Введение
Творчество является не только уделом избранных гениев. Большая часть того, что нас окружает, сделана и спроектирована неизвестно кем и в силу быстро изменяющихся к творчеству - задача педагога. Именно педагог своими знаниями и умениями способен показать ребенку на что он способен и кем он сможет стать в жизни. Эти задачи стоят перед каждым педагогом, в том числе и музыкальным педагогом. От того, насколько умело и талантливо будет педагог обучать своих учеников зависит решение этих задач.
1. Знания, умения, навыки в творческом процессе
Творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а также производства и организации. Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою, создаются произведения искусства, не имевшие аналога в истории культуры.
Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок. Усилия ученых, изучающих творческий процесс, сконцентрированы главным образом на изучении творчества, продукты которого имеют объективную ценность, т.е. такую, которая оказывает влияние на развитие науки или культуры в целом. Но при этом следует учитывать важность детского субъективного творчества в том плане, что оно является одним из показателей роста творческих возможностей человека, получившего данный результат. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов Детского творчества.(23. С. 111)
Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что человек хочет воплотить. Накопление знаний и опыта можно охарактеризовать как количественный подход к проблеме, когда возникшую проблему пытаются решить при помощи привычных, стереотипных операций мышления, уже неоднократно использовавшихся ранее. Творческий акт характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов к решению проблемы в их своеобразное новое качество, которое и является решением данной проблемы. Любое значительное научное открытие - это качественный скачок в мышлении, будь то гелиоцентрическая система Коперника, таблица периодической системы элементов Менделеева, или же теория относительности Эйнштейна. В художественном же творчестве открытие есть создание ярких образов, которые поражают зрителя, читателя, слушателя глубиной обобщения и постижения изображаемого. Переход количества в качество в данном случае происходит через понятие "типическое", когда художник, изучив десятки жизненных прототипов, обобщает их в художественном образе.
С точки зрения психофизиологов, творчество есть образование новых сочетаний из элементов нейронных связей, которые уже ранее были сформированы в коре больших полушарий. Для того, чтобы в сознании художника образовались новые ассоциации, необходим процесс диссоциации, т.е. момент расщепления сложившихся связей. Диссоциированные связи включаются звеньями в новые системы связей, которые со временем тоже будут расщеплены и диссоциированы. Черновые наброски многих мастеров культуры позволяют видеть, как в поисках наиболее сильного художественного воздействия перебираются различные слова, линии рисунка, композиция произведения, как отрицается то, что поначалу, казалось, было хорошо, и как вновь найденное снова отрицается до тех пор, пока форма выражения не станет адекватной выражаемому содержанию.(23. С. 115) Нередко отсутствие знаний, умений и навыков воспринимается даже профессионалами как отсутствие нужных способностей. Как бы ни велика была роль фантазии в творческом процессе, одной лишь фантазии недостаточно для создания законченного произведения. Творческий процесс может угаснуть, если не вооружать его необходимыми умениями, знаниями и навыками - детское творчество, которое угасает, не имея той подпитки, которую дает мастерство, приобретаемое в процессе обучения. Никакими способностями невозможно заменить мастерство, которое является главным орудием в создании и исполнении художественного произведения.
Однако сами по себе профессиональные умения и навыки еще не предопределяют ценность результатов творческой деятельности. Суть творчества заключается не в накоплении знаний и мастерства, хотя это очень важно для творчества, а в умении человека, будь он ученый или художник, открывать новые идеи, новые пути развития мысли, делать оригинальные выводы.
Вся трудность осуществления творческой деятельности заключается в том, что хотя знания и являются основой творчества, тем не менее совершенно разные психические процессы протекают в момент усвоения уже известного знания и создания новых идей, новых образов, новых форм. С одними и теми же примерно уровнями мастерства создаются совершенно несравнимые по своей ценности художественные произведения.
