Развитие интонации в театрализованной деятельности у дошкольников

Разделы: Логопедия


Еще в древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Ведь порой, слушая незнакомую речь, не понимая смысла, мы с легкостью определяем, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания. Даже ребенок, который едва стоит на ногах, может “рассказать” нам о многом – хорошо ли выспался, рад или расстроен чем-то.

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации.

Интонация – это сложный комплекс, включающий в себя несколько выразительных средств звучащей речи.

Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др.

Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

Фразовое ударение – выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.

Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый, мрачный и т.д.

Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания.

На сегодняшний день в речевые группы приходят дети с очень сложными речевыми дефектами (стертая дизартрия, заикание, сложная дислалия с дизартрическим компонентом). Как следствие, еще в большей мере страдает и просодическая сторона речи дошкольников. Кроме этого, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.

Исходя из этого, я решила связать логопедическую работу с привлечением театральных средств. Что привлекает меня в этой работе?

Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, помогает детям общаться со сверстниками и взрослыми. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи. Этому во многом способствует работа над выразительностью речи персонажей, собственных высказываний. Легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Соответственно улучшается диалогическая речь.

В качестве рекомендаций к логопедической работе в театрализованной форме я хочу отметить следующее:

– необходимо провести большую предварительную подготовку по формированию у детей правильного речевого дыхания, мимики, жестов, движений, интонационной выразительности речи;

– сценарий рассчитан на группу детей не менее 14 человек. Если по каким-либо причинам детей присутствует меньше, одни и те же воспитанники исполняют несколько ролей;

– ограниченный набор мобильных декораций, использование мягких объемных модулей и элементов костюмов позволяет детям быстро перевоплощаться и не терять динамику и единый темп действия;

– главные роли полезно давать робким, неуверенным в себе детям;

– речевой материал необходимо подбирать применительно к возможностям каждого ребенка, автоматизированным звукам, этапу коррекции.

В работе над развитием у детей мимики и жестов я использую игры-этюды на осознание и выражение основных эмоций, предложенные Н.В.Клюевой, Ю.В.Филипповой. Этюды: “Вожатый удивился”, “Солнышко вернулось”, “Зверята заболели”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Гадкий утенок” являются мини-сценками, особое внимание при разыгрывании которых я уделяю позе, мимике, движениям участников сценки, делая особый акцент на проявления у них удивления, радости, печали, грусти.

Дети с речевыми нарушениями очень часто говорят в ускоренном или замедленном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчетливо, выразительно и красиво. Я учу детей отхлопывать ритмы.

Простые ритмы Сложные ритмы
!! – !

! – !!

!! – ! – !

! – !!!

! – !!!! – !

!!! – !! – !

! – !!! – !!!

!!! – ! – !

! – !! – !!

! – !!! – !

!! – !!! – !

!! – !!! – !!!

!!! – !! – !!

!!! – !! – !

В работе над темпом речи и интонацией я взяла за основу схему, предложенную А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко:

Так, прочитав стихотворение А. Введенского “Песенка машиниста”, я вместе с детьми обсуждаю, почему оно прочитано именно так. Первую часть очень тихо и медленно, вторую, наоборот, громче, постоянно увеличивая темп. Если дети затрудняются с ответом, можно дать неверный образец, поменяв местами манеру исполнения частей стихотворения. После обсуждения каждого четверостишия стихотворение читается снова, только после этого детям предлагается повторить каждый отрывок по образцу, чтобы исключить неверную подачу смысла с помощью интонации.

В дальнейшем для работы над текстами я использую различные интонационные схемы:

Целесообразна и ролевая гимнастика, в которой детям предлагается рассказать известное стихотворение следующим образом:

– шепотом;

– с пулеметной скоростью;

– со скоростью улитки;

– как робот;

– как иностранец.

Эта работа не проходит бесследно, она помогает в дальнейшем освоить детям роль в театрализованной деятельности. Дети становятся активнее, умеют импровизировать, вносить свои предложения при передаче голосов персонажей.

После того как у детей сформировались базовые умения и навыки по использованию основных средств интонационной выразительности, следует переходить к подготовке и показу театрализованного представления.

Вместе с детьми мы поставили и показали спектакли по сказкам “Гуси-лебеди”, “Колобок на новый лад”, “Муха-Цокотуха”, музыкальную игру-сказку “Лесная прогулка”. Спектакли были показаны не только внутри дошкольного учреждения, но и в Доме Пожилого Человека, на фестивале “Надежда Мельпомены”.

Спектакли мы записываем на видео, чтобы дети смогли посмотреть со стороны на свою игру, совместно обсудить все достоинства и недостатки.

В результате последовательной работы по формированию интонационной выразительности именно в театрализованной деятельности я заметила, что:

– голос у детей стал более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью;

– гиперактивных детей работа над сказками сделала более дисциплинированными, а пассивные и робкие “оживали” и активизировались;

– в очень увлекательной форме, непринужденно происходит автоматизация звуков;

– в активном словаре у детей появились образные выражения, сравнения, эпитеты, синонимы и т.д.;

– театрализованная деятельность позволяет тесно сотрудничать с родителями, что способствует более быстрому устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте;

– заинтересованность в положительном результате объединяет всех участников пед. процесса: логопеда, воспитателей, хореографа, музыкального руководителя.

Я считаю, что использование театрализованной деятельности в работе по формированию интонационной выразительности помогает изменить не только негативное отношение ребенка к своему дефекту, но и сделать его более уверенным в себе и инициативным. Речь детей становится более выразительной не только в театрализованной, но и в свободной деятельности, на занятиях, что, безусловно, способствует полноценному школьному обучению.