Деятельностно-деловая игра "Путешествие на край света"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • расширить сведения о природе, о географических, климатических особенностях и достопримечательностях родного края;
  • развивать навыки проектной деятельности, наблюдательность, сообразительность;
  • развивать артистичность, творческие способности с учётом индивидуальных особенностей, коммуникативные и организаторские умения и навыки;
  • воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • телевизор;
  • видеокамера;
  • магнитофон;
  • фонограмма песни;
  • увеличенные ксерокопии телевизионной программы и календаря;
  • пакеты с заданиями для участников;
  • карточки с опорными словами;
  • карточки с названием творческих групп;
  • презентация мероприятия.

Ход занятия

1. Введение в тему занятия.

Здравствуйте дети. Вы любите праздники?

Назовите праздники в декабре.

(Учитель отмечает в календаре)

1.12 – День борьбы со СПИДом и день воинской славы.

3.12 – Международный день инвалидов. День рождения области.

10.12 – День прав человека.

12.12 – День принятия Конституции.

27.12 – День спасателя.

31.12 – Новый год.

- Есть еще один праздник. 11 декабря – Всемирный день детского телевещания. В жизни современных людей телевидение играет большую роль. С помощью телевидения мы узнаём новости, получаем разнообразную информацию, развлекаемся и можем путешествовать.

Но, к сожалению, на телевидении не так много детских передач.

(Учитель указывает на телепрограмму, в которой отмечены детские передачи).

2. Цель занятия. Погружение в деловую игру, распределение заданий, работа в группах.

- Сегодня я предлагаю погрузиться в деловую игру, создать новую детскую передачу. Эта идея возникла у меня после получения необычного видеописьма. Внимание на экран.

(Видеописьмо Сабрины)

Здравствуйте ребята. Меня зовут Сабрина. Я живу в Австралии. Моя страна очень красивая, со всех сторон она омывается океанами. В Австралии всегда тепло. В ней есть удивительные животные, например: кенгуру. Я живу в городе Сидней. Он очень большой и красивый Я учусь в 3 классе. В свободное время люблю кататься на роликах и плавать и танцевать. Очень хочу с вами подружиться и узнать о крае, в котором вы живете.

- Вот такое удивительное письмо я получила от вашей ровесницы из Австралии. Хотите подружиться с Сабриной? Новая детская телепередача, которую мы сегодня создадим, и будет ответом на это видеописьмо. Я предлагаю назвать передачу “Путешествие на край света”.

Начинаем работу! Нам необходимо разделиться на три творческие группы.

Первая группа - редакция информации - цвет бейджика зеленый

Вторая группа – специальные корреспонденты - цвет бейджика голубой

Третья группа – музыкальная редакция - цвет бейджика оранжевый

Пожалуйста, занимайте свои места.

(Дети рассаживаются по местам, на проекторе – задания трем группам)

- У каждой группы на столах пакеты с заданиями. Познакомьтесь с ними. Есть ли у вас вопросы? Желаю всем творческой и плодотворной работы.

3. Работа в группах.

1 группа:

1. Прочитать опорные слова на отдельных листах (обратите внимание, слова пронумерованы!).

2. Прочитать фрагменты текста.

3. Подобрать текст к опорным словам.

4. Распределить текст между членами группы.

5. Подготовиться к выступлению у доски.

2 группа.

1. Внимательно рассмотрите слайды (обратите внимание на нумерацию!).

2. Прочитайте стихи.

3. Соотнесите стихи и слайды по содержанию.

4. Подготовьтесь к выступлению в порядке нумерации слайдов.

3 группа.

1. Прочитайте текст песни.

2. Внимательно рассмотрите иллюстрации действий к строчкам песни.

3. Отрепетируйте выполнение действий группой.

4. Подготовьтесь к выступлению.

Комментарии к деятельности учителя во время к работе групп.

Во время работы групп Таиса Викторовна:

1 группа: рассказать о том, как будут выступать у доски. Один крепит к доске опорное слово или символ, потом говорит своей текст.

2 группа: проверить правильность соотнесения слайды и стихи. Предупредить, чтобы на смену слайдов на экране не обращали внимание.

3 группа: Проверить синхронность выполнения действий к песне.

4. Выступления творческих групп.

- Ребята, время работы редакций подошло к концу. Прошу представить

каждую группу свои материалы.

Группа №1

(Во время выступления дети крепят на доску карточки с опорными словами и условными обозначениями)

- Группа информации подготовила рассказ о нашем крае.

- Итак, оператор готов. Мы начинаем съемки нашей передачи.

Внимание! Мотор!

Здравствуй, дорогая Сабрина! Мы рады познакомиться с тобой и с удовольствием отвечаем на твое письмо. Мы живем в Магаданской области, которая находится на крайнем Северо-востоке России, поэтому люди говорят, что мы живем на краю света.3 декабря 2008 года нашей области исполнилось 55 лет!

Магаданская область очень большая. На её площади может поместиться несколько европейских государств.

