познавательной задачи.

Какую большую тему мы прошли? (Устное народное творчество) слайд 1.

Как выдумаете, чем сегодня вам предстоит заниматься? (вспоминать, повторять изученные произведения, отгадывать загадки, над чем-то мы будем работать в группах)

Будем ли мы узнавать что-то новое? (кто-то будет; да; нет - возможны любые ответы детей)

Почему она так называется? (Произведения придумал народ и передавал их из уст в уста)

Как вы понимаете, выражение "из уст в уста" (один человек рассказывал другому, другой третьему, и т.д.)

Какие разделы в ней изучались? (малые фольклорные жанры, сказки)

Какие малые жанры фольклора нам встречались? Слайд 2

- Скороговорки

- Потешки

- Небылицы

- Пословицы и поговорки

- Загадки

Сегодня с вами будет работать вот такая говорящая рыбка. Она сказочная и если кто-то из вас что-то забудет, она подскажет. Тех, кто волнуется, успокоит, надо на нее только посмотреть.

3.Работа по группам (5групп).

Задание №1 "Угадай, к какому малому фольклорному жанру относится"

Группы выбирают малый фольклорный жанр (вытаскивают задания из мешочка), обсуждают. Детям необходимо отгадать жанр и аргументировать свой ответ, опираясь на текст учителя, учебника и само произведение.

Раз два три, четыре, пять
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы:
Поводи иди-ка ты.(считалочка)

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап. (Скороговорка)

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из под собаки лают ворота.
Дубина выбегает с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах (небылица).

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь? (пестушка)

Баю, баюшки, баю
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок. (колыбельная песенка)

У каждой группы есть толковый словарь, учебник "Родная речь" 2 класс, раздаточный материал учителя (из энциклопедии):

Считалки - вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких.

Скороговорка - шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова". Скороговорка - частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья

Небылица - Вымысел, лживое сообщение Шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (например: гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился)

Пестушки- это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения. Слово "пестушка" произошло от слова "пестовать" - нянчить, заботливо растить, воспитывать, носить на руках.

Колыбельная песня - песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мама своему ребенку, может петься родными для больного и в прочих случаях. Отличительным признаком колыбельной песни является - достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

4. Беседа

Какой раздел мы изучали с вами после малых жанров фольклора? (Сказки.)

Какие виды сказок вы знает? (бытовые, волшебные о животных)

Что мы еще знаем о волшебных сказках? (В этих сказках могут быть присказка, зачин, троекратное повторение, концовка) Слайд3

Артикуляционная разминка

Прежде чем перейти к следующему заданию волшебная рыбка предлагает нам разминку: какая группа лучше проговорит скороговорку.

Дети выбирают любую известную скороговорку. Говорит группа хором.

Физкультминутка

А теперь в награду физкультминутка от волшебной рыбки.

Беленькое облако
Округленные руки перед собой
Поднялось над крышей
Поднять руки над головой
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над  головой из стороны в сторону
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу.
Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

5. Продолжение работы в группах.

Задание №2 "Отгадай сказку"

Размялись, передохнули, теперь вернемся к сказкам и проверим, как вы их хорошо помните.

Появляются картинки. Группы отгадывают сказки по очереди.

Слайды 4,5,6,7,8.

Группы отгадывают сказки по очереди. Какая сказка изучалась на уроке, а мы ее не назвали?

("Петушок и бобовое зернышко")

Чему научила вас эта сказка? (помогать друг другу, не спешить, бережно относиться к своему здоровью.).

Задание №3."Инсценировка"

Ваша задача инсценировать отрывок из сказки, которую вы отгадали. Объяснить ее вид, доказать это.

-Лиса и тетерев

-Лиса и журавль

- У страха глаза велики

- Каша из топора

- Гуси лебеди

У каждой группы есть рекомендации по работе над сказкой:

"Лиса и тетерев"

- вспомните сказку

- прочитайте или повторите диалог героев

- перескажите диалог по ролям

- к какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

- помните о выразительном исполнении

"Лиса и журавль"

- вспомните сказку

- прочитайте или повторите диалог героев

- перескажите диалог по ролям

- к какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

- помните о выразительном исполнении

"У страха глаза велики"

- вспомните сказку

- прочитайте или повторите диалог героев (старуха, внучка, мышка, курица, заяц)

- перескажите диалог по ролям (отрывок со слов "Прибежали они домой:")

- к какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

- помните о выразительном исполнении

"Каша из топора"

- вспомните сказку

- прочитайте или повторите диалог героев (старухи и солдата)

- перескажите диалог по ролям

- к какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

- помните о выразительном исполнении

"Гуси лебеди"

- вспомните сказку

- прочитайте или повторите диалог героев (девочка и мышка)

- расскажите диалог по ролям (отрывок в доме Бабы -Яги)

- к какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

- помните о выразительном исполнении

6. Викторина "Вспомни пословицу".

В заключении конкурс пословиц. Работа проводится фронтально.

Пословицы рассыпались Слайды9-15

Доброе братство       в беде

Друзья познаются   добром и платят

Робкого                    дороже богатства

За добро                    и тень страшит

Сметка дороже   дороже богатства

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Вот и подошел к концу наш урок. Рыбка готова дать оценку вашему уроку, но ей хотелось бы знать:

Для чего мы изучали устное народное творчество?

Что понравилось на уроке?

Что бы вы изменили?

Оцените работу своей группы?

Все ли вам удалось?

Над чем еще надо поработать? Как вы будете это делать?

Обсуждение результатов проходит по группам (вопросы для анализа деятельности есть у каждой группы), затем выслушиваются ответы.

А вот оценка рыбки. Слайд 16.

Домашнее задание: попробуй сочинить свое произведение (сказку, загадку и т. д.),

По желанию выполнить задание на пространстве.