Современная психология и педагогика признают, что степень общего творческого развития человека имеет свои пределы, границы которых установлены генетическими особенностями строения нервной системы, т.е. что существуют люди от природы более или менее творчески одаренные, и что каждый человек может и должен развить свои творческие способности до тех уровней, которые ему отпущены природой. А определить эти уровни можно, только занявшись той деятельностью, в которой человек может себя проявить тем или иным образом. Как отмечал Л.Выготский, хотя обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению.(10. С.86)
2. Психологические особенности творческой личности
Психологи давно заметили, что люди, обладающие творческим складом ума, в какой бы области они ни работали, имеют много общих черт, по совокупности которых они существенно отличаются от людей менее творческих. Чертами творческой личности, согласно американскому психологу К.Тэйлору, являются: стремление всегда быть на передовых рубежах в своей области; независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; неудовлетворенность существующими традициями и методами и отсюда - стремление изменить существующее положение дел; нестандартность мышления; дар общения; талант предвидения (38. С. 28). Другие исследователи отмечают такие черты творческой личности, как богатство фантазии и интуиции; способность выходить за рамки обычных представлений и видеть, предметы под необычным углом зрения; способность разрешать тупиковые ситуации в тех случаях, когда они не имеют логического решения, оригинальным путем. Вносящие большой вклад в общественный прогресс творцы нового в искусстве и в науке, как правило, обладают обширными познаниями и глубиной проникновения в суть изучаемой проблемы, богатством чувств и прежде всего - чувством нового; сильная воля помогает им в достижении поставленных ими самим себе целей. Они хорошо чувствуют потребности общественного развития и хорошо понимают чувства других людей. Обладая высокой чувствительностью, творческие люди улавливают слабые сигналы в окружающей их действительности и на этом строят развитие присущего им дара предвидения. Для нахождения истины они не чураются тяжелого и изнурительного труда, находя в самом его процессе большое удовлетворение.
Творческие люди в своей деятельности не склонны опираться на авторитеты. Изучив в начале творческого пути все то, что сделано до них их предшественниками, они затем идут своим путем, не обращая особого внимания на критику в свой адрес. Так было со всеми композиторами-новаторами, (проложившими новые пути в музыкальном мышлении - Бетховеном, Листом, Стравинским, Шёнбергом, Шостаковичем. Хотя критика со стороны тех, кто стоит на традиционных ортодоксальных позициях, бывает довольно суровой, подлинные творцы не в силах свернуть со своей дороги и сочинять так, чтобы это вызывало одобрение у критики и у широкой публики. Они чувствуют и осознают в себе особую миссию в служении своему делу, будь то наука, искусство или какой-либо другой вид деятельности.(23. С. 125)
На творчество большое влияние оказывает способность проявлять яркую; фантазию, подходить к проблеме с разных точек зрения, порой взаимоисключающих друг друга, подвергать сомнению то, что для многих кажется очевидным. Естественно, что подобные черты творческой личности делают ее не очень уживчивой с другими людьми, что вызывает к ней недоброжелательное отношение. Творцу приходится иметь много мужества для того, чтобы следовать своему жизненному пути, отстаивать свои принципы, идти на риск, понимая, что его новаторские идеи могут быть не приняты широкой публикой, проявлять исключительное упорство в достижении намеченной цели. Часто это приводит творческого человека к изоляции условий жизни поиски и находки творческого решения проблемы становятся условием существования многих и многих людей. Выход за пределы рутины, появление даже крупицы новизны является творческим актом. Человек часто выступает творцом своей судьбы, творцом своей личности, творцом общественных отношений и трудовых достижений. Согласно концепции личности американского психолога Эрика Эриксона, человек в течение своей жизни проходит целый ряд личностных кризисов, из которых ему для дальнейшей неуклонного развития необходимо уметь выходить. Выход из кризиса связан с творческим решением возникшей проблемы.
Чем более сложней оказывается среда, в которой человеку приходится действовать, тем чаще от него требуется проявление творческих способностей, тем творческий потенциал развивается и накапливается быстрее по сравнению с теми местами пребывания, в которых природа легко дает человеку средства к существованию. Поэтому народы, живущие в северных широтах, как правило, оказываются в творческом плане более изобретательными. Л. Выготский указывал на то, что в основе творчества всегда лежит момент плохой приспособленности, из чего возникают потребности, стремления и желания (46). Стремление изменить ситуацию заставляет человека напрягать умственные усилия, направленные на улучшение положения. Отсюда и возникает творческий акт.