Большую часть года у нас холодно, зима длиться 9 месяцев.

Наш край очень богатый. Основные богатства - золото, серебро, уголь. Магадан – портовый город, он стоит на берегу холодного Охотского моря, в котором много ценных пород рыб.

Несмотря на суровые условия, природа нашего края богата и разнообразна. Медведи, олени, бурундуки, чайки, волк – это лишь малая часть животного мира области.

- А столица Колымского края – город Магадан.

(Учитель крепит на доску красную точку, съемка останавливается)

Группа № 2

(Выходят к доске, читают стихи, на экране слайд - фильм)

- Спасибо первой группе, а наша передача продолжается. Специальные корреспонденты приготовили Сабрине фоторепортаж о нашем любимом городе. Внимание! Мотор!

1 ученик

С чего ты начинался. Магадан?
С построек первых, на ветрах пронзительных.
С домов, что вырастали тут и там,
С красивых шпилей, башен удивительных.
С чего ты начинался Магадан?
С театра, с парка,
Может быть с Дальстроя.
С чего ты начинался, Магадан?
С рожденья наших пап и наших мам,
С твоих людей – строителей, героев.

2 ученик

Шпиль телевышки – как маяк не спишь.
Не дашь зимой и летом заблудиться.
С тобой наш город - Маленький Париж
И виден с высоты полета птицы.

3 ученик

Две бухты делятся туманом,
А ветер с моря дует все сильней!
Я пролечу над морем с паропланом
Взгляну на вереницу кораблей.
Без моря не представить Магадана,
Оно – и песня, и душа его.
Им манит нас оно в другие страны
И песни о романтике поет.

4 ученик

Театр вам откроет двери зрители
Кино тебе? Пожалуйста, гляди.
Сюда впервые привели родители,
Когда еще мне не было пяти.
Здесь музыка и танец будет чувства,
Здесь драма, и балет, и бенефис,
И золотые россыпи искусства.
Аплодисменты, крики “браво”, “бис”.

5 ученик

Север крайний, север дальний,
Золотая Колыма
А суровая природа
Для закалки нам дана.
В школе первой мы живём
Лучше всех, конечно,
И танцуем, и поем,
Учимся успешно.

Группа № 3

(Выходят к доске, поют песню на мотив “Вместе весело шагать”)

- Спасибо специальным корреспондентам, из слад-фильма Сабрина узнает о красоте колымской столицы – городе Магадане.

- Пришло время представить творчество музыкальной редакции. Ребята приготовили веселую песенку о нас.

Внимание! Мотор!

1 куплет

В нашем городе пусть холодно, но весело
В музыкальной школе исполняем песни мы
А в художественной - пишем город красками
Дружим мы и со стихами и со сказками.

Припев:

Вместе весело расти и учиться, и учиться и учиться
К нам Сабрина приходи подружиться, подружиться, подружиться.

2 куплет

И по вкусу увлеченья выбрать надобно:
Танцы, спорт, шитье и пенье, и театр нам
Все на свете интересно погляди вокруг.
И еще прекрасней, если рядом лучший друг.

Припев:

Вместе весело расти и учиться, и учиться и учиться
К нам Сабрина приходи подружиться, подружиться, подружиться.

4. Итог занятия.

- Стоп. Снято. Мы закончили съемки телепередачи “Путешествие на край света”. Давайте посмотрим, что же у нас получилось.

(Просмотр видеофильма)

- Посмотрите, как здорово все получилось. Какие вы талантливые и творческие! Я думаю, что Сабрина много узнает о нашем прекрасном крае, городе, о вашей жизни, учебе и увлечениях.

Этот диск мы обязательно передадим Сабрине. А вам на память о нашей встрече и совместной работе я подарю диск с копией передачи.

Благодарю вас за сотрудничество и хочу вручить каждому именное удостоверение автора-создателя телепередачи “Путешествие на край света”.

5. Рефлексия.

Ребята, я попрошу вас выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению.

С этим смайликом подойдите ко мне, что бы сделать фото на память.

Список литературы

  1. Леонтьев В.В., Новикова К.А. Топонимический словарь Северо-Востока СССР / Науч. Ред. Г.А. Меновщиков. – Магадан: Кн. изд-во, 1989. – 456 с.
  2. Н.С. Цепляева, Т.Ю. Гоголева, Р.П. Корсун, В.В. Давыдов. История родного края. - Магадан, 2004.
  3. Комарова Л.И. Магадан. Путеводитель-справочник. Магадан: Кн. изд-во, 1989
  4. Алексеев А.И. Адмирал Нагаев. Магадан, 1968..
  5. Богданов А.Н. Город молодости. - На Севере Дальнем. Магадан, 1964.
  6. Волков Г.Г. Золотая Колыма. Магадан, 1984
  7. Кочеров А.И. Из истории основания Магадана. – Краеведческие записки, Магадан, 1959.

