Цели урока:
- Сформировать общее представление о свойствах звука и света;
- продолжить формировать у учащихся интерес к естественным наукам
Оборудование: волновая машина, бипризма “Френеля”, стеклянные пластины со скошенными гранями, рупор, мегафон, динамики, в\ф: “Дисперсия света”, фотографии волн и радуги.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Структура урока:
1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Учащимся предлагается отгадать загадки, ответы на которые позволяют подвести учащихся к теме урока, целям. (3 мин.)
2. Этап усвоения новых знаний (25 мин.)
3. Этап закрепления новых знаний.(10 мин.)
4. Этап информирования учащихся о домашнем задании. (2 мин.)
Урок по учебнику “Окружающий мир” 4 класс (“Человек и природа”). А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутион. – М.: Баласс, 2008 г.
Ход урока
1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (учащимся предлагается отгадать загадки).
- Чего в шкафу не спрячешь? (Свет)
- Кто со всеми говорит, а самого не видно? (Эхо, звук)
Вопрос учащимся: Что объединяет эти два явления природы? (Вот вам подсказка)
Кто по морю идет не проваливается,
А на берег выйдет – растянется? (Волна)В тихую погоду нет нас нигде,
Как ветер подует – бежим по воде? (Волны)
Учащимся предлагается сформулировать тему урока, учитель формулирует цели
2. Этап усвоения новых знаний.
Понятие волны – одно из самых важнейших понятий в науке. Если внимательно вглядеться в окружающий нас мир, можно заметить, что он весь пронизан волнами. Просто одни волны можно наблюдать визуально (например, волны на поверхности воды), другие волны недоступны нашему зрению – звуковые волны, электромагнитные.
Давайте выясним, как образуется волна. Представим себе, что мы стоим на краю большой поляны и вдруг подул ветер. Что мы с вами видим.
Давайте попытаемся продемонстрировать образование волны.(5,6 человек выходят к доске, встают в ряд и показывают образование волны. Для этого учащиеся поднимают руки вверх. Крайний левый учащийся наклоняет руки вправо и касается рук соседа, второй учащийся наклоняет руки вправо и касается рук третьего учащегося, в это время руки первого учащиеся занимают исходное положение и т.д. Данное упражнение можно повторить со всем классом). Аналогично образуются волны в различных средах.
Демонстрация: Звучание камертона.
Объяснение образования звуковой волны.
Вопрос:
- Что характерно для волны?
- Как ведут себя частицы в волне?
Демонстрация: образование волны с помощью волновой машины.
Характеристикой любой волны является частота.
Колебания, воспринимаемые человеком называются звуком.
Мы с вами способны воспринимать звуки с частотой от 20 до 20000 Гц. Звуки с частотой менее 20 Гц называются инфразвуками, эти звуки способны воспринимать, например медузы 8-12 Гц. Данные волны зарождаются в зоне шторма.
Ультразвуки имеют частоту более 20000 Гц. Такие звуки воспринимают дельфины (4000–200 000 Гц), летучие мыши, собаки (40 000 Гц).
Звук имеет конечную скорость распространения. Например: при 20 °C
v (воздух)=334 м\с, а при 0°C v(воздух)=331 м\с, v(вода)=1440 м\с.
Любой звук характеризуется высотой и тоном.
Звуковые волны нашли широкое применение на практике. Например: ультразвук - для определения скрытых дефектов в массивных валах турбин, трещин в рельсах; в медицине – дробят камни в почках, стерелизуют приборы.
Для усиления звука человек использует специальные устройства - рупор, мегафон, динамики. (Демонстрация данных устройств)
Физминутка:
А теперь пришла пора –
Разомнется детвора.
Головой мы покиваем,
Глазами поморгаем,
Мы к соседу повернемся
И друг другу улыбнемся.
Повторим разочка три –
Мы теперь богатыри.
А сейчас мы с вами поговорим о свете.
Вопрос: Что такое свет?
Свет – это электромагнитное излучение воспринимаемое глазом.
Природа света сложная.
Свет – это:
- волна;
- поток частиц, корпускул.
Свет имеет скорость распространения 300 000 км/с.
В природе существуют естественные и искусственные источники света. Приведите примеры.
Вопросы учителя учащимся:
- Почему мы видим окружающие нас предметы?
- Почему отдельные предметы красные, желтые, зеленые?
- Крашенное коромысло над рекой повисло? Что это такое?
- Когда и почему образуется радуга? (Образуется радуга из-за того, что белый свет имеет сложную структуру и состоит из 7 основных цветов. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
Что это действительно так мы с вами можем пронаблюдать.
Демонстрации: наблюдение разложения белого света на цвета радуги с помощью:
- спектрографа с постоянной щелью;
- стеклянной треугольной призмы.
3. Этап закрепления новых знаний.
На этапе закрепления нового материала предлагается учащимся просмотреть фрагмент в/ф “Дисперсия света”.
- Что такое волна?
- Что такое звук?
4. Этап информирования учащихся о домашнем задании:
Учебник стр.116, 117.
Методическое сопровождение урока.
Урок по теме “Звук, свет. Их свойства” для учащихся 4 класса проводится учителем физики. Данный урок направлен на развитие интереса, любознательности у учащихся, не требует запоминания конкретных данных. Урок сопровождается показом физического эксперимента. Это приводит к тому, что у учащихся появляются вопросы: “Что? Как? Почему?”.