Проявление творческого акта, по мнению Л.Выготского, исторически и общественно обусловлено. Ребенок гениально, подобно Моцарту, одаренный, но родившийся на островах, так же неспособен сочинить симфонию, как Архимед - изобрести динамоэлектрическую машину. Именно поэтому Ньютон не смог открыть теорию относительности, а Декарт - механизмы условного рефлекса, так как каждый из этих ученых исходил из того уровня знаний, который был накоплен обществом к тому времени, когда они жили. Благодаря преемственности развития культуры то, чего в предшествующие эпохи достигал лишь выдающийся человек, в наше время естественно входит в школьные программы. В свое время по этому поводу В.Г.Белинский заметил, что для того, чтобы написать в наше время несколько строф, не уступающих в звучности и великолепии некоторым строфам Ломоносова, нужно одно умение и навык, а в то время, в каком жил Ломоносов, для этого нужен был талант.(13. С. 45)
Благодаря непрерывно совершенствующимся методам обучения подобные явления можно наблюдать сплошь и рядом. Особенно наглядно это проявляется в спорте и при овладении техникой игры на музыкальных инструментах. Так, просмотрев ноты Первого фортепианного концерта П.Чайковского, великий пианист Н.Рубинштейн нашел его технические трудности непреодолимыми и отказался его играть. В наши дни этот концерт является достоянием многих, даже рядовых пианистов. То же самое можно сказать и про спортивные достижения, в которых рекорды растут из года в год. Таким образом, проявление способностей человека выполнять какую-либо сложную деятельность зависит не только от его таланта, но и от освоения его учителями методов обучения, которые ведут к высоким достижениям. Конечно, все люди, дети разные. Но в каждом ребенке, в каждом человеке природа заложила свой дар. Человек, а тем более ребенок очень часто и не подозревает о том, какие богатства в нем скрыты. Открыть перед ребенком эти богатства, развить его способности от научного или художественного общества, но независимая интровертированная позиция не очень его смущает, хотя временное отсутствие признания переживается довольно нелегко.
Творческого человека можно сравнить с могучим деревом, корни которого глубоко уходят в землю, а вершина - высоко в небо. Глубокие корни ассоциируются с предельным проникновением в рассматриваемую проблему, доскональное знание предмета, вершина - с отрывом от реальности, умением посмотреть на проблему с какой-то высокой точки зрения, охватывая ее целиком, уходя от приземленного, обычного решения задачи.
Своей независимостью, самостоятельностью, оригинальностью творческие люди часто приносят много хлопот коллективам, в которых им приходится работать, и тем, кто вынужден с ними общаться.
3. Творчество учащихся на уроке музыки.
Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность,вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.
В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.
Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко. Так, Б.Л. Яворский считал, что воспитательная ценность музыкального творчества ребенка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребенка. Б.В. Асафьев писал, что творчество способствует более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей. Б.М. Теплов обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству. Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира.
Творческое начало у младших школьников может проявляться в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной инициативе, в сочинении мелодии на предложенный текст, в воспроизведении (голосом, на металлофоне) несложных мотивов разного характера (в жанре марша, польки, вальса); в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения произведений, в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки, в оценочных суждениях об услышанной музыке; в осмысленном исполнении песен с элементами собственной интерпретации.
Творческое начало должно пронизывать процесс общения с музыкой и у подростков. Оно проявляется не только в оценочном суждении о воспринятой музыке, интерпретации произведения, но и в собственном творчестве (например, сочинении подголосков к мелодии песни).
В процессе подготовки учащихся к творчеству прослеживаются три взаимосвязанных направления. Первые из них - обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Так, например, знание сказок, стихотворений, народных обычаев, героев книг, повадок животных т.п. создает основу для проведения той или иной музыкальной игры. Восприятие художественно ценных произведений обогащает слуховые впечатления учащихся, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.
Второе направление знакомит ребят со способами творческих действий. С этой целью им предлагается сравнивать несложные пьесы, песни, сходные, например, по ритмически оборотам, ладовым интонациям, но вместе с тем контрастные по настроению. Даются образцы музыкального творчества, например сочинения ритмического вступления и т.д. (на основе разучиваемого в классе материала).
Третье направление предусматривает овладение способами творческих действий. Вначале их показывает сам педагог: после совместного анализа песни он продумывает вслух план ее исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых песен он объясняет и дает почувствовать детям, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создать различные музыкальные образы и что характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности. На основе полученного опыта ребята в дальнейшем будут "сочинять" сами.(12. С. 181)
Подготовка учащихся к творческой деятельности имеет большое значение. Например, чтобы придумать варианты напева, они должны обладать достаточным интонационно-ритмическим опытом, который формируется постепенно и в определенной последовательности; понимать, какие комбинации элементов мелодии возможны. Поэтому решению подобных заданий должно предшествовать освоение поэтического текста, его ритмической структуры, строения мелодии.
Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Выполнение их во многом зависит от учителя, от его личности, увлеченности, способности участвовать в сотворчестве. Педагог побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации. Для активизации инициативы младших школьников он предлагает им творческие задания в форме игр. Выполнению заданий способствуют рассказанные им правила игры и сюжетная подсказка. Игра же создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей.
Постепенное усложнение условий игр, их содержания способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей учащихся. В творческих заданиях расширяется самостоятельность ребят. Если вначале игру ведет учитель, то позже - сами учащиеся. Иногда , они придумывают свои игры или переводят обычные игры в музыкальные (например, "Испорченный телефон", "Угадайка" и др.).
Все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие музыке, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения.
При оценке выполненного задания необходимо учитывать степень понимания музыкального образа, стремление к совершенствованию композиции в процессе сочинения, способность "автора" выразительно ее повторить.
Знакомясь с методической литературой по проблемам детского творчества, можно встретить терминыI "импровизация" и "творчество". В процессе импровизации мелодия создается непосредственно во время ее исполнения. Но творчество рассматривается и шире. Обычно сочинение - развернутый процесс, содержащий обдумывание замысла и средств его воплощения, совершенствование и оценку результата. Именно о таком творчестве говорил Б.Л. Яворский, когда высоко оценивал его воспитательное значение. Творчество, по его словам, позволяет развивать, направлять и контролировать музыкальное мышление.
На начальном этапе музыкального воспитания важно сочинение выразительных ритмов, попевок, песен на ограниченном количестве ступеней. В этом случае ребенок оперирует конкретными музыкально-слуховыми представлениями, приобретенными в процессе восприятия, пения, игры на инструментах. Творчество способствует развитию музыкально- образного видения, является важным условием музыкального и общего развития ребенка. Процесс сочинения не исключает элементов импровизации.
Учитель должен уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. Вначале младшие школьники успешнее справляются с творческими заданиями, связанными с движениями под музыку и игрой на простейших музыкальных инструментах. Свои "сочинения" (выразительные интонации, ритмическое сопровождение к пьесам, песням, характерные движения) первоклассники обдумывают, совершенствуют, свободно и выразительно повторяют.
Трудности, которые дети испытывают при выполнении творческих заданий в пении (отсутствие координации между слухом и голосом), постепенно устраняются. "Непоющие" дети могут проявлять свои творческие возможности в движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а поющие - ив пении. Главное, чтобы учитель использовал на уроке самые разные по видам деятельности творческие задания.
Так, постепенно усваивая характерные ладовые интонации, ученики должны не только их слышать, по возможности чисто интонировать, сочинять характерные мотивы на ступенях, но и музицировать. Например, придумать на звуковысотных инструментах различные по настроению "зовы" птиц: грустный, беспечный, серьезный. При выполнении заданий такого типа ребята учатся понимать и устанавливать взаимосвязь между музыкальным образом и средствами его воплощения.
Эти навыки углубляются в работе над песенным материалом, где также возможны различные творческие задания. Например, сочинить ритмическое сопровождение, вступление, выбрать инструмент, звучание которого соответствует характеру конкретного произведения, и т.д. Во всех случаях дети должны обосновать свой выбор и замысел.
Исполняя простейшие ритмические партитуры, составленные учителем к пьесам для слушания, учащиеся получают представления о средствах музыкальной выразительности (ритме, динамике, темпе), их роли в создании музыкального образа произведения. Эти представления закрепляются в процессе сочинения ими ритмического сопровождения к другим пьесам уже самостоятельно или в сотворчестве с педагогом. Интересными и весьма ценными являются задания, направленные на развитие представлений о жанрах (марш, песня, вальс, полька), музыкальной форме (куплетная, простая двух- и трехчастная, рондо, вариационная).
Разнообразные и систематические творческие задания помогают учащимся успешно справляться с поставленными перед ними задачами. Так, второклассники с удовольствием сочиняют варианты на тему хорошо знакомой им русской народной песни "Дроздок". Они сочиняют на звуковысотных инструментах два разных по характеру варианта. Например, мелодия одного, подвижная, легкая, исполняется на металлофоне, а другого, протяжная, медленная, - на ксилофоне. Затем к каждой из них дети придумывают двухголосные ритмические партитуры. Образцом творчества для выполнения этого задания является ранее разобранная в классе тема с вариациями на мелодию известной детям песни.
Надо отметить, что детский музыкальный фольклор вызывает большой интерес у учащихся Так, знакомые им песни "Заинька", "Солнышко" и другие они не только поют, но и подбирают мелодии на металлофоне, ксилофоне. К одним песенкам ребята сочиняют ритмическое сопровождение, к другим играют аккомпанемент, предложенный учителем. К таким песням можно давать два-три варианта сопровождения, каждый из которых исполняют разные группы, что является предпосылкой формирования у детей представлений о принципе вариационности и форме вариаций.
Ученикам III класса даются более сложные задания, которые они выполняют индивидуально. Например, сочинить рондо с ритмическо-шумовым рефреном в характере марша и мелодическими эпизодами: первый - в характере польки, второй - вальса. Ритмическое сопровождение к каждому эпизоду исполняется "автором" на выбранном им инструменте.
Различные по сложности творчества задания необходимо включать в урок систематически с I класса. На музыкальных занятиях важно создавать каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве. Все дети должны испытать радость творчества, которое развивает эмоциональную отзывчивость на музыку. Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, педагогу необходимо следующее:
- отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
- использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;
- выбирать приемы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся, различным образом импровизировать; разрабатывать и ставить серии творческих заданий; устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.
Итак, развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.(10.С.П2)
Вдохновение - прыжок выше головы, когда творец делает то, что ему не дано, казалось бы, от природы. И даже у многих обычных людей бывает такое состояние, когда говорят, что человек находился "в ударе". Что этому может способствовать?
Сильное эмоциональное переживание. При этом неважно, положительное оно, или отрицательное.
Роль несчастий в создании шедевров искусства, музыки широко известна. Здесь можно вспомнить несчастную любовь Бетховена, Берлиоза, тяжелые болезни у Шуберта, Шумана, Дворжака; потерю близких - смерть жены у Баха; смертельная болезнь Моцарта; душевное потрясение Д. Шостаковича в момент создания Седьмой симфонии; и многое другое.
Когда стремление к самовыражению становится особенно сильным, когда человека переполняют сильные чувства, то склонность к музыке оказывается ведущим средством выражения духовной жизни человека. Это служит объяснением, почему среди гениальных безумцев так много музыкальных знаменитостей. К их числу относятся Глюк, Гендель, Моцарт, Шуман, Бетховен, Доницетти, Перголези.
Заключение
Большую роль в стимулировании творческой активности учащихся младшего школьного возраста имеют коллективные формы организации музыкальной деятельности. Примером этому служит хоровое пение. Хоровое пение на уроках музыки в общеобразовательных школах составляет существенный раздел. Вокально-хоровая деятельность находится в числе приоритетов школьной работы с детьми, так как решает несколько задач: во-первых, социально-воспитательные задачи (уводит ребят от отрицательных впечатлений, от негативных действий и др.); во-вторых, является средством развития творческой активности и музыкальных способностей. Оптимизация современного детского вокально-хорового исполнительства в последнее время вызвана естественной потребностью сохранения традиций отечественной певческо-хоровой культуры, а также гуманизацией всего процесса образования.
Литература
1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой //Музыкальная жизнь. - 1985.-№17.
2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и .... образовании. -М., 1973.-239с.
3. Асафьев Б. О музыкально-творческих навыках у детей. - Л., 1973.-220с.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества. -Ростов н/Д., 1983.-321с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1996.-190с.
6. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.-265с.
7. Ветлутина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. -М., 1976.-254с.
8. Вопросы музыкальной педагогики. - Вып.1.- М., 1979. - 265с.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965.-350с. Ю.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.-290с.
10.Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся//Вопросы музыкальной педагогики.-Вып. 1.-М., 1980.
12.Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество. - М., 1996.- 401с.
13.Громов Е.С.Художественное творчество. - М., 1070.-195с.
12.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.- М., 2000.-240с.
13.Илиади А. Природа художественного таланта. - М., 1964.-205с.
14.Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. - М., 1986.-240с.
15.Канн-Калик Б.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.-290с.
16.Киященко Н.И. Цели, задачи и принципы эстетического воспитания. -М., 1990.-198с.
17. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов н/Д., 2002.-288с.
18.Люблинская А.А. Природа активности и ее значение в развитии школь-ника.-Л., 1967.
19. Матейко Я. Условия творческого труда. - М., 1976.- 180с
20. Медушевский В.В. О закономерностях м средствах художественного воздействия музыки. - М., 1986.-163с.
21. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. - М., 1999.-272с.
22. Петров И.К. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников//Вопросы музыкальной педагогики. - №7.-М., 1986.
23. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997.-384с.
24. Проблемы музыкального творчества. - М., 1991.- 164с.
25. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980.-290с.
26. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М., 1989.-190с.
27. Руденко В.И. Вопросы методики начального музыкального образования