Словарь

ДАЛЬСТРОЙ – В 1928 году на территории области открыты золоторудные месторождения. В 1931 году создаётся Дальневосточная строительная организация в ведомстве КГБ для строительства дорог и развития золотодобывающей промышленности в Магаданской области. Первым директором Дальстроя был Эдуард Петрович Берзин.

СЕВЕРО-ВОСТОК – часть России.

МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ - находится на крайнем Северо-востоке России. Площадь области 461,4 кв. км, средняя температура января от - 19° до - 38° средняя температура июля от +12° до +16°, основные богатства - золото, серебро, уголь. Несмотря на суровые условия, природа нашего края богата и разнообразна.

МАГАДАН – столица Колымского края, статус города получил в 1939 году, Магадан – портовый город, он стоит на берегу холодного Охотского моря.

Охотское море – море, входит в акваторию Тихого океана, в котором много ценных пород рыб.

ГЕРТНЕРА – бухта, врезается с вост. в п-ов Старицкого, на перешейке которого разместился Магадан. Название дано в 1912 г. гидрографической экспедицией Восточного океана, руководимой М. Е. Жданко, в честь участника экспедиции капитана 2-го ранга К. Н. Гертнера, командира транспорта “Охотск” (сообщение ученого секретаря Географического общества СССР Л. И. Сенчуры). Магаданцы эту бухту чаще называют Веселой (Щербинин Б. Г., Леонтьев В. В. С. 41, 42).

НАГАЕВА – бухта, врезается в п-ов Старицкого, Ольск. р-н. Названа в 1912 г. в честь выдающегося гидрографа адмирала Алексея Ивановича Нагаева (Масленников Б. Г. С. 149), до этого ее называли бух. Волок.

КОЛЫМА – река. Одна из крупнейших на Крайнем Северо-Востоке СССР, протяженностью 2129 км, впадает в Восточно-Сибирское море. Истоки ее начинаются в Магаданской области, среднее и нижнее течение проходит по Якутской АССР. Образуется из двух рек: левая вершина – Аян-Юрях, правая – Кулу.

Есть много различных толкований по этимологии топонима “Колима”. Одни объясняют, что слово “Колыма” произошло от якутского слова кулу река, другие – от юкагирского кулема ловушка на медведя, некоторые связывают название с “калымом” – выкупом да жену и приводят легенды (Бабкин П. В. 1968. С. 24). Все это, на наш взгляд, маловероятные предположении. Лишь в одном можно быть уверенным, что русские землепроходцы услышали название реки от юкагиров или якутов, и адаптировали его в соответствии с фонетическими нормами русского языка. Небезынтересно отметить, что название, близкое к топониму “Колыма”, носит р. Колымак – КалыМач, впадающая в Пенжинскую губу, на зап. побережье Охотского моря. Эвены Колыму называют Кулу (что это значит – пока не установлено), чукчи – Экулимэн (адаптации названия “Колыма”), На Северо-Востоке в чукотско-корякской топонимике обильно распространены основы – куул-, -коал-, -куюл-, выступающие как самостоятельные названия, так и в сочетании с другими основами в качестве номенклатурного термина. Основы - куул-, -коол- большей частью относится к рекам и реже - к оврагам или глубоким впадинам, по которым протекают реки и ручьи. Обычно это спокойные реки с глинистыми берегами, текущие по низменной тундре. В Якутии распространены топонимы кюель, кёль, обозначающие озеро. Возможно, что основы - куул-, -коол-, -кюсль-. -кёль-, -кулу-, относящиеся к гидронимам, имеют какую-то общую древнюю историческую связь и простираются от окраин Северо-Востока до Средней Азии (ср. озеро Иссык-Куль) и Горного Алтая. Возможно, топоним “Колымаобозначает нарицательное слово 'река', ставшее впоследствии именем, и исторически связан с перечисленными выше гидронимами.

Первые сведения о р. Колыма появились во второй половине XVII в. Русские казаки в своих отписках называли ее Колыма. На Колыме возникли Верхне-, Средне- и Нижнеколымский остроги, последний долгое время являлся форпостом продвижения русских на восток, В XVII–XVIII вв. хорошо было исследовано казаками среднее и нижнее течение Колымы, верховья же представляли для географов белое пятно вплоть до конца XIX п. Правда, экспедиции Наркомвода в 1928—1929 гг. удалось найти сведения, что но Колыме, а именно её левой вершине Аян-Юряху, в конце XVII в. и в XVIII вв. сплавлялись русские казаки, доставляя провиант в колымские остроги. Кем и когда был открыт этот путь, неизвестно. В, конце XVIII в. он был закрыт из-за сложности сплава по порожистому течению Верхней Колымы и с открытием новых путей. В 1891 г. от Верхнеколымска но Колыме до впадения Омолона сплавился исследователь Северо-Востока И. Д. Черский. В 1928–1929 гг. верховья Колымы от Бохапчи были исследованы экспедицией Наркомвода. Экспедиция С. В. Обручева в 1929 г. Установила, что Колыма образуется из двух рек